Просмотр содержимого документа
«Воздух и его охрана»
План-конспект урока окружающий мира
УМК: «Школа России» 3 класс
Тема урока: “Воздух и его охрана”
Цель: создание благоприятных условий для формирования представления о составе воздуха и его свойствах.
Образовательные: систематизировать представление у обучающихся о воздухе как о смеси газов, о свойствах воздуха. Способствовать пониманию обучающимися о необходимости предпринимать специальные меры по охране воздуха.
Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций; развивать мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к окружающей среде, создание условий для воспитания коммуникативных умений, самовоспитание при работе в группах;
Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, проведение физминуток, создание благоприятного эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала.
Планируемые результаты:
Личностные: испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, выполнения действий по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать; сформирование представления о деятельности исследователя; развитие умения использовать информацию.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: формирование умения выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу; оценивание своей деятельности по оценочной характеристики других; умение определять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Предметные: знать состав и свойства воздуха; знать меры по охране воздуха.
Тип урока: предметный урок
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
У:- Здравствуйте, ребята, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я, меня зовут - Анастасия Андреевна. Садитесь.
2) Мотивация к обучению и познанию.
У:- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: « Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю»
II. Актуализация умений и знаний.
1) Фронтальный опрос.
У:-Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?
О:- Разнообразие веществ
У:- Наука изучающая вещества?
О:- Химия.
У:- Какое самое важное свойство соли вы знаете?
О:- Она соленая на вкус, поэтому ей можно подсаливать еду
У:- Как определить содержится ли крахмал в продуктах?
О:- Капнуть йода.
У:- И что произойдёт?
О:- Продукт окрасится в сине-фиолетовый цвет.
У:- Что такое вещество?
О:- То, из чего состоят тела.
У:- Из чего состоят вещества?
О:- Из частиц, которые называются атомы.
Открытие новой темы. Целеполагание .
У:- Ребята, а вы знаете, кто такие учёные?
О:- Люди, которые, что-то исследуют и изучают.
У:- Сегодня предлагаю побывать в роле учёного. У нас свами будет «Лаборатории воздуха». Представьте, что мы в лаборатории. И что мы будем сегодня изучать, вы узнаете, если вы отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый; и все же Без него мы жить не можем.
- Что же это?
О:- Воздух.
У:- Молодцы.
У:- А тему нашего исследования, вы мне скажете как выполните задание. Сейчас вы будете работать в паре, я вам раздам карточки, на которых зашифрована тема нашего исследования, вам необходимо вычеркнуть лишние символы, знаки, цифры.
С3@ВОQ&Й3С#097Т7*$~=-В000А44
LLВQ@О2$0ЗД08У№*!*Х4:А199
У:- Кто расшифровал тему?
О:- Свойства воздуха.
У:-Правильно. Ребята, а что вы знаете о воздухе?
О:-Прозрачный, им дышат животные и люди ....
(Откуда ты это узнал? Кто тебе об этом рассказал?)
У:-Как вы думаете какова цель нашего урока?
О:-Исследовать воздух.
У:- Попробуем определить задачи нашего урока с помощью слов- помощников.
- Вспомним...
- Познакомимся...
О:- Вспомним, что такое воздух. Познакомимся со свойством воздуха.
У:-Ребята, вы правы, а так же узнаем:
Как человек использует воздух?
Какими свойствами обладает воздух?
Из чего он состоит?
Каково значение воздуха?
Как охранять воздух?
Открытие новых умений, знаний.
1) Практическая работа
У:- Ребята, как раз для нашего исследования я принесла все необходимое. Я выберу помощника, что открыть коробочку.
У:- Что в ней находится?
О:- Ничего.
У:- Вы уверены? В них действительно ничего нет? А я думаю, что там все таки что-то есть.
(эксперимент с пакетом)
У:- Сейчас наполним пакет, мне нужен помощник, (даю пакет), наполни его. Полный пакет? Тяжело было ловить?
О:- Пакет полный. Нет.
У:- Сделайте вывод. Так есть ли воздух в нашей коробочке?
О:- Да.
У:- Мы свами доказали, что в коробочке находится воздух, а что нас окружает?
О:- Тоже воздух.
У:-Мы это доказали. О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом. Люди догадались об этом очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».
Опыт № 1 Определим цвет воздуха
У:-У вас на столах лежат полоски разных цветов. Покажите мне полоску желтого цвета, зеленого, красного.
У какого цвета воздух?
О:- Воздух прозрачный.
У:- Воздух всегда прозрачный?
О:- Нет. Серый- дым костра, труб домов.
У:- Правильно. Прозрачен только чистый воздух, дым костра, труб домов загрязняют воздух частицами гари и пыли, тогда он становится не прозрачным.
У:- А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно. Что вы видите вверху?
О:- Небо. У:-Правильно. Мы привыкли называть небо воздушным океаном. Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.
Просмотр фильма.
Цель: ввести обучающихся в эмоционально-смысловую атмосферу фильма, создать мотивацию для его просмотра.
У:-От чего защищает воздушная оболочка нашу планету?
О:- От метеоритов, от опасных ультрафиолетовых лучей.
Опыт 2 Имеет ли воздух запах ?
У:-Давайте проверим. Закрой глаза и не открывайте. Понюхайте воздух, сейчас чем-нибудь пахнет?
О:- Нет.
Дети снова закрывают глаза.
Очищаю апельсин ,чтобы запах распространился.
У:-А сейчас?
О:- Да, пахнет апельсином.
У:- Какой вывод можно сделать?
О:- Чистый воздух не пахнет, но он хорошо присваивает чужие запахи.
У:-Чем может пахнуть воздух?
О:- Свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д
Опыт 3. Имеет ли воздух вкус?
У:-Давайте проверим, попробуйте высунуть язычки и лизнуть воздух. Какой вывод мы можем сделать?
О:- Воздух не имеет вкуса.
Опыт 4.Имеет ли воздух вес? Можно ли его взвесить?
У:-На весы кладем сдутые шарики (весы находятся в равновесии).
Что мы видим?
О:- Вес одинаковый.
У:- Правильно (надуваем один из шариков, взвешиваем).
Что произошло?
О:- Один шарик перевесил.
У:- Какой вывод мы можем сделать?
О:- Воздух имеет вес.
У:-Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. Затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче! Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.
Под счетам ученых, вес всего воздуха, окружающего Землю, равняется примерно 5200 триллионам тонн.
Опыт 5Давайте выясним, что легче воздух или вода.
У:- Как вы думаете, что легче вода или воздух?
О:- Воздух.
У:- Сейчас с помощью опыта узнаем правильный ответ.
Разделение обучающихся на 2 группы. Первой группе дается воздушный шарик, второй теннисный мячик.
У:- На столах стоят чашки с водой. Опустите шарики в воду. Что с ним происходит?
Дети по группам проводят опыт
О:- Шарик всплывает.
У:- Как человек применяет это свойство воздуха?
О:- Надувные матрасы, жилеты, лодки
У:- Какой вывод мы можем сделать?
О:- Вывод: воздух легче воды.
Опыт 6 Имеет ли воздух форму ?
У:- На доске геометрические фигуры. (Жёлтый круг, треугольник, квадрат)
У:-Чем эти фигуры отличаются?
О:- Формой.
У:- Верно. А какой формы воздух?
Чтобы это узнать мы проведём ещё один эксперимент. Возьмите шарики и заполните их воздухом.
Дети по группам выполняют задание.
О:-Он может принять любую форму.
У:- Какой вывод?
О:- Вывод:воздух не имеет формы. Он приобретает форму того предмета, в котором содержится.
Физминутка.
Для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
Опыт 7. Воздух упругий или нет?
Показываю надутый шарик и мяч.
У:- Что находится внутри шара и мяча?
О:- Воздух.
У:- А теперь легонько сожмите. Легко ли сжимается шарик и мяч?
О:- Нет.
У:- Какой вывод можно сделать?
О:- Вывод: воздух упругий
У:- Как человек применяет это свойство воздуха?
О:- Мячи, надувные лодки, колеса автомобилей
У:- Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно.
Опыт 8. Может ли воздух двигаться?
У:- При помощи того, что лежит у вас на столах докажите одну из гипотез.
Ветер - это движение воздуха.
Дети находят веер и машут им.
У:- Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться?
О:-Начинается ветер.
У:- Ураганы, торнадо, смерчи, колыхание деревьев.
Какие ветра называют бедствием, стихией.
У:- Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать, поднимать или переносить разные предметы на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?» – думали они.
Так человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов.
У:- Были изобретены лопасти ветряной мельницы, приводящие в движение весь механизм.
У:- А как в домашних условиях люди применяют это свойство воздуха?
О:- Пылесос, фен, вентилятор.
У:- Какой вывод можно сделать?
О:- Вывод: ветер движется
Опыт 9 . Можно ли воздух услышать?
У:- Можно ли услышать воздух?
О:- Нет.
У:- Чтобы подтвердить или опровергнуть ваш ответ, проведём опыт.
Воздушные шары наполняются воздухом, а затем воздух выпускается из шарика.
У:- Какой вывод можно сделать?
О:- Воздух можно услышать.
У:- Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.
Опыт 10. Можно ли увидеть воздух?
У:- Можно ли увидеть воздух?
О:- Нет?
У:- Почему вы так думаете?
О:- Потому что воздух прозрачный.
У:- Чтобы доказать или опровергнуть ваш ответ, проведём опыт.
Берётся стакан с водой и трубочка, при помощи соломинки дуют в сосуд с водой.
У:- что мы наблюдаем?
О:- При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.
2) Фронтальная работа.
У:- На этом наши опыты заканчиваются, теперь мы поговорим о составе воздуха.
Состав воздуха.
Помните в первом опыте у нас был видеоролик? И нам рассказали, что без воздуха человек может быть 2-3 минут. Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?
О:- Минуту, две.
У:-Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.
Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
У:- А какой газ, по-вашему, самый важный?
О:- Кислород.
У:- Почему?
О:- Он необходим для дыхания
У:- Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные….
У:- Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе?
О:- Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.
У:- Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам. Почему выражение «нечем дышать» все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов?
О:- Люди загрязняют воздух.
У:- Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.
У:- Какие ещё источники загрязнения воздуха можете назвать?
О:- Автомобили, свалки, трубы заводов, пожары
У:- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока ещё не поздно, воздух на планете?
О:- Способы охраны воздуха: фильтры на заводах и фабриках, посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива.
У:-День защиты окружающей среды – 5 июня.
VII. Закрепление изученного материала.
1) Игра “Не ошибись”
У:- Перед чем как закончить наш урок, проверим, что вы запомнили, а для этого сыграем в игру. Я первая вопрос и кидаю мячик, тот кто поймал ловит и отвечает, и возвращает мне мяч. Если поймавший не ответил на вопрос, не выкрикиваем, я повторно кину мячик.
- Вам понравился работать в «Лаборатории воздуха»?
Дружная совместная работа в нашей лаборатории помогла нам многое узнать. На этом пока наши исследования заканчиваются и нам необходимо сделать отчет о проделанной работе.
На доске появляется нарисованный шар.
Раздаю детям вырезанные шары.
Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое нарисуйте на шарике улыбку,
если скучно, а если неинтересно - грустную улыбку.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: Составить кроссворд по теме «Воздух».