«Восприятие мира глазами героя в рассказе А.П. Чехова «Белолобый»
«Восприятие мира глазами героя в рассказе А.П. Чехова «Белолобый»
Урок - исследование. Цель:формирование умения работать с литературным текстом, умение выражать своё отношение к прочитанному, а также развитие у младших школьников представлений о литературе как искусстве слова и развивать воображение и творческий потенциал детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
· воспитательная: воспитывать чуткое, доброе отношение к природе; поддержку симпатий и взаимопониманий детей друг к другу; расширять читательский кругозор, повышать интерес к чтению.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Включение в деловой ритм
Предлагаю вам небольшое исследование творческой лаборатории известного русского писателя А.П.Чехова.
Вижу, что вы готовы к уроку. С каким настроением начинаем урок? Я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество.
Улыбнулись, друзья,
За работу пора.
Пусть ваш поиск будет успешным,
Дружным, вдумчивым, интересным.
2. Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности. (Выявление уровня знаний, создание ситуации, при которой повторяются ранее усвоенные действия, создаётся ситуация затруднения).
-С творчеством какого русского писателя, драматурга вы начали знакомиться на прошлом уроке?
-Что вы уже знаете об А.П. Чехове?
Дополнить предложения.
А.П.Чехов –….. (писатель, драматург.)
Он писал - … (рассказы, повести, пьесы.)
-C каким произведениями вы уже познакомились? («Белолобый»).
- Понравился ли он вам?
Что вам особенно понравилось в этом произведении, может быть, даже удивило?
А.П.Чехов – великий художник слова. Даже в коротком рассказе может разместить необычайно глубокий смысл. Так ли это? Попробуем убедиться сегодня.
(Звучит вой волка)
В густом лесу, среди берез,
Как будто чувствуя вину,
Не проливая лишних слез,
Волчица воет на луну…
- Как вы думаете, почему мы начинаем урок с такого слайда? (Мы читаем рассказ А. П. Чехова «Белолобый». Волчица – одна из героев рассказа.)
- Волк – частый герой русских народных сказок. Каким мы знаем его из фольклора? (Чаще всего, в сказках волк бывает наивным, доверчивым, глупым и злым.) действительно ли он таков? Послушайте, что волки хотят сказать в своё оправдание:
Чтение стихотворений о волчьей жизни:
Мы, волки, по закону злые,
И пусть простят нам бешеный оскал,
Что делать? Мы с рождения такие
И не умеем улыбаться вам.
А нас не любят, бьют и в хвост и в гриву,
На цепь в ЗОО сажают.
Что с того?
Мы в сказках обязательно лихие
И зла желаем всем до одного.
А вы побудьте в шкуре ненадолго,
На мир взгляните так, как видим мы,
Хоть раз почувствуйте себя вы волком.
Поймете нас до глубины души!
– Чьими глазами позволил нам взглянуть на мир А.П.Чехов в этом рассказе? (Волчихи)
3. Постановка учебной задачи.
– Сформулируйте тему нашего урока. (Восприятие мира глазами волчихи).
-Все ли нам известно о жизни волков?
-Какую гипотезу (предположение) мы можем выдвинуть? Жизнь волка трудна и опасна.
-Да, постараемся по-другому взглянуть на этого страшного хищника. Попробуем вместе с А. П. Чеховым проникнуть в мир чувств и мыслей волчицы, в мир отношений человека и животного. А главное, попробуем определить главную мысль произведения. Что пытался донести до читателя этим рассказом великий мастер слова?
-Как мы сможем это узнать, или опровергнуть?
поиск и анализ информации
сравнение и обобщение
вывод
Наш автор - великий актёр и поэт
Готовит для нас необычную встречу
Глазами волчихи увидим мы свет,
Готовы ли вы к превращениям дети?
Попробуем переодеться в волчью шкуру?
4. Продолжение работы по теме (работа в группах)
Предлагаю распределить наши усилия: каждая группа выполнит небольшое задание. Внимательно прочтите задание, записанное на карточках, и сразу приступайте к его выполнению. Как только будете готовы, прошу дать знать.
– Всем понятно задание? Можно обращаться за помощью. Помним о правилах работы в группе. Обсуждайте очень тихо, чтобы не передавать свои мысли другим.
5.Анализ прозаического произведения (обсуждение результатов).
1группа читает – думает над сюжетом.
Какие новые наиболее интересные факты о жизни волка вы для себя открыли? (ответы, выборочное чтение)
Вредный или полезный зверь волк?
Совпадает ли образ волка в русских народных сказках с реальным характером этого животного?
В сказках: на самом деле:
6.Физминутка «Волки» (2мин)
Вот три волка шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок- малютка просто.
Он вертелся, чесал ухо,
Лапой он поймал две мухи,
А потом устал и сел.
Сколько ж важных сделал дел.
2группа читает-живёт жизнью героев произведения.
Дать полную характеристику волчихи
Портрет литературного героя
Внешний вид.
Поступки.
Мысли.
Переживания.
Черты характера.
Отношение автора к герою.
Мое отношение.
-Какой была главная забота волчихи? (Прокормить своих детей и не попасться человеку.)
-Какие трудности были в ее жизни? (Возраст, плохое здоровье, утрата чутья, невозможность охотиться на крупную дичь, страх за волчат, постоянное чувство голода)
-Докажите словами текста, что автор понимает заботы волчихи, ее трудности, хорошо знает повадки и особенности поведения.
-Как автор относится к героине? (Сочувствует ей, сопереживает )
-Как он пишет о волчихе? (Как о человеке, наделяет ее человеческими эмоциями и переживаниями)
Такой приём в литературе называют аллегорией (очеловечивание).
-Найдите и прочитайте глаголы, подтверждающие, что автор пишет о волчихе, как о человеке.( Думала, вспоминала, помнила, соображала)
-А из каких предложений мы видим, что автор проникается ощущениями и переживаниями своей героини? (Выборочное чтение)
-Что вы поняли, взглянув на мир глазами волчихи? Легко ли живётся животным? Сделайте вывод. (У животных жизнь не легче, чем у людей, у них в жизни тоже есть проблемы. Животные, как люди, могут переживать, мнить, наблюдать.)
3группа: читает-моделирует. Ваша задача: найти особенности авторского языка, определить жанр произведения, тему, композиционное строение, главного героя, главную мысль произведения.
Определить жанр произведения (выделить правильный ответ цветом)
Рассказ – небольшое по объему произведение. В основу рассказа положено одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.
Цель написания рассказа: передать некоторую мысль, а не рассказать о каком - либо событии или герое.
Тема – (коротко, о чём произведение)
____________________________________________
Композиция (построение) произведения:
-завязка (с чего всё началось, начало конфликта)
___________________________________
-развитие действия (основные события, конфликт)
_________________________________
-кульминация (самый острый момент, напряжение)
________________________________
-развязка (разрешение конфликта, противоречий)
__________________________________
«Герой главный- литературный персонаж, наиболее вовлеченный в действие, чья судьба — в центре событий”.
Главная мысль произведения (идея) - то, что хотел донести до читателя автор__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
– Давайте повторим, что такое композиция текста, т.е. элементы сюжета. Для этого закончите фразы:
1. В сказке есть зачин, а в рассказе, повести… (завязка)
2. Самый напряжённый момент рассказа…(кульминация)
3. Заключительная часть рассказа…(развязка)
8. Подведение итогов.
– Удалось ли нам увидеть мир глазами волчихи? Кто нам в этом помог?
– Какое настроение у вас вызвало прочтение рассказа?
– Для чего Чехов написал это произведение? (Чтобы люди стали внимательнее относиться к природе, животным)
- Какой литературный прием использует автор в рассказе? (аллегория)
- Что такое аллегория? (очеловечивание животных)
-Что вы сегодня поняли, легко ли побывать в волчьей шкуре? (У животных жизнь не легче, чем у людей, у них в жизни тоже есть проблемы. Животные, как люди, могут переживать, мнить, наблюдать.)
Антон Павлович с детства любил животных. В доме его постоянно жили разные звери. В Таганроге у него были голуби. Из своей поездки на остров Сахалин он привез дикуюпальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. А в московском доме всегда жили собаки. Одно время сразу две таксы: Бром и Хина. Они получили свои клички по названию двух самых популярных в то времялекарств.
А. П.Чехов писал только для взрослых, и лишь дважды сделал исключение для журнала «Детское чтение», написав в 1895 году рассказ «Белолобый» и рассказ «Каштанка». Прочитайте его!
Вывод А. П. Чехов сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир. Мастер слова “очеловечивает” животных. Язык произведения прост, герои показаны очень ярко, образно, открытый финал помогает нам вмешаться в творчество писателя, поучаствовать в додумывании концовки. Каждый персонаж несёт свою смысловую нагрузку. Всё кратко, но так ёмко и с глубоким смысловым содержанием. На этом мы лишь завершаем нашу тему исследования, но не завершен анализ рассказа «Белолобый»: в нём еще много загадок.
Притча
Один старый мудрец когда-то рассказывал, что в каждом человеке внутри живут два волка. Один хороший волк, а другой – злой. Между ними всегда идет борьба. Хороший волк всегда старается в человеке пробудить все лучшие качества, заложенные в нем Богом - доброту, миролюбие, надежность, истинную доброту, верность...
А злой волк всегда норовит в сердце человека пробудить зависть, ревность, эгоизм, злость, агрессию, ненависть. Между этими двумя волками идет борьба на протяжении всей жизни человека. И всегда кто-то один из них должен победить. Я желаю, чтоб в этой борьбе побеждал ваш добрый волк, ибо добро творит чудеса, дарит человеку крылья.
9. Рефлексия учебной деятельности
– Смогли ли мы достигнуть поставленных перед собой задач?
-Чьи ответы и выступления вам сегодня запомнились?
Выбирают на экране по одному высказыванию и продолжают его («Урок дал мне для жизни..», «Меня удивило…», « Я познакомился с.. », «Было трудно…, но…» и т.д.).
Каково же ваше настроение на данный момент?
10. Домашнее задание
Домашнее задание по выбору:
1. Пересказать любой отрывок из рассказа;
2. Составить рассказ от лица волчихи;
3. Ответить на вопрос: «Почему хорошо известный вам житель лесов и степей – волк получил такое название?»
4.Проанализировать образ Белолобого.
5. Сочинить своё продолжение рассказа.
Если вы пожелаете написать свои творческие работы и поделиться со мной, я буду очень рада. Я оставлю вам свой электронный адрес и адрес нашей группы в Контакте, где освещается жизнь и учёба моих третьеклассников. Буду рада вашим письмам и обещаю ответить, а также выставить работы своих деток. Я им о вас обязательно расскажу.
– Вы все сегодня были активными, показали высокий уровень вашего исследовательского мастерства. Особо хочу поблагодарить тех учеников, которые были самыми активными, открытыми на уроке. Выставление оценок. Желаю вам творческих открытий и побед.
Тезисы
1 часть
Слабого здоровья, немолодая, мнительная…
Заботливая мать. Облизала волчат перед уходом. Думала о том, как бы дома никто не обидел ее волчат.
Автор сочувствует волчихе, жалеет ее.
Он говорит: приходилось кушать. Так уважительно говорят о людях.
Испугалась лая собаки и схватила, что первое попалось в зубы.
2 часть
Не съела щенка, от него сильно пахло псиной,
Описание логова волчихи
Тощий живот. Грызла сухую лошадиную кость.
Приучала детей к охоте, давая поиграть со щенком.
Вспоминала запах ягнят и молока. Грызла старую кость, воображая, что это ягненок.