Воздух
и его охрана
3 класс
Тема: Воздух и его охрана.
Цель: 1. Ознакомить учащихся с составом воздуха и его основными физическими свойствами.
2. Определить значение воздуха для животных, растений и человека.
3. высветить экологическую проблему: охрана воздуха от загрязнения.
Оборудование: колбы с водой, спиртовка, газоотводная трубка.
Ход урока
I Организация.
Запись д/з Стр.44—48
II Проверка домашнего задания. а)
Каковы главные свойства поваренной соли и сахара? Где эти вещества встречаются в природе?
2)Что собой представляет крахмал? Как его обнаружить в продуктах питания?
3) Какие кислоты встречаются в природе? Почему с кислотами нужно обращаться осторожно?
4) Что такое кислотные дожди? Чем они опасны?
б)Работа в тетради для проверочных работ. Стр. 14, задание № 1,2. Выполнить самостоятельно. Тетради сдать на проверку.
III Тема урока.
Состав воздуха.
Загадка. Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
—Как назвали воздух в загадке? ( Невидимка)
—Почему?
—Воздух—это смесь невидимых газов.
—Какой газ необходим для дыхания?
—А какой вреден?
—Какие газы составляют окружающий нас воздух?
2) Работа в тетради.
Воздух—это смесь невидимых газов.
Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ.
Вывод: при дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ
Дополнительный материал (графпроэктор): в 100литрах воздуха содержится 78 литров азота, 21 литр кислорода и меньше 1 литра углекислого газа. Кроме этих газов, в воздухе содержатся примеси: водяной пар, пыль, дым.
3)Свойства воздуха
а) Прозрачность
—Мы видим все окружающие нас тела. Это доказывает, что воздух прозрачен. Через дверь или стену не видно ничего?
—Почему возможно разглядеть предметы на большом расстоянии?
—Почему воздух прозрачен?
Вывод: газы, которые составляют воздух, прозрачны. Поэтому воздух тоже прозрачен.
б) Бесцветность
—Назовите ваш любимый цвет.
—Можно ли сказать, что воздух красный, синий, фиолетовый?
—Какого цвета воздух?
—Почему воздух бесцветен?
Вывод: газы, составляющие воздух бесцветны. Поэтому воздух бесцветен.
в) Воздух не имеет запаха.
В разных помещениях пахнет по-разному? (По запаху можно отличить больницу от столовой) Чистый воздух не пахнет.
г)Изменение объёма при нагревании.
—Отчего происходит расширение и сжатие воздуха?
Воздух, как и все вещества, состоит из частиц. Но частицы не соединены между собой, как в твёрдом веществе (металл, стекло). Между частицами есть промежутки. Кроме того, частицы находятся в постоянном движении. Они часто сталкиваются и отскакивают друг от друга на некоторое расстояние. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваться сильнее. Из- за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. А при охлаждении воздуха происходит все наоборот.
(Проводятся опыты с нагреванием колб с водой)
Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
3) Значение воздуха. Охрана воздуха.
—Какое значение имеет воздух для живых организмов?
—Всегда ли воздух чист и прозрачен?
—Отчего происходит загрязнение воздуха?
—Можно ли с этим бороться?
—Что вы предлагаете сделать или изменить в действиях человека для сохранения чистоты воздуха?
Учебник стр. 46—47
4) Теплопроводность.
Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела.
К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц—перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее. Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому, что в нём много воздуха. Благодаря воздуху холодный снег становится для растений тёплым одеялом.
Вывод: воздух плохо проводит тепло.
Итак, воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.
IV Итог.
—Что нового вы для себя открыли?
Стр. 48. Вывод