- развивать сосредоточенное внимание при чтении вслух с проговариванием
- развивать слуховое восприятие
- развивать воссоздающее воображение в процессе беседы по тексту
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать такие моральные качества, как доброта, отзывчивость
- воспитание интереса к чтению
I. Мотивационно-ориентировочнаячасть
1.Эмоциональный настрой
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.
-Какое у вас настроение ?
-Я очень рада, что сегодняшний наш урок начинается с хорошего настроения. – Хотите, чтоб урок был интересным и познавательным? – Тогда начнём.
2. Зарядка для диктора
– Как всегда, начинаем с зарядки для диктора.
Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно.
– Значит, скороговорку скажем не только быстро, но и выразительно
Работа парами.
– Скажем свою любимую скороговорку своему соседу.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
3.Упражнения для развития речевого дыхания: -Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
II. Операционно -исполнительна я часть
Знакомство с автором
ЕРМОЛАЕВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ (1921 - 1996)
родился в 1921 году в городе Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом закончив школу, Юрий Иванович в 1943 году поступил учиться в Театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но ему хотелось создавать своих героев, передавать детям свой жизненный опыт. На радио Юрий Иванович прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей.
Талант писателя пересилил талант актера. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Жил в его душе и драматург. Видимо, сказалось артистическое прошлое. Его пьесы и сценки с удовольствием исполнялись в театрах и домах культуры. Со сказочными героями его пьес мы до сих пор можем встретиться на новогодних представлениях.
В каждом произведении Юрия Ивановича происходит что-нибудь чрезвычайно необычное и интересное, смешное, необычное. Но все это направлено на торжество добра над злом. Его герои честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки. Они наделены добротой и находчивостью, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они верят в справедливость. Герои ермолаевских произведений наполнены таким жизнелюбием, смелостью и правдивостью, что с ними и расставаться не хочется.
Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Ермолаев Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и «106 пропавших часов», и «Дом отважных трусишек», и «Нежданно – негаданно» и другие. Писал Ермолаев Юрий Иванович сказки. Одна из них называется «О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе». Некоторые свои произведения он назвал «Грустными шутками», забавность которых таит в себе много важного и поучительного.
1. Подготовка к восприятию
– В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить
Словарная работа
Загадка Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает с сочным
Аппетитным джемом.
И безе бывает - крошкой,
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой,
Только вовсе не пюре. (Пирожное) - И всё же, что такое пирожное? - Давайте проверим наши догадки, воспользуемся словарем Ожегова и найдем значение слова «пирожное». Дети работают в группах по 4 человека и находят заданное слово в словаре. - Пирожное — кондитерское изделие небольшого размера из сладкого сдобного теста, обычно с кремовой начинкой. - А что же значит «кондитерское»? Кто же делает эти красивые пирожные? - Конечно, это кондитеры. То есть повара, которые создают десерты: торты, пирожные и другие сладости.
- Буфет – это шкаф для хранения посуды
Тропические лианы – вьющиеся растения с длинными стеблями, растут в тропических лесах, обвиваясь вокруг деревьев, цепляясь за них.
4.Целеполагание. - Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева «Два пирожных», будем развивать свой навык чтения и учиться выделять главную мысль текста
– А какие бы виды работы вам были интересны?( Игра «Радиотеатр». Составление синквейна. Работа с пословицами. Работа в группах) - Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (предположения детей) - Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте и готовьтесь ответить на мой вопрос: почему одна из девочек осталось без пирожного?
7. Анализ произведения
-Проанализируем главных героев. О чём попросила мама дочек? – Почему девочки не хотели помогать маме?(читала книгу, лепила из пластилина) – Какой выбор сделала каждая из сестер? (чтение книги, помощь маме) – Какими по характеру были сестры? – Почему Наташа съела два пирожных? – Какой урок хотела дать мама дочке?
- Как вы думаете, справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось? (предположения детей) - Наташа могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами и просьбами. - Как вы думаете, какое качество есть у Оли, но нет у Наташи? (доброта, отзывчивость) - Все верно. Каждый из нас должен обладать таким человеческим качеством, как отзывчивость. Ведь быть отзывчивым – это значит быть чутким и добрым человеком, по отношению к окружающим. всегда быть готовым помочь другому человеку. А самое главное - делать это всегда от души и бескорыстно, то есть не прося ничего взамен за свою помощь
8. Работа в парах. Игра «Радиотеатр»
9. Работа в группах. Составление синквейна.
1 группа составляет синквейн об Оле, 2 группа составляет синквейн о Наташе
10. Домашнее задание
– Выразительное чтение рассказа – Подобрать пословицы к этому произведению
III. Итог урока. - Какой рассказ мы читали на уроке? (Два пирожных) - Кто написал этот рассказ? (Юрий Иванович Ермолаев) - Чему мы учились на уроке? (выделять главную мысль текста) - Какая главная мысль этого рассказа? (Каждый человек должен быть отзывчивым и добрым, нужно помогать друг другу) – О чём сегодня задумались после чтения этого произведения?
Оценивание. Приклеивание стикера определенного цвета на доску: Зелёный – я усвоил материал урока, у меня всё получилось Синий – я затруднялся отвечать на некоторые вопросы Красный – на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа.