kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Восприятие мира глазами героя в рассказе А.П. Чехова «Белолобый»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование. Цель:формирование умения работать с литературным текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному, а также развитие у младших школьников представлений о литературе как искусстве слова и развивать воображение и творческий потенциал детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Восприятие мира глазами героя в рассказе А.П. Чехова «Белолобый»»

Конспект урока

Предмет: литературное чтение

Класс: третий

Тема: «Восприятие мира глазами героя в рассказе А.П. Чехова «Белолобый»

Тип урока: урок - исследование

Форма урока: работа в группах

Цель:

·        формирование  умения работать с литературным авторским текстом; умение выражать своё отношение к прочитанному;

·        развитие  у   младших  школьников  представлений  о литературе как искусстве слова;

·        развитие воображения и творческого потенциала детей.

Задачи:

·        образовательная: учить читать-думать, читать-чувствовать, читать- моделировать,  читать-жить;

·        развивающая: развивать умение находить жанровое своеобразие рассказа, грамотную доказательную речь, мышление, память, внимание;

·        воспитательная: воспитывать чуткое, доброе отношение к природе; поддержку симпатий и взаимопониманий детей друг к другу; расширять читательский кругозор, повышать интерес к чтению.

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель:

Включение в деловой ритм

Предлагаю вам небольшое исследование творческой лаборатории известного русского писателя А.П.Чехова.

Вижу, что вы готовы к уроку. С каким настроением начинаем урок? Я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество.

Улыбнулись, друзья,

За работу пора.

Пусть ваш поиск будет успешным,

Дружным, вдумчивым, интересным.

2. Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности. (Выявление уровня знаний, создание ситуации, при которой повторяются ранее усвоенные действия, создаётся ситуация затруднения).

-С творчеством какого русского писателя, драматурга вы начали знакомиться на прошлом уроке?

-Что вы уже знаете об А.П. Чехове?

Дополнить предложения.

А.П.Чехов –….. (писатель, драматург.)

Он писал - … (рассказы, повести, пьесы.)

-C каким произведениями вы уже познакомились? («Белолобый»).

- Понравился ли он вам?

Что вам особенно понравилось в этом произведении, может быть, даже удивило?

А.П.Чехов – великий художник слова. Даже в коротком рассказе может разместить необычайно глубокий смысл. Так ли это? Попробуем убедиться сегодня.

(Звучит вой волка)

В густом лесу, среди берез,

Как будто чувствуя вину,

Не проливая лишних слез,

Волчица воет на луну…

- Как вы думаете, почему мы начинаем урок с такого слайда? (Мы читаем рассказ А. П. Чехова «Белолобый». Волчица – одна из героев рассказа.)



- Волк – частый герой русских народных сказок. Каким мы знаем его из фольклора? (Чаще всего, в сказках волк бывает наивным, доверчивым, глупым и злым.) действительно ли он таков? Послушайте, что волки хотят сказать в своё оправдание:

Чтение стихотворений о волчьей жизни:

Мы, волки, по закону злые,

И пусть простят нам бешеный оскал,

Что делать? Мы с рождения такие

И не умеем улыбаться вам.



А нас не любят, бьют и в хвост и в гриву,

На цепь в ЗОО сажают.

Что с того?

Мы в сказках обязательно лихие

И зла желаем всем до одного.



А вы побудьте в шкуре ненадолго,

На мир взгляните так, как видим мы,

Хоть раз почувствуйте себя вы волком.

Поймете нас до глубины души!



– Чьими глазами позволил нам взглянуть на мир А.П.Чехов в этом рассказе? (Волчихи)



3. Постановка учебной задачи.

– Сформулируйте тему нашего урока. (Восприятие мира глазами волчихи).

-Все ли нам известно о жизни волков?

-Какую гипотезу (предположение) мы можем выдвинуть? Жизнь волка трудна и опасна.

-Да, постараемся по-другому взглянуть на этого страшного хищника. Попробуем вместе с А. П. Чеховым проникнуть в мир чувств и мыслей волчицы, в мир отношений человека и животного. А главное, попробуем определить главную мысль произведения. Что пытался донести до читателя этим рассказом великий мастер слова?

-Как мы сможем это узнать, или опровергнуть?

  • поиск и анализ информации

  • сравнение и обобщение

  • вывод



Наш автор - великий актёр и поэт

Готовит для нас необычную встречу

Глазами волчихи увидим мы свет,

Готовы ли вы к превращениям дети?

Попробуем переодеться в волчью шкуру?


4. Продолжение работы по теме (работа в группах)

Предлагаю распределить наши усилия: каждая группа выполнит небольшое задание. Внимательно прочтите задание, записанное на карточках, и сразу приступайте к его выполнению. Как только будете готовы, прошу дать знать.

– Всем понятно задание? Можно обращаться за помощью. Помним о правилах работы в группе. Обсуждайте очень тихо, чтобы не передавать свои мысли другим.


5.Анализ прозаического произведения (обсуждение результатов).


1группа читает – думает  над сюжетом.

  • Какие новые наиболее интересные факты о жизни волка вы для себя открыли? (ответы, выборочное чтение)

  • Вредный или полезный зверь волк?

  • Совпадает ли образ волка в русских народных сказках с реальным характером этого животного?



В сказках: на самом деле:



6.Физминутка «Волки» (2мин)

Вот три волка шли домой.

Папа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок- малютка просто.

Он вертелся, чесал ухо,

Лапой он поймал две мухи,

А потом устал и сел.

Сколько ж важных сделал дел.



2группа читает-живёт жизнью героев произведения.

Дать полную характеристику волчихи



Портрет литературного героя

  • Внешний вид.

  • Поступки.

  • Мысли.

  • Переживания.

  • Черты характера.

  • Отношение автора к герою.

  • Мое отношение.



-Какой была главная забота волчихи? (Прокормить своих детей и не попасться человеку.)

-Какие трудности были в ее жизни? (Возраст, плохое здоровье, утрата чутья, невозможность охотиться на крупную дичь, страх за волчат, постоянное чувство голода)

-Докажите словами текста, что автор понимает заботы волчихи, ее трудности, хорошо знает повадки и особенности поведения.

-Как автор относится к героине? (Сочувствует ей, сопереживает )

-Как он пишет о волчихе? (Как о человеке, наделяет ее человеческими эмоциями и переживаниями)

Такой приём в литературе называют аллегорией (очеловечивание).

-Найдите и прочитайте глаголы, подтверждающие, что автор пишет о волчихе, как о человеке.( Думала, вспоминала, помнила, соображала)

-А из каких предложений мы видим, что автор проникается ощущениями и переживаниями своей героини? (Выборочное чтение)

-Что вы поняли, взглянув на мир глазами волчихи? Легко ли живётся животным? Сделайте вывод. (У животных жизнь не легче, чем у людей, у них в жизни тоже есть проблемы. Животные, как люди, могут переживать, мнить, наблюдать.)


3группа: читает-моделирует. Ваша задача: найти особенности авторского языка, определить жанр произведения, тему, композиционное строение, главного героя, главную мысль произведения.

Определить жанр произведения (выделить правильный ответ цветом)

Рассказ – небольшое по объему произведение. В основу рассказа положено одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.

Цель написания рассказа: передать некоторую мысль, а не рассказать о каком - либо событии или герое.

Тема – (коротко, о чём произведение)

____________________________________________

Композиция (построение) произведения:

-завязка (с чего всё началось, начало конфликта)

___________________________________

-развитие действия (основные события, конфликт)

_________________________________

-кульминация (самый острый момент, напряжение)

________________________________

-развязка (разрешение конфликта, противоречий)

__________________________________

«Герой главный - литературный персонаж, наиболее вовлеченный в действие, чья судьба — в центре событий”.

Главный герой

_______________________________________________________________

Действующие лица (кроме главных героев)

_______________________________________

Главная мысль произведения (идея) - то, что хотел донести до читателя автор__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время действия-

______________________________________________________________


7. Включение с систему знаний и повторения

 – Давайте повторим, что такое композиция текста, т.е. элементы сюжета. Для этого закончите фразы:

1. В сказке есть зачин, а в рассказе, повести… (завязка)

2. Самый напряжённый момент рассказа…(кульминация)

3. Заключительная часть рассказа…(развязка)


8. Подведение итогов.

– Удалось ли нам увидеть мир глазами волчихи? Кто нам в этом помог?

– Какое настроение у вас вызвало прочтение рассказа?

– Для чего Чехов написал это произведение? (Чтобы люди стали внимательнее относиться к природе, животным)

- Какой литературный прием использует автор в рассказе? (аллегория)

- Что такое аллегория? (очеловечивание животных)

-Что вы сегодня поняли, легко ли побывать в волчьей шкуре? (У животных жизнь не легче, чем у людей, у них в жизни тоже есть проблемы. Животные, как люди, могут переживать, мнить, наблюдать.)

Антон Павлович с детства любил животных. В доме его постоянно жили разные звери. В Таганроге у него были голуби. Из своей поездки на остров Сахалин он привез дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. А в московском доме всегда жили собаки. Одно время сразу две таксы: Бром и Хина. Они получили свои клички по названию двух самых популярных в то время лекарств.


А. П.Чехов писал только для взрослых, и лишь дважды сделал исключение для журнала «Детское чтение», написав в 1895 году рассказ «Белолобый» и рассказ «Каштанка». Прочитайте его!

Вывод А. П. Чехов сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир. Мастер слова “очеловечивает” животных. Язык произведения прост, герои показаны очень ярко, образно, открытый финал помогает нам вмешаться в творчество писателя, поучаствовать в додумывании концовки. Каждый персонаж несёт свою смысловую нагрузку. Всё кратко, но так ёмко и с глубоким смысловым содержанием. На этом мы лишь завершаем нашу тему исследования, но не завершен анализ рассказа «Белолобый»: в нём еще много загадок.

Притча

Один старый мудрец когда-то рассказывал, что в каждом человеке внутри живут два волка. Один хороший волк, а другой – злой. Между ними всегда идет борьба. Хороший волк всегда старается в человеке пробудить все лучшие качества, заложенные в нем Богом - доброту, миролюбие, надежность, истинную доброту, верность... 

А злой волк всегда норовит в сердце человека пробудить зависть, ревность, эгоизм, злость, агрессию, ненависть. Между этими двумя волками идет борьба на протяжении всей жизни человека. И всегда кто-то один из них должен победить. Я желаю, чтоб в этой борьбе побеждал ваш добрый волк, ибо добро творит чудеса, дарит человеку крылья.

9. Рефлексия учебной деятельности

– Смогли ли мы достигнуть поставленных перед собой задач?

-Чьи ответы и выступления вам сегодня запомнились?

 Выбирают на экране по одному высказыванию и продолжают его («Урок дал мне для жизни..», «Меня удивило…», « Я познакомился с.. », «Было трудно…, но…» и т.д.).

Каково же ваше настроение на данный момент?

10. Домашнее задание

Домашнее задание по выбору:

1. Пересказать любой отрывок из рассказа;

2. Составить рассказ от лица волчихи;

3. Ответить на вопрос: «Почему хорошо известный вам житель лесов и степей – волк получил такое название?»

4.Проанализировать образ Белолобого.

5. Сочинить своё продолжение рассказа.

Если вы пожелаете написать свои творческие работы и поделиться со мной, я буду очень рада. Я оставлю вам свой электронный адрес и адрес нашей группы в Контакте, где освещается жизнь и учёба моих третьеклассников. Буду рада вашим письмам и обещаю ответить, а также выставить работы своих деток. Я им о вас обязательно расскажу.

– Вы все сегодня были активными, показали высокий уровень вашего исследовательского мастерства. Особо хочу поблагодарить тех учеников, которые были самыми активными, открытыми  на уроке. Выставление оценок. Желаю вам творческих открытий и побед.


Тезисы



1 часть

  • Слабого здоровья, немолодая, мнительная…

  • Заботливая мать. Облизала волчат перед уходом. Думала о том, как бы дома никто не обидел ее волчат.

  • Автор сочувствует волчихе, жалеет ее.

  • Он говорит: приходилось кушать. Так уважительно говорят о людях.

  • Испугалась лая собаки и схватила, что первое попалось в зубы.



2 часть

  • Не съела щенка, от него сильно пахло псиной,

  • Описание логова волчихи

  • Тощий живот. Грызла сухую лошадиную кость.

  • Приучала детей к охоте, давая поиграть со щенком.

  • Вспоминала запах ягнят и молока. Грызла старую кость, воображая, что это ягненок.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Восприятие мира глазами героя в рассказе А.П. Чехова «Белолобый»

Автор: Подгорная Ольга Николаевна

Дата: 05.11.2016

Номер свидетельства: 355609

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "урок  по литературе А.Чехов  «Белолобый»: «Восприятие мира глазами героя» "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-po-litieraturie-a-chiekhov-bielolobyi-vospriiatiie-mira-ghlazami-ghieroia"
    ["file_id"] => string(6) "148783"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419848548"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока литературного чтения "Мир детей и мир взрослых в рассказе А .П. Чехова «Белолобый»" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-mir-dietiei-i-mir-vzroslykh-v-rasskazie-a-p-chiekhova-bielolobyi"
    ["file_id"] => string(6) "187105"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426463459"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства