Просмотр содержимого документа
«Воздух- смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека.»
Предмет: Окружающий мир
Тема: Воздух-смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Цель урока: выяснить состав и свойства воздуха опытным путем;
Задачи:
познакомить с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; дать представление о значении воздуха для всего живого на Земле;
развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе, желание учиться и делать открытия, умение работать в паре и группах.
Планируемые результаты:
Предметные:научатся характеризовать состав и свойства воздуха, роль воздуха в природе;
Метапредметные:научатся пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; исследовать свойства воздуха на основе демонстра-ционных и самостоятельных опытов и характеризовать их; выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы; ставить и сохранять учебные задачи, контролировать и оценивать учебные действия; достаточно полно и чётко выражать свои мысли;
Личностные: принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование личного эмоционального отношения к природным ресурсам, осознание необходимости бережного отношения к чистоте воздуха
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока:урок-исследование.
Оборудование:
- оборудование для проведения опытов;
- карточки для кластера;
- «банка сокровищ» с картинками растений, животных и т.д.;
- мини-кластеры по группам;
-Экологические задачи (раздаточный материал);
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
2.Актуализация опорных знаний и формирование затруднения в пробном действии.
Проверка домашнего задания.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира? (твёрдые тела, жидкости, газы)
- Сейчас группа ребят покажет (изобразит) вам три состояния веществ. Ваша задача - угадать и привести примеры.
Банка сокровищ.
- Богата наша Земля разными сокровищами. Сегодня я получила очень дорогой подарок. Как вы думаете, что? Хотите взглянуть? (банка с надписью «Банка сокровищ»)
- А что за сокровища внутри? (один ученик помогает вытаскивать из банки картинки, остальные называют)
- Как вы думаете, остались ещё сокровища в банке? (нет)
Посмотрите внимательно.(нет, ничего)
- А я с вами не согласна. Здесь осталось самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище:
«Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
но невидим он для нас! Что это?»
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Что вы знаете о воздухе? (без воздуха нельзя жить) Знаете вы много, но не всё. Поэтому, сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? А вы будете учёными – исследователями. Кто такой исследователь?
- Сегодня мы проведём исследование воздуха и его свойств. А результат своей работы покажем, составим кластер.
3.Постановка проблемы.
Работа с текстом.
- Про воздух говорят: «Он невидимый, но всё же без него мы жить не можем». У каждой группы есть текст про воздух. Прочитав его, ответьте на следующие вопросы:
1) Что такое воздух?
2) Какой газ самый важный и почему?
3) Что такое атмосфера?
4) Сколько человек может прожить без воздуха?
Заполнение диаграмм.
Заполнение диаграмм «Состав воздуха» по группам из теста, сравнение с эталоном:
Азот -78 %, Кислород – 21 %, Углекислый газ – 1 %.
- Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные… Почему же тогда до сих пор кислород не закончился в воздухе? (ответы детей) Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.
Физкультминутка (видео)
4.Совместное открытие знаний.
Доказываем реальность воздуха.
- Ребята, а вы верите, что воздух вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может его придумали?
- Его нельзя увидеть, но его можно почувствовать. А как, обсудите в группах (1мин):
мы можем дунуть друг на друга; помахать руками или веером; когда вдыхаем и выдыхаем. А можно доказать, проделав опыты. Ваши группы - это лаборатории.
Опыт1. Показывает и объясняет один учащийся. Опустите стакан, перевёрнутый вверх дном, в широкий сосуд воды. Наклоните его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели? (из стакана стали выходить пузырьки воздуха)
Опыт 2. Проводят в группах. Опустите в стакан с водой комочек мела или сахара. Что вы увидели? (из опущенных в стакан тел, начали выходить пузырьки воздуха)
Вывод: Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
Свойства воздуха.
- Какими же свойствами обладает воздух? Как нам это узнать? (провести опыты) На подготовку каждой группе 2 мин. Читаем инструкции, проводим опыт, делаем вывод. Затем каждая лаборатория защищает свой опыт, заполняем кластер.
1 лаборатория. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через неё на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс? А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?
Вывод: воздух прозрачный и бесцветный.
2 лаборатория. У вас на столе стоит чашка с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели?
Вывод: воздух легче воды.
3 лаборатория. Надуйте шарики. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объём. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик?
Вывод: воздух сжимаем и упруг.
4 лаборатория. Как вы думаете, воздух (чистый) имеет запах? Пусть один исследователь закроет глаза и понюхает воздух. Второй откроет банку, где лежит кусочек лимона и даст понюхать первому. Чем сейчас пахнет? Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.
Вывод: воздух не имеет запаха.
Опыт 3. Проводит учитель. Зажигаю 2 свечи. Если одну свечу оставить гореть, а другую накрыть стаканом, что произойдёт? (свеча потухнет, т.к. в стакан не поступает воздух)
Вывод: воздух поддерживает горение.
-Когда нам помогает знание этого свойства воздуха? (при пожарах нужно закрывать окна)
Опыт 4. Выступление двух учащихся. У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. Мыши – полёвки прячутся в норках под высокими сугробами, там тепло и уютно. А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег.
Опыт 5. Разбор опыта в учебнике.
- Что происходит? Почему это стало возможным?
Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается.
- Дорогие ребята – исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства, заполнили весь кластер.
Физминутка
5.Первичное закрепление.
Работа в группах.
- Как ветер связан с воздухом? Рассказ ученика: «Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».
- Рассмотрите картинки и скажите, как они связаны с темой нашего урока: одуванчик и клён; парусный корабль; вертолёт, самолёт и воздушный шар; ветряная мельница.
Экологические задачи.
- Выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.
Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)
- Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи? (Установка очистных сооружений)
Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14 кг)
- Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи? (Озеленение окружающей среды)
Тест «Воздух». Выберите правильный ответ, из полученных букв составь слово.
О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.
Кислород (Д) Азот (М)
Какими свойствами обладает воздух?
Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)