kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воздух- смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с составом и свойствовами воздуха, с понятием "атмосфера", дать представление о значении воздуха для всего живого на Земле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воздух- смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека.»

Предмет: Окружающий мир

Тема: Воздух-смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Цель урока: выяснить состав и свойства воздуха опытным путем;

Задачи:

  • познакомить с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; дать представление о значении воздуха для всего живого на Земле;

  • развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;

  • воспитывать бережное отношение к природе, желание учиться и делать открытия, умение работать в паре и группах.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся характеризовать состав и свойства воздуха, роль воздуха в природе;

Метапредметные: научатся пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; исследовать свойства воздуха на основе демонстра-ционных и самостоятельных опытов и характеризовать их; выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы; ставить и сохранять учебные задачи, контролировать и оценивать учебные действия; достаточно полно и чётко выражать свои мысли;

Личностные: принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование личного эмоционального отношения к природным ресурсам, осознание необходимости бережного отношения к чистоте воздуха

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование:

- оборудование для проведения опытов;

- карточки для кластера;

- «банка сокровищ» с картинками растений, животных и т.д.;

- мини-кластеры по группам;

-Экологические задачи (раздаточный материал);

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

Окружающий нас мир

Интересно познавать.

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

2.Актуализация опорных знаний и формирование затруднения в пробном действии.

Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира? (твёрдые тела, жидкости, газы)

- Сейчас группа ребят покажет (изобразит) вам три состояния веществ. Ваша задача - угадать и привести примеры.

Банка сокровищ.

- Богата наша Земля разными сокровищами. Сегодня я получила очень дорогой подарок. Как вы думаете, что? Хотите взглянуть? (банка с надписью «Банка сокровищ»)

- А что за сокровища внутри? (один ученик помогает вытаскивать из банки картинки, остальные называют)

- Как вы думаете, остались ещё сокровища в банке? (нет)

Посмотрите внимательно.(нет, ничего)

- А я с вами не согласна. Здесь осталось самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище:

«Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

но невидим он для нас! Что это?»

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Что вы знаете о воздухе? (без воздуха нельзя жить) Знаете вы много, но не всё. Поэтому, сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? А вы будете учёными – исследователями. Кто такой исследователь?

- Сегодня мы проведём исследование воздуха и его свойств. А результат своей работы покажем, составим кластер.

3.Постановка проблемы.

Работа с текстом.

- Про воздух говорят: «Он невидимый, но всё же без него мы жить не можем». У каждой группы есть текст про воздух. Прочитав его, ответьте на следующие вопросы:

1) Что такое воздух?

2) Какой газ самый важный и почему?

3) Что такое атмосфера?

4) Сколько человек может прожить без воздуха?

Заполнение диаграмм.

Заполнение диаграмм «Состав воздуха» по группам из теста, сравнение с эталоном:

Азот -78 %, Кислород – 21 %, Углекислый газ – 1 %.

- Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные… Почему же тогда до сих пор кислород не закончился в воздухе? (ответы детей) Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

Физкультминутка (видео)

4.Совместное открытие знаний.

Доказываем реальность воздуха.

- Ребята, а вы верите, что воздух вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может его придумали?

- Его нельзя увидеть, но его можно почувствовать. А как, обсудите в группах (1мин):

мы можем дунуть друг на друга; помахать руками или веером; когда вдыхаем и выдыхаем. А можно доказать, проделав опыты. Ваши группы - это лаборатории.

Опыт1. Показывает и объясняет один учащийся. Опустите стакан, перевёрнутый вверх дном, в широкий сосуд воды. Наклоните его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели? (из стакана стали выходить пузырьки воздуха)

Опыт 2. Проводят в группах. Опустите в стакан с водой комочек мела или сахара. Что вы увидели? (из опущенных в стакан тел, начали выходить пузырьки воздуха)

Вывод: Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

Свойства воздуха.

- Какими же свойствами обладает воздух? Как нам это узнать? (провести опыты) На подготовку каждой группе 2 мин. Читаем инструкции, проводим опыт, делаем вывод. Затем каждая лаборатория защищает свой опыт, заполняем кластер.

1 лаборатория. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через неё на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс? А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?

Вывод: воздух прозрачный и бесцветный.

2 лаборатория. У вас на столе стоит чашка с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели?

Вывод: воздух легче воды.

3 лаборатория. Надуйте шарики. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объём. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик?

Вывод: воздух сжимаем и упруг.

4 лаборатория. Как вы думаете, воздух (чистый) имеет запах? Пусть один исследователь закроет глаза и понюхает воздух. Второй откроет банку, где лежит кусочек лимона и даст понюхать первому. Чем сейчас пахнет? Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.

Вывод: воздух не имеет запаха.

Опыт 3. Проводит учитель. Зажигаю 2 свечи. Если одну свечу оставить гореть, а другую накрыть стаканом, что произойдёт? (свеча потухнет, т.к. в стакан не поступает воздух)

Вывод: воздух поддерживает горение.

-Когда нам помогает знание этого свойства воздуха? (при пожарах нужно закрывать окна)

Опыт 4. Выступление двух учащихся. У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. Мыши – полёвки прячутся в норках под высокими сугробами, там тепло и уютно. А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег.

Опыт 5. Разбор опыта в учебнике.

- Что происходит? Почему это стало возможным?

Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается.

- Дорогие ребята – исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства, заполнили весь кластер.

Физминутка

5.Первичное закрепление.

Работа в группах.

- Как ветер связан с воздухом? Рассказ ученика: «Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».

- Рассмотрите картинки и скажите, как они связаны с темой нашего урока: одуванчик и клён; парусный корабль; вертолёт, самолёт и воздушный шар; ветряная мельница.

Экологические задачи.

- Выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

- Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи? (Установка очистных сооружений)

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14 кг)

- Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи? (Озеленение окружающей среды)

Тест «Воздух». Выберите правильный ответ, из полученных букв составь слово.

  1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

  1. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

  1. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

  1. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

- Послушаем стихотворение «Берегите свою планету»

6.Подведение итогов. Рефлексия.

Приём «Светофор». С помощью стикера покажите, как усвоен материал:

Тема непонятна

Остались вопросы

Я всё понял

7.Домашнее задание. (по выбору)

- составить кроссворд по теме «Воздух».

- нарисовать рисунок «Берегите воздух»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воздух- смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Автор: Проценко Наталья Владимировна

Дата: 10.06.2025

Номер свидетельства: 671475

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока " Чистый воздух-залог здоровья" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-chistyi-vozdukh-zalogh-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "146617"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419224146"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок по окружающему миру 3 класс."Вода. Её значение в природе" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-voda-ieio-znachieniie-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "128472"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415523236"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок познания мира в 4 классе "Вещества, загрязняющие воздух. Очищение и охрана воздуха""
    ["seo_title"] => string(96) "urokpoznaniiamirav4klassievieshchiestvazaghriazniaiushchiievozdukhochishchieniieiokhranavozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "267384"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450365782"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока химии "Кислород. Горение и окисление" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-khimii-kislorod-gorieniie-i-okislieniie"
    ["file_id"] => string(6) "109849"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405102187"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Тестовые задания по познанию мира . 2 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "tiestovyiezadaniiapopoznaniiumira2klass"
    ["file_id"] => string(6) "275393"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1452572606"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства