Занятие по курсу «Азбука здоровья» в 3 классе
Тема: «Одежда и обувь»
Учитель: Васина Г.А.
Задачи, направленные на формирование личностных результатов:
- формировать целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии природы;
- развивать у детей эстетический вкус.
Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
- формировать умение ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её.
Задачи, направленные на формирование предметных результатов:
- закреплять понятия «одежда», «обувь».
Ход занятия:
- Определение темы занятия.
(слайд 1) - Определите, что общего у этих предметов? (одежда)
- Какими словами можно продолжить этот ряд?
(слайд 2) – А что общего между этими предметами? (обувь)
Продолжите этот ряд. Определите тему занятия, какие цели поставим (слайд 3)?
Цели:
- познакомимся с историей возникновения одежды и обуви;
- увидим разнообразие современной одежды;
- будем развивать эстетический вкус и культуру.
II. Знакомство с понятиями одежда и обувь.
-Что такое одежда, зачем она нужна? (слайд 4)
Одежда – совокупность изделий, которые надевают на себя люди для прикрытия тела.
- Какое основное требование к одежде? (чистота, удобство и т. д.)
-Что такое обувь? (слайд 5)
Обувь – предмет одежды для ног из кожи или других плотных материалов.
- Какое основное требование к обуви?
Часто говорят «У этого человека есть вкус» или «Со вкусом сделанная вещь». Что мы подразумеваем под понятием «эстетический вкус»?
Эстетический вкус – это способность человека сознательно судить о красоте окружающей его природы, о людях, их одежде, вещах, о красоте произведений искусства. Вкус проявляется не только в умении человека красиво одеваться, но и во всём его виде: привычках, манере поведения, умении правильно ходить, стоять. А. П. Чехов говорил: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (слайд 6).
III.История возникновения одежды (слайд 7).
Человек всегда старался выглядеть как можно лучше. Древние люди обматывали вокруг тела звериные шкуры, а на шею вешали ожерелья из разноцветных камешков. Всё, что попадалось человеку под руку, шло в дело – кора деревьев, шкуры животных, перья птиц.
Посмотрите, потрогайте шкуру. Какая она?
(слайд 8) Одежда, помимо всего прочего, имела ещё и некоторый символический, магический смысл. Заворачиваясь в шкуру какого-то животного, древний человек пытался тем самым отпугнуть от себя злых духов. А в ледниковый период людям приходилось кутаться в меха животных, чтобы хоть как-то согреться.
Постепенно человек стал выделывать всё более мягкие и прочные шкуры, а от 40 до 50 тысяч лет тому назад была изобретена игла, ставшая основным портняжным инструментом.
Позднее люди научились прясть шерсть и скручивать её в длинные нити, а потом научились ткать ткани (слайд 9).
В Древней Греции одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, которую оборачивали вокруг тела и на плече закрепляли брошью (слайд 10).
Практическое задание: стань на время жителем Древней Греции. Попытайся кусок ткани превратить в «пеплос». Удобно ли себя чувствовать в этом облачении?
Менялись времена, менялась и одежда (слайд 11). Женщины стали носить пышные платья, широкие юбки. Мужчины носили камзолы, украшенные манжетами, шляпы-цилиндры, перчатки.
IV. Вредная одежда.
Не случайно в старину женщины носили одежду, которая не мешала нормальному кислородному обмену, теплообмену и кровообращению. Ведь модные нынче обтягивающие джинсы – довольно вредный вид одежды: они ухудшают кровообращение тазовых органов, что ведёт к застою крови и болезням.
Плохо влияют на здоровье также бельё, платья, колготки из синтетических материалов. Ацетатный шёлк, нейлон, эластан препятствуют тепловому обмену и, тем самым, могут вызвать ухудшение общего самочувствия.
V. Виды тканей.
- Какие вы знаете натуральные ткани? (слайд 12)
Шерсть – натуральный продукт. Вещи тёплые, качественные, воздухопроницаемые. (слайд 13)
Хлопок выращивают в тёплых странах, хорошо снимает стрессы, помогает при неврозах (слайд 14).
Лён создает ощущение прохлады, хорошо носить в жаркую погоду (слайд 15).
Шёлк – тонкая, лёгкая ткань, быстро сохнет (слайд 16).
VI. Виды одежды.
_ Ребята, а почему мы не можем пойти в школу в пижаме или халате?
- Какая бывает одежда?
Виды одежды: деловая, спортивная, домашняя, рабочая (слайды 17-20).
- Как называется одежда, в которой вы ходите в школу? Что необходимо Девочкам? Что необходимо мальчикам?
- Одинаковая ли одежда в разное время года?
- А можно по одежде определить, где живёт человек? (слайд 21)
VII. Обувь.
Когда древнему человеку приходилось преодолевать острые камни, он понял, что ему нужно что-то надевать на ноги, чтобы защитить их. Поэтому первая обувь, которую он изобрёл, была сделана из травы, полосок кожи и плоских кусочков дерева. Человек прикреплял их к подошвам верёвкой.
Постепенно сандалии превратились в ботинки. Чтобы защитить большой палец, носок ботинка загибали кверху.
В более холодных странах люди стали создавать тёплую обувь. Иногда они носили мешочки, подбитые травой и привязанные к ноге.
А обувь, напоминавшую современную, изобрели воины, ходившие в длительные походы. Для того, чтобы защитить ноги, им нужны были ботинки, служившие достаточно долгое время.
И сейчас к обуви нами предъявляются много требований (слайд 22): из натурального материала, каблук не более 2-4 см или платформа (слайды 23-24), незаострённый нос (слайд 25).
VIII. Професии людей, изготавливающих одежду и обувь.
- Назовите профессии людей, которые задействованы при изготовлении одежды и обуви. (слайд 26)
IX. Итог.