Психологическое здоровье ребенка (учет психоэмоционального состояния детей; использование различных каналов восприятия информации: зрительного, слухового, тактильного);
Различные виды гимнастики (кинезиологическая гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж)
Творческий характер обучения (деятельностный режим работы, смена видов деятельности, занимательные элементы занятия);
Формируемые УУД
Личностные: содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации; проявлять эмоционально – ценностное отношение к органу зрения- глазам и желание об этом рассказать.
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать результат учебной деятельности; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Коммуникативные: формирование умения работать в группах, находить в содружестве с одноклассниками способы решения учебной задачи; слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою; ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, формулировать свои затруднения; согласовывать позиции с партнером.
Познавательные: осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
Ход занятия
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Хронометраж
Здоровьесберегающие
технологии
Организационный момент
Ребята, вы пришли на занятие после уроков и конечно устали. Небольшая разминка поможет нам расслабиться и восстановить свою работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые дадут нам заряд положительной энергии. Давайте начнем. Займите свои места.
Дети в свободном порядке располагаются на ковре
2
Психологическая подготовка к занятию.
Физ.минутка
Игра «Команды»
- Я буду отдавать команды, а вы их выполнять:Поднимите руки вверх. Отведите в стороны. Опустите вниз. Повернитесь вправо, влево, кругом. Укажите на соседа слева. Укажите на соседа впереди. Укажите на соседа справа. Укажите на соседа сзади. Сядьте на ковер.
Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?
Молодцы. Вы старались быть внимательными.
Продолжаем нашу разминку.
Горизонтальная восьмерка.
Массаж ушных раковин.
"Ухо—нос".
Молодцы. Мы продолжим выполнять наши упражнения по ходу нашего занятия.
Сегодня мы с вами продолжим разговор по теме "Наш организм".
- Предлагаю провести эксперимент.
Педагог показывает картину природы на слайде.
.
- Какое время года изображено?
Педагог обращается к обучающимся с завязанными глазами.
- А вы, ребята, можете описать картину?
- Поднимите руку те, кто догадался, о чем мы будем говорить.
- Тем, кто еще не догадался, предлагаю подсказку. (На слайде появляется ребус)
- Правильно. Подумайте и скажите, какая у нас сегодня тема занятия.
- Какие вопросы по данной теме вас интересуют.
Правильно. Мы попытаем ответить на некоторые вопросы и вспомним, тот материал, который знаем. Я предлагаю вам разные кейсов, которые помогут вам ответить на ваши вопросы.
2обучающимся завязываются глаза. Одному с плотной повязкой, второму с прозрачной повязкой.
Ответы обучающихся
Ответы детей
Только поднимают руку.
Снимают повязки.Разгадывают ребус на экране. Дают ответы.
«Глаза - помощники человека»
Ответы детей
5
Коррекционная технология.
Систематизация полученных и
открытие новых знаний
Для этого я предлагаю вам приступить к работе с кейсами.
В каждом кейсе находится определенная информация, которую обучающиеся должны изучить или закрепить. Эти задания необходимы вам для создания буклета по теме нашего занятия.
Кейс – новые знания «Строение глаза»
Кейс – закрепление «Правила сохранение зрения»
Кейс – расширение лексико-грамматического строя речи «Зеркало души»
Приложение: содержание кейсов.
Обучающиеся в свободном режиме передвигаются по классу, и решением группы выбираю любой кейс с заданиями.
20
Методика Базарного В. Ф.
Физминутка
По завершению работы с кейсом проводится кинезиологические упражнения по выбору педагога.
Ребята, в заключение нашего занятия у меня для вас есть еще один кейс. Кейс – кроссворд (самоанализ), который позволит нам сделать анализ полученных знаний и поможет подвести итог занятия.
Посмотрите – у вас должно появиться ключевое слово. Назовите его.
- Вспомните тему нашего занятия.
- Докажите, используя полученные знания что глаза наши помощники. (Обобщение материала)
Работа с кроссвордом, определение ключевого слова.
Называют ключевое слово. (Помощник)
«Глаза-наши помощники».
Ответы детей.
5
Коррекционная технология.
Итог урока
- Давайте сделаем выводы, подведем итог по нашему занятию. И поможет нам в это метод «Закончи предложение»
1. Зрение необходимо беречь, так как….. ……………………………………………………
2. Для гигиены и профилактики нарушений зрения полезно ……………………………………..
3. Давайте своим глазам …………………...……
- Как вы думаете, кому могут пригодиться составленные вами буклеты?
Занятие закончено.
Спасибо за интересную работу!
Работа с буклетом.
Ответы детей.
5
Коррекционная технология
Приложение 1.
Кейс новые знания
«Из чего состоит глаз?»
Работа выполняется в парах.
После знакомства, с информацией обучающиеся работают с буклетом.
Глаз круглый, как яблоко, его так и называют глазным яблоком. Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой –роговицей. В центре глаза есть чёрная точка – это зрачок. Он пропускает свет и может сужаться, а в темноте расширяться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. Она бывает разного цвета, поэтому от неё зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далёкие и близкие предметы. Глаз связан с мозгом. На задней стенке глазного яблока находится сетчатка. Сетчатка самая главная часть глаза. Она по зрительному нерву передаёт изображение в мозг.
Простым карандашом соединить столбики так, чтоб получилось вызное утверждение.
Глаз
– это зрачок
Цветное колечко вокруг зрачка
–роговицей
Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой.
- глазное яблоко
За зрачком находится…..
Он помогает видеть далекие и близкие предметы.
–это орган зрения
Глаз как яблоко называют
– это радужка.
….самая главная часть глаза. Она по зрительному нерву передаёт изображение в мозг.
- мозгом.
В центре глаза есть чёрная точка – это…
Он пропускает свет и может то сужаться, то расширяться.
- хрусталик
Глаз связан с ……
- сетчатка
КЕЙСзакрепление
«Правила сохранения зрения»
После закрепление информации обучающиеся работают с буклетом.
Органы зрения – это глаза. Они позволяют нам учиться и трудиться. Любое нарушение какой-либо части глаза ведёт к болезни, связанной со зрением. Врач по глазным болезням – окулист. Необходимо следить за своим зрением и 1 раз в год проверять своё зрение. А, главное, зрение необходимо беречь.
Чтобы сохранить зрение, надо не только выполнять специальные упражнения, но и знать правила.
- Назови правила по картинкам (представлены на слайде):
Правила, которые называют обучающиеся.
1.Читай и писать при хорошем освещении.
2. Свет должен падать с левой стороны.
3. Не читай лёжа.
4. Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
5. Не читай в транспорте.
6. Не смотри долго телевизор.
7. Не работай долго на компьютере.
8. Не три глаза руками, пользуйся платком.
9. Каждые 20 минут давай глазам отдохнуть.
10. Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.
11. Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
12. Играть на компьютере можно не более 15 мин.
Педагог проводит «Гимнастика для глаз».
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
4. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
- В своих буклетах нарисуйте 2-3 значка, которые помогу выполнить гимнастику.
Кейс расширение лексико-грамматического строя речи
«Зеркало души»
Глаза одних сверкают солнцем, Глаза других наполнены слезой... Глаза способны отражать любое чувство,
Они всегда честны с тобой. Глаза откроют множество секретов, Ты только повнимательней смотри. И если на вопросы ищешь ты ответы, Взгляни в глаза - в них зеркало души...
(подбор качественных прилагательных)
- У нас с вами тоже есть зеркала. Давайте посмотрим какие разные у нас всех глаза. Они у нас какие?
- А как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
- Работа со слайдом: выберите и приклейте в буклете своему королю глаза. (Обучающиеся дают характеристику короля)
.
- Как мы смогли легко догадаться какой это король? Ребята, как мы понимаем пословицу «Глаза-зеркало души»? (ответы детей)
- Да, глаза человека приобретают большую силу. Глаза умеют говорить, глазами можно ободрить. По глазам можно увидеть, злой человек или добрый, в них отражаются особенности характера, прошлый опыт и даже интеллектуальные возможности человека. По глазам всегда определяли внутренние переживания. Неслучайно в народе родились такие пословицы: «Глаза – это зеркало души»
Работа с пословицами на слайде: «Чего нет в мыслях, того не будет и в глазах», «Глаза боятся, а руки делают», «У страха глаза велики».
- Запишите по выбору пословицу в буклет.
Кроссворд:
Работа с буклетом.
1. При помощи какой части речи можно охарактеризовать глаза.(Прилагательное)
2. Как в старину называли глаза.(Очи).
3. С чем связан глаз.(Мозг)
4. Чёрная точка в центре глаза.(Зрачок)
5. Какую функцию выполняют ресницу.(Защита)
6. Что необходимо выполнять для сохранения зрения.(Гимнастика)
7. Врач по глазным болезням. (Окулист)
8. Вставь пропущенное слово: глаза -……души.(Зеркало)
Ключевое слово- помощник.
По выбору педагог проводит кинезиологические упражнения:
«Колено – локоть». Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
«Кулак».«Ребро». «Ладонь». Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.
«Ленивые восьмерки» Исходное положение: стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Упражнения выполняется 8–10 раз.
«Зеркальное рисование»Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
"Ухо—нос". Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Горизонтальная восьмерка».Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, затем другой рукой, потом обеими руками вместе. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для обучающихся:
1. Азбука здоровья. Энциклопедия для маленьких вундеркиндов. Н.Чуб. Фактор,2010.
2.Если хочешь быть здоров. Серия: Детские энциклопедии с Чевостиком. Е. Качур. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
3. Книга "Новая энциклопедия школьника" - Е. Бубнова Фактор,2010.
Для педагога:
Вайнер М. Э., Степанова О. А., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. // Под. ред. Кумариной Г. Ф. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002.
Сиротюк А.Л. Изучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
Пензулаева Л. И. Комплексы физкультминуток на общеобразовательных уроках // Начальная школа. - 2003.
Пляскина Е. П. Кинезиологические упражнения как здоровьесберегающая технология работы с детьми с ОВЗ [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.