kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воздух и его охрана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет в подготовке и проведении урока по математике

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воздух и его охрана»

План-конспект урока окружающий мира

УМК: «Школа России» 3 класс



Тема урока: “Воздух и его охрана”

Цель: создание благоприятных условий для формирования представления о составе воздуха и его свойствах.


Образовательные: систематизировать представление у обучающихся о воздухе как о смеси газов, о свойствах воздуха. Способствовать пониманию обучающимися о необходимости предпринимать специальные меры по охране воздуха.


Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций; развивать мышление, воображение, восприятие, речь.


Воспитательные: воспитание бережного отношения к окружающей среде, создание условий для воспитания коммуникативных умений, самовоспитание при работе в группах;


Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, проведение физминуток, создание благоприятного эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала.



Планируемые результаты:

Личностные: испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.


Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, выполнения действий по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать; сформирование представления о деятельности исследователя; развитие умения использовать информацию.


Формирование регулятивных универсальных учебных действий: формирование умения выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу; оценивание своей деятельности по оценочной характеристики других; умение определять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно.



Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.


Предметные: знать состав и свойства воздуха; знать меры по охране воздуха.


Тип урока: предметный урок

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация, раздаточный материал (разноцветные полоски 18 шт., карточки с темой урока 18 шт. настольный теннисный мячик 1шт., теннисные шарики 2 шт., мяч.), наглядный материал (весы, настольные теннисные шарики, коробка, стакан, трубочка, цветные геометрические фигуры, апельсин, пакет).

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

1) Приветствие.

У:- Здравствуйте, ребята, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я, меня зовут - Анастасия Андреевна. Садитесь.


2) Мотивация к обучению и познанию.

У:- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: « Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю»


II. Актуализация умений и знаний.

1) Фронтальный опрос.

У:-Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

О:- Разнообразие веществ

У:- Наука изучающая вещества?

О:- Химия.

У:- Какое самое важное свойство соли вы знаете?

О:- Она соленая на вкус, поэтому ей можно подсаливать еду

У:- Как определить содержится ли крахмал в продуктах?

О:- Капнуть йода.

У:- И что произойдёт?

О:- Продукт окрасится в сине-фиолетовый цвет.

У:- Что такое вещество?

О:- То, из чего состоят тела.

У:- Из чего состоят вещества?

О:- Из частиц, которые называются атомы.



  1. Открытие новой темы. Целеполагание .

У:- Ребята, а вы знаете, кто такие учёные?

О:- Люди, которые, что-то исследуют и изучают.

У:- Сегодня предлагаю побывать в роле учёного. У нас свами будет «Лаборатории воздуха». Представьте, что мы в лаборатории. И что мы будем сегодня изучать, вы узнаете, если вы отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.

- Что же это?

О:- Воздух.

У:- Молодцы.

У:- А тему нашего исследования, вы мне скажете как выполните задание. Сейчас вы будете работать в паре, я вам раздам карточки, на которых зашифрована тема нашего исследования, вам необходимо вычеркнуть лишние символы, знаки, цифры.

С3@ВОQ&Й3С#097Т7*$~=-В000А44

LLВQ@О2$0ЗД08У№*!*Х4:А199

У:- Кто расшифровал тему?

О:- Свойства воздуха.

У:-Правильно. Ребята, а что вы знаете о воздухе?

О:-Прозрачный, им дышат животные и люди ....

(Откуда ты это узнал? Кто тебе об этом рассказал?)

У:-Как вы думаете какова цель нашего урока?

О:-Исследовать воздух.

У:- Попробуем определить задачи нашего урока с помощью слов- помощников.

- Вспомним...

- Познакомимся...

О:- Вспомним, что такое воздух. Познакомимся со свойством воздуха.

У:-Ребята, вы правы, а так же узнаем:

Как человек использует воздух?

Какими свойствами обладает воздух?

Из чего он состоит?

Каково значение воздуха?

Как охранять воздух?

  1. Открытие новых умений, знаний.

1) Практическая работа

У:- Ребята, как раз для нашего исследования я принесла все необходимое. Я выберу помощника, что открыть коробочку.

У:- Что в ней находится?

О:- Ничего.

У:- Вы уверены? В них действительно ничего нет? А я думаю, что там все таки что-то есть.

(эксперимент с пакетом)

У:- Сейчас наполним пакет, мне нужен помощник, (даю пакет), наполни его. Полный пакет? Тяжело было ловить?

О:- Пакет полный. Нет.

У:- Сделайте вывод. Так есть ли воздух в нашей коробочке?

О:- Да.

У:- Мы свами доказали, что в коробочке находится воздух, а что нас окружает?

О:- Тоже воздух.

У:-Мы это доказали. О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом. Люди догадались об этом очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».


 Опыт № 1 Определим цвет воздуха


У:-У вас на столах лежат полоски разных цветов. Покажите мне полоску желтого цвета, зеленого, красного.

У какого цвета воздух?

О:- Воздух прозрачный.

У:- Воздух всегда прозрачный?

О:- Нет. Серый- дым костра, труб домов.

У:- Правильно. Прозрачен только чистый воздух, дым костра, труб домов загрязняют воздух частицами гари и пыли, тогда он становится не прозрачным.

У:- А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?

О:- Небо.
У:-Правильно. Мы привыкли называть небо воздушным океаном.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

Просмотр фильма.

Цель: ввести обучающихся в эмоционально-смысловую атмосферу фильма, создать мотивацию для его просмотра.


У:-От чего защищает воздушная оболочка нашу планету?

О:- От метеоритов, от опасных ультрафиолетовых лучей.


Опыт 2 Имеет ли воздух запах ?


У:-Давайте проверим. Закрой глаза и не открывайте. Понюхайте воздух, сейчас чем-нибудь пахнет?

О:- Нет.

Дети снова закрывают глаза.

Очищаю апельсин ,чтобы запах распространился.

У:-А сейчас?

О:- Да, пахнет апельсином.

У:- Какой вывод можно сделать?

О:- Чистый воздух не пахнет, но он хорошо присваивает чужие запахи.

У:-Чем может пахнуть воздух?

О:- Свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д


Опыт 3. Имеет ли воздух вкус?


У:-Давайте проверим, попробуйте высунуть язычки и лизнуть воздух. Какой вывод мы можем сделать?

О:- Воздух не имеет вкуса.


Опыт 4. Имеет ли воздух вес? Можно ли его взвесить?


У:-На весы кладем сдутые шарики (весы находятся в равновесии).

Что мы видим?

О:- Вес одинаковый.

У:- Правильно (надуваем один из шариков, взвешиваем).

Что произошло?

О:- Один шарик перевесил.

У:- Какой вывод мы можем сделать?

О:- Воздух имеет вес.

У:-Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. Затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче! Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.

Под счетам ученых, вес всего воздуха, окружающего Землю, равняется примерно 5200 триллионам тонн.


Опыт 5 Давайте выясним, что легче воздух или вода.


У:- Как вы думаете, что легче вода или воздух?

О:- Воздух.

У:- Сейчас с помощью опыта узнаем правильный ответ.


Разделение обучающихся на 2 группы. Первой группе дается воздушный шарик, второй теннисный мячик.


У:- На столах стоят чашки с водой. Опустите шарики в воду. Что с ним происходит?

Дети по группам проводят опыт

О:- Шарик всплывает.

У:- Как человек применяет это свойство воздуха?

О:- Надувные матрасы, жилеты, лодки

У:- Какой вывод мы можем сделать?

О:- Вывод: воздух легче воды.


Опыт 6 Имеет ли воздух форму ?


У:- На доске геометрические фигуры. (Жёлтый круг, треугольник, квадрат)

У:-Чем эти фигуры отличаются?

О:- Формой.

У:- Верно. А какой формы воздух?

Чтобы это узнать мы проведём ещё один эксперимент. Возьмите шарики и заполните их воздухом.

Дети по группам выполняют задание.


О:- Он может принять любую форму.

У:- Какой вывод?

О:- Вывод: воздух не имеет формы. Он приобретает форму того пред­мета, в котором содержится.


Физминутка.

Для улучшения мозгового кровообращения:


1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:


1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.


ФМ для снятия утомления с туловища:


1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.


Опыт 7. Воздух упругий или нет?


Показываю надутый шарик и мяч.

У:- Что находится внутри шара и мяча?

О:- Воздух.

У:- А теперь легонько сожмите. Легко ли сжимается шарик и мяч?

О:- Нет.

У:- Какой вывод можно сделать?

О:- Вывод: воздух упругий

У:- Как человек применяет это свойство воздуха?

О:- Мячи, надувные лодки, колеса автомобилей

У:- Во всем мире много  миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно.


Опыт 8. Может ли воздух двигаться?


У:- При помощи того, что лежит у вас на столах докажите одну из гипотез.

Ветер - это движение воздуха.

Дети находят веер и машут им.


У:- Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться?

О:-Начинается ветер.

У:- Ураганы, торнадо, смерчи, колыхание деревьев.

Какие ветра называют бедствием, стихией.

У:- Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать, поднимать или переносить разные предметы на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?» – думали они.

Так человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов.

У:- Были изобретены лопасти ветряной мельницы, приводящие в движение весь механизм.

У:- А как в домашних условиях люди применяют это свойство воздуха?

О:- Пылесос, фен, вентилятор.

У:- Какой вывод можно сделать?

О:- Вывод: ветер движется


Опыт 9 . Можно ли воздух услышать?


У:- Можно ли услышать воздух?

О:- Нет.

У:- Чтобы подтвердить или опровергнуть ваш ответ, проведём опыт.

Воздушные шары наполняются воздухом, а затем воздух выпускается из шарика.

У:- Какой вывод можно сделать?

О:- Воздух можно услышать.

У:- Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.


Опыт 10. Можно ли увидеть воздух?


У:- Можно ли увидеть воздух?

О:- Нет?

У:- Почему вы так думаете?

О:- Потому что воздух прозрачный.

У:- Чтобы доказать или опровергнуть ваш ответ, проведём опыт.

Берётся стакан с водой и трубочка, при помощи соломинки дуют в сосуд с водой.

У:- что мы наблюдаем?

О:- При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.


2) Фронтальная работа.


У:- На этом наши опыты заканчиваются, теперь мы поговорим о составе воздуха.

Состав воздуха.

Помните в первом опыте у нас был видеоролик? И нам рассказали, что без воздуха человек может быть 2-3 минут. Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

О:- Минуту, две.

У:-Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.

Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

У:- А какой газ, по-вашему, самый важный?

О:- Кислород.

У:- Почему?

О:- Он необходим для дыхания

У:- Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные….

У:- Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе?

О:- Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

У:- Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.  Почему выражение «нечем дышать» все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов?

О:- Люди загрязняют воздух.

У:- Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

У:- Какие ещё источники загрязнения воздуха можете назвать?

О:- Автомобили, свалки, трубы заводов, пожары

У:- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока ещё не поздно, воздух на планете?

О:- Способы охраны воздуха: фильтры на заводах и фабриках, посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива.

У:-День защиты окружающей среды – 5 июня.


VII. Закрепление изученного материала.

1) Игра “Не ошибись”

У:- Перед чем как закончить наш урок, проверим, что вы запомнили, а для этого сыграем в игру. Я первая вопрос и кидаю мячик, тот кто поймал ловит и отвечает, и возвращает мне мяч. Если поймавший не ответил на вопрос, не выкрикиваем, я повторно кину мячик.


1. Отчего защищает воздушная оболочка нашу планету?

2. Чего больше всего в воздухе?

3. Способы охраны?

4. Кто выделяет кислород?

5. Кто загрязняет воздух?

6. Какие есть источники загрязнения воздуха?

7. День защиты окружающей среды – 5 июня

8. Свойства воздуха?

9. Сколько человек моет обойтись без воздуха?

10. Кто дышит углекислым газом?



VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Вам понравился работать в «Лаборатории воздуха»?

Дружная совместная работа в нашей лаборатории помогла нам многое узнать. На этом пока наши исследования заканчиваются и нам необходимо сделать отчет о проделанной работе.

На доске появляется нарисованный шар.

Раздаю детям вырезанные шары.

Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое нарисуйте на шарике улыбку,

если скучно, а если неинтересно - грустную улыбку.


IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание: Составить кроссворд по теме «Воздух».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воздух и его охрана

Автор: Овчинникова Ольга Александровна

Дата: 22.03.2024

Номер свидетельства: 647719

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Состав и охрана воздуха". "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-sostav-i-okhrana-vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "142694"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418329046"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Тема: Воздух и его охрана. "
    ["seo_title"] => string(29) "tiema-vozdukh-i-iegho-okhrana"
    ["file_id"] => string(6) "238692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444634838"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Открытый урок по познанию мира "Воздух и его охрана". "
    ["seo_title"] => string(55) "otkrytyi-urok-po-poznaniiu-mira-vozdukh-i-iegho-okhrana"
    ["file_id"] => string(6) "161113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422182647"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "План конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Воздух и его охрана»."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_otkrytogo_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_3_klasse_na_temu_vozduk"
    ["file_id"] => string(6) "576730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616667426"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок окружающего мира "Воздух - его свойства" "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-vozdukh-iegho-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "109304"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404316043"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства