Тема: «Как построен текст».
(Занятие по риторике в 1 – м классе)
Цели занятия:
- дать представление о структурных частях текста - начале, основной части, концовке;
- развивать связную устную речь учащихся, логическое мышление;
- воспитывать добрые отношения друг к другу, учить слушать;
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся находить по абзацным отступам смысловые части текста;
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста.
метапредметные: соблюдать правила вежливого общения во внеурочной деятельности;
реализовывать простое высказывание на заданную тему;
самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника;
учиться договариваться в совместной деятельности;
делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
личностные: осознавать речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
оценивать некоторые высказывания одноклассников с точки зрения их уместности в данной ситуации.
Оборудование: узкая полоска бумаги (для упражнения «Свеча»), интерактивная доска, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, видеоролик физкультминутки, музыкальная композиция, разноцветные карточки с частями текста.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок, начинается занятие. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня опять все вместе! Мы добры, приветливы, ласковы, мы все здоровы. Я вам желаю хорошего настроения и доброго отношения друг к другу.
II. Речевая разминка.
Дыхательные упражнения.
«Свеча» - ровный медленный выдох.
- Глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постараться дуть так, чтобы пламя «легло». Возьмите белую узкую полоску бумаги и дуйте на неё: тогда будет видно, насколько ровно ложится пламя.
2. Произносительные упражнения.
1) «Произнеси правильно». (Слайд № 1)
Чистоговорки произносятся медленно и чисто.
Скороговорки произносятся быстро и правильно.
У ежа и ёлки иголки колки.
- Отчётливо произносите каждую букву, обращайте внимание на работу губ, положение языка, правильное (носовое) дыхание.
2) «Говори выразительно». (Слайд №2 )
Снег пошёл
-Спрашиваете, удивляясь - ?!
- Восхищаетесь, радуетесь - !
- Огорчаетесь смене погоды…
III. Актуализация знаний.
- Прочитайте про себя запись на слайде. ( Слайд№3 )
-Прочитайте эти строчки вслух целыми словами, чётко, громко:
Жил – был на свете доктор Айболит. Он был очень добрый.
Больше всего на свете доктор любил зверей. К нему приходили лечиться черепахи, лисицы и козы, прилетали журавли и орлы.
Всех лечил добрый доктор Айболит!
- Что вы сейчас прочитали? Можно сказку назвать текстом?
- О ком этот текст? Значит, тема этого текста - о Айболите.
- Какой заголовок можно дать этому тексту? («Добрый доктор Айболит»)
-Какова основная мысль этого текста?
- Как в записи оформляют начало текста? (С красной строки делают отступ от начала на 3 буквы).
- Но вы, наверное, заметили, что в тексте с красной строки начинается не только первое предложение текста, но и первые предложения частей текста. Что это за части, мы узнаем сегодня на занятии.
Итак, тема нашего занятия…(Слайд №4 )
IV. Новый материал.
Работа по учебнику.
1) Анализ частей текста.
- Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого на с. 42(Слайд №5 ).
- Сколько частей выделено в тексте?
- Посмотрите названия частей текста – они записаны справа.
Исправьте эту запись, сделайте её более точной (проведите стрелку от начало к этой части, от основная часть к этой части, от концовка - последнее предложение).
- Найдите начало текста, прочитайте. Что вы из него узнали?
- Где основная часть текста, в которой говорится об основных событиях? Что вы узнали из неё?
- Прочитайте концовку. О чём в ней идёт речь?
- Итак, в каждом тексте можно выделить 3 части: начало, основную часть, концовку.
Например, в рассказах, сказках начало нередко показывает, где происходит действие, когда, какие герои участвуют в событиях;
- Вспомните, на уроке литературного чтения мы с вами обсуждали: с каких слов могут начинаться сказки? (Однажды, жили-были, как-то раз, в некотором царстве…)
основная часть рассказывает самое важное, в ней говорится об основных событиях;
а концовка – чем всё закончилось.
- Вспомните, как в записи оформляют начало текста.
- Каждую часть текста тоже записывают с красной строки.
-Какие предложения в этом тексте также должны быть записаны с отступом?
Физкультминутка (видеоролик).
2) Определение частей текста.
- У меня для вас интересное задание, которое поможет вам проверить себя: видите ли вы все части текста - начало, основную часть и концовку.
(Слайд № 6)
На с. 42, внизу, есть все 3 части одного текста, но они записаны не по порядку. Ваша задача - собрать все части по порядку.
- Прочитайте каждую часть.
- Найдите, где начало. Какое слово вам подсказало, что это начало?
- Где основная часть?
- Чем же закончился рассказ? Получил отец спички? Почему?
- Озаглавьте получившийся текст. («Как сын покупал спички»).
3) Ролевая игра. (Слайд №7)
- Давайте этот разговор между папой и сыном инсценируем.
- Как будет папа разговаривать с сыном? (строго)
- А сын с папой? (простым, кающимся голосом)
- Постарайтесь интонацией голоса и тоном передать эмоциональное состояние говорящего.
- Кто сможет сыграть эти роли? Посмотрим, у кого интереснее, правильнее получится.
(Дети играют 2 раза)
-Вспомните, на уроке русского языка мы говорили, как называется разговор двух героев? (Диалог)
4) Самостоятельная работа. Работа в паре.
- На парте у вас лежат 3 полоски жёлтого, зелёного и красного цвета. Вместе с соседом вы должны прочитать все 3 части текста и собрать текст. Эти тексты посложнее, чем те, с которыми вы работали прежде. После того, как соберёте, проверьте себя, прочитайте, какой у вас текст получился, всё ли правильно. Потом зажгите «фонарик».
Самопроверка.
- Посмотрите на доску, если вы всё правильно собрали, то полоски у вас будут располагаться в таком порядке:
I ряд II ряд III ряд
зелёная красная жёлтая
красная жёлтая зелёная
жёлтая зелёная красная
-Прочитайте получившийся текст (по порядку 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд).
I ряд (Слайд № 8)
***
У Розки были щенки на дворе, на сене.
Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке.
Собака снесла щенка во рту на место.
II ряд (Слайд №9)
Водяной и жемчужина
Один человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг в море.
Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали.
На четвертый день вышел из моря водяной и спросил:
— Зачем ты черпаешь?
Человек говорит:
— Я черпаю затем, что уронил жемчуг.
Водяной спросил:
— А скоро ли ты перестанешь?
Человек говорит:
—Когда высушу море, тогда перестану.
Тогда водяной вернулся в море, принес тот самый жемчуг и отдал человеку.
III ряд (Слайд №10)
Волк и старуха
Голодный волк разыскивал добычу.
На краю деревни он услыхал - в избе плачет мальчик, и старуха говорит:
- Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам.
Волк не пошел дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика. Вот пришла ночь; он все ждет и слышит - старуха опять приговаривает:
- Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку. Только приди волк, убьем его.
Волк подумал: "Видимо, тут говорят одно, а делают другое", - и пошел прочь от деревни.
5) – На с. 43 прочитайте сказку «Про петушка и курочку». Раскрашивание.
- Найдите в тексте начало, основную часть и концовку.
- Раскрасьте героев этой сказки. ( Музыкальное сопровождение).
6) Резервный материал. Сочинение по сюжетным рисункам на с. 50.
( « Жила - была курица. И было у неё трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать.
Вот однажды повела мама – курица своих деток на прогулку. Впереди важно курица вышагивает, а за ней цыплята бегут. Остановилась мама – курица у чёрной трубы, которую на дорожке кто – то бросил, и смотрит по сторонам: нет ли опасности деткам?
А цыплята шмыг в трубу! Оглянулась мама-курица и чуть в обморок не упала. Стоят перед ней чёрные цыплята.
Пришлось курице целый вечер отмывать цыплят от сажи»).
V. Подведение итогов работы.
- Какие части можно выделить в каждом тексте?
VI. Рефлексия.
- Постарайтесь закончить предложения. (Слайд №11 )
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
У меня получилось…
- Оценим свои достижения на занятии. (Слайд №12 )
Смайлики помогут оценить ваши достижения на занятии.
Жёлтый - улыбается: всё поняли на занятии, всё у вас получилось.
Зелёный – не улыбается, серьёзный: были допущены ошибки и их нужно исправить.
Красный - огорчён, придётся ещё поработать, чтобы не было ошибок, чтобы ответить на все вопросы.
зелёный 5
У Розки были щенки на дворе, на сене.
__________________________________________________________________
Тогда водяной вернулся в море, принес тот самый жемчуг и отдал человеку.
На краю деревни он услыхал - в избе плачет мальчик, и старуха говорит:
- Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам.
Волк не пошел дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика. Вот пришла ночь; он все ждет и слышит - старуха опять приговаривает:
- Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку. Только приди волк, убьем его.
_________________________________________________________________
красный
Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке.
Один человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг в море.
Волк подумал: "Видимо, тут говорят одно, а делают другое", - и пошел прочь от деревни.
________________________________________________________________
желтый
Собака снесла щенка во рту на место.
Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали.
На четвертый день вышел из моря водяной и спросил:
— Зачем ты черпаешь?
Человек говорит:
— Я черпаю затем, что уронил жемчуг.
Водяной спросил:
— А скоро ли ты перестанешь?
Человек говорит:
—Когда высушу море, тогда перестану.
Голодный волк разыскивал добычу.
__________________________________________________________________