Тема: «Осень».
Цель: развитие устной речи детей предшколы
Задачи: учить детей рассказывать по картине, используя образные слова и выражения, сравнивать существенные признаки явлений и делать элементарные выводы.
Ход занятия:
I Организационный момент. Кто у нас в гостях?
Осень: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?
А кто я угадайте из моих загадок?
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Осень: Не догадались? Тогда слушайте следующую загадку.
Я деревья раздеваю
И листочки с них снимаю.
(отгадывают,что Осень в гостях)
II Рассказ – загадка.
- Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)
III Беседа.
- Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени)
- А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)
- А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)
- Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху. Некоторые животные впадут в спячку, они прячутся в норы и засыпают, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом. Деревья сбросили листву.
- А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в школу и он мне подарил волшебный мяч.
IV Игра «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»
Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
- листья осенью (что делают?) –листья осенью желтеют и опадают
-дождь осенью (что делает?) –дождь осенью моросит,идет.
-урожай осенью (что делают?) –урожай осенью уберают.
- птицы осенью(что делают?) — Птицы осенью улетают.
-деревья осенью(что делают?) — Деревья осенью роняют листья.
-звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Игра “Хорошо-плохо”
Девочки расскажут, что хорошего вы знаете об осени, а мальчики - что плохого:
Хорошее:
Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют свою
одежду деревья и кусты. Услышать, как шуршать под легкий ветерок
листья. Можно увидеть, как птицы приготавливают запасы на зиму.
Плохое:
Солнце светит все меньше и меньше. Часто льют холодные дожди, становится прохладно. На улице много луж и грязи. Долго на улице не погуляешь.
Физминутка(Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.
- Ребята, давайте соберём осенний букет.
(Хором, с демонстрацией).
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
-Молодцы ребята!
Дидактическая игра ” “Овощи-фрукты”
Принесла нам осень свои плоды. Закройте глаза и представьте сад, в котором растет много фруктов. Постучите по столу руками. Слышите, осыпаются как фрукты в саду? Какие вы знаете фрукты? (яблоко, груши, слива, апельсин, банан и т. д.)
- А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Какие вы знаете овощи: (лук, морковь, огурец, помидор, свекла, капуста, перец и т. д)
- Расскажите, что готовят из фруктов?
(варят компоты, варенье)
- А что делают из овощей? (салаты, закатывают в банки)
V Составьте небольшой рассказ по картине «Золотая осень».
Вопросы по картине.
1.Что изображено на переднем плане?
2.Что – на заднем?
3.Каков лес осенью?
4.Какое небо бывает осенью?
5.Какое настроение передал художник? Любит ли он осень?
VII Итог занятия.
- Дети, вам понравилось сегодня занятие?
- Что вам понравилось больше всего?
- Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
О каком времени года мы говорили на занятии?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)