kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие по детской риторике «Как построен текст». 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по риторике в 1 – м классе

    Цели занятия:

- дать представление о структурных частях текста - начале, основной части, концовке;

- развивать связную устную речь учащихся, логическое мышление;

- воспитывать добрые отношения друг к другу, учить слушать;

    Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста.

метапредметные: соблюдать правила вежливого общения во внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника;

учиться договариваться в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

личностные:  осознавать речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

  оценивать некоторые высказывания одноклассников с точки зрения их уместности в данной ситуации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как построен текст. Занятие по риторике в 1 классе.»

Тема: «Как построен текст».

(Занятие по риторике в 1 – м классе)

Цели занятия:

- дать представление о структурных частях текста - начале, основной части, концовке;

- развивать связную устную речь учащихся, логическое мышление;

- воспитывать добрые отношения друг к другу, учить слушать;



Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста.

метапредметные: соблюдать правила вежливого общения во внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника;

учиться договариваться в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

личностные: осознавать речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать некоторые высказывания одноклассников с точки зрения их уместности в данной ситуации.

Оборудование: узкая полоска бумаги (для упражнения «Свеча»), интерактивная доска, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, видеоролик физкультминутки, музыкальная композиция, разноцветные карточки с частями текста.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начинается занятие. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня опять все вместе! Мы добры, приветливы, ласковы, мы все здоровы. Я вам желаю хорошего настроения и доброго отношения друг к другу.

II. Речевая разминка.

  1. Дыхательные упражнения.

«Свеча» - ровный медленный выдох.

- Глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постараться дуть так, чтобы пламя «легло». Возьмите белую узкую полоску бумаги и дуйте на неё: тогда будет видно, насколько ровно ложится пламя.

2. Произносительные упражнения.

1) «Произнеси правильно». (Слайд № 1)

Чистоговорки произносятся медленно и чисто.

Скороговорки произносятся быстро и правильно.

У ежа и ёлки иголки колки.

- Отчётливо произносите каждую букву, обращайте внимание на работу губ, положение языка, правильное (носовое) дыхание.

2) «Говори выразительно». (Слайд №2 )

Снег пошёл

-Спрашиваете, удивляясь - ?!

- Восхищаетесь, радуетесь - !

- Огорчаетесь смене погоды…

III. Актуализация знаний.

- Прочитайте про себя запись на слайде. ( Слайд№3 )

-Прочитайте эти строчки вслух целыми словами, чётко, громко:

Жил – был на свете доктор Айболит. Он был очень добрый.

Больше всего на свете доктор любил зверей. К нему приходили лечиться черепахи, лисицы и козы, прилетали журавли и орлы.

Всех лечил добрый доктор Айболит!

- Что вы сейчас прочитали? Можно сказку назвать текстом?

- О ком этот текст? Значит, тема этого текста - о Айболите.

- Какой заголовок можно дать этому тексту? («Добрый доктор Айболит»)

-Какова основная мысль этого текста?

- Как в записи оформляют начало текста? (С красной строки делают отступ от начала на 3 буквы).

- Но вы, наверное, заметили, что в тексте с красной строки начинается не только первое предложение текста, но и первые предложения частей текста. Что это за части, мы узнаем сегодня на занятии.

Итак, тема нашего занятия…(Слайд №4 )

IV. Новый материал.

  1. Работа по учебнику.

1) Анализ частей текста.

- Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого на с. 42(Слайд №5 ).

- Сколько частей выделено в тексте?

- Посмотрите названия частей текста – они записаны справа.

Исправьте эту запись, сделайте её более точной (проведите стрелку от начало к этой части, от основная часть к этой части, от концовка - последнее предложение).

- Найдите начало текста, прочитайте. Что вы из него узнали?

- Где основная часть текста, в которой говорится об основных событиях? Что вы узнали из неё?

- Прочитайте концовку. О чём в ней идёт речь?

- Итак, в каждом тексте можно выделить 3 части: начало, основную часть, концовку.

Например, в рассказах, сказках начало нередко показывает, где происходит действие, когда, какие герои участвуют в событиях;

- Вспомните, на уроке литературного чтения мы с вами обсуждали: с каких слов могут начинаться сказки? (Однажды, жили-были, как-то раз, в некотором царстве…)

основная часть рассказывает самое важное, в ней говорится об основных событиях;

а концовка – чем всё закончилось.

- Вспомните, как в записи оформляют начало текста.

- Каждую часть текста тоже записывают с красной строки.

-Какие предложения в этом тексте также должны быть записаны с отступом?

Физкультминутка (видеоролик).

2) Определение частей текста.

- У меня для вас интересное задание, которое поможет вам проверить себя: видите ли вы все части текста - начало, основную часть и концовку.

(Слайд № 6)

На с. 42, внизу, есть все 3 части одного текста, но они записаны не по порядку. Ваша задача - собрать все части по порядку.

- Прочитайте каждую часть.

- Найдите, где начало. Какое слово вам подсказало, что это начало?

- Где основная часть?

- Чем же закончился рассказ? Получил отец спички? Почему?

- Озаглавьте получившийся текст. («Как сын покупал спички»).

3) Ролевая игра. (Слайд №7)

- Давайте этот разговор между папой и сыном инсценируем.

- Как будет папа разговаривать с сыном? (строго)

- А сын с папой? (простым, кающимся голосом)

- Постарайтесь интонацией голоса и тоном передать эмоциональное состояние говорящего.

- Кто сможет сыграть эти роли? Посмотрим, у кого интереснее, правильнее получится.

(Дети играют 2 раза)

-Вспомните, на уроке русского языка мы говорили, как называется разговор двух героев? (Диалог)

4) Самостоятельная работа. Работа в паре.

- На парте у вас лежат 3 полоски жёлтого, зелёного и красного цвета. Вместе с соседом вы должны прочитать все 3 части текста и собрать текст. Эти тексты посложнее, чем те, с которыми вы работали прежде. После того, как соберёте, проверьте себя, прочитайте, какой у вас текст получился, всё ли правильно. Потом зажгите «фонарик».

Самопроверка.

- Посмотрите на доску, если вы всё правильно собрали, то полоски у вас будут располагаться в таком порядке:

I ряд II ряд III ряд

зелёная красная жёлтая

красная жёлтая зелёная

жёлтая зелёная красная

-Прочитайте получившийся текст (по порядку 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд).

I ряд (Слайд № 8)

***

У Розки были щенки на дворе, на сене.

Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке.

Собака снесла щенка во рту на место.



II ряд (Слайд №9)

Водяной и жемчужина

Один человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг в море.

Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали.

На четвертый день вышел из моря водяной и спросил:

— Зачем ты черпаешь?

Человек говорит:

— Я черпаю затем, что уронил жемчуг.

Водяной спросил:

— А скоро ли ты перестанешь?

Человек говорит:

—Когда высушу море, тогда перестану.

Тогда водяной вернулся в море, принес тот самый жемчуг и отдал человеку.



III ряд (Слайд №10)

Волк и старуха

Голодный волк разыскивал добычу.

На краю деревни он услыхал - в избе плачет мальчик, и старуха говорит:

- Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам.

Волк не пошел дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика. Вот пришла ночь; он все ждет и слышит - старуха опять приговаривает:

- Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку. Только приди волк, убьем его.

Волк подумал: "Видимо, тут говорят одно, а делают другое", - и пошел прочь от деревни.



5) – На с. 43 прочитайте сказку «Про петушка и курочку». Раскрашивание.

- Найдите в тексте начало, основную часть и концовку.

- Раскрасьте героев этой сказки. ( Музыкальное сопровождение).

6) Резервный материал. Сочинение по сюжетным рисункам на с. 50.

( « Жила - была курица. И было у неё трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать.

Вот однажды повела мама – курица своих деток на прогулку. Впереди важно курица вышагивает, а за ней цыплята бегут. Остановилась мама – курица у чёрной трубы, которую на дорожке кто – то бросил, и смотрит по сторонам: нет ли опасности деткам?

А цыплята шмыг в трубу! Оглянулась мама-курица и чуть в обморок не упала. Стоят перед ней чёрные цыплята.

Пришлось курице целый вечер отмывать цыплят от сажи»).

V. Подведение итогов работы.

- Какие части можно выделить в каждом тексте?



VI. Рефлексия.

- Постарайтесь закончить предложения. (Слайд №11 )

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня получилось…

- Оценим свои достижения на занятии. (Слайд №12 )

Смайлики помогут оценить ваши достижения на занятии.

Жёлтый - улыбается: всё поняли на занятии, всё у вас получилось.

Зелёный – не улыбается, серьёзный: были допущены ошибки и их нужно исправить.

Красный - огорчён, придётся ещё поработать, чтобы не было ошибок, чтобы ответить на все вопросы.

























зелёный 5

У Розки были щенки на дворе, на сене.



__________________________________________________________________



Тогда водяной вернулся в море, принес тот самый жемчуг и отдал человеку.





На краю деревни он услыхал - в избе плачет мальчик, и старуха говорит:

- Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам.

Волк не пошел дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика. Вот пришла ночь; он все ждет и слышит - старуха опять приговаривает:

- Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку. Только приди волк, убьем его.

_________________________________________________________________



























красный

Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке.





Один человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг в море.





Волк подумал: "Видимо, тут говорят одно, а делают другое", - и пошел прочь от деревни.

________________________________________________________________

































желтый

Собака снесла щенка во рту на место.





Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали.

На четвертый день вышел из моря водяной и спросил:

Зачем ты черпаешь?

Человек говорит:

Я черпаю затем, что уронил жемчуг.

Водяной спросил:

А скоро ли ты перестанешь?

Человек говорит:

Когда высушу море, тогда перестану.



Голодный волк разыскивал добычу.



__________________________________________________________________







Просмотр содержимого презентации
«Как построен текст»

Чистоговорки произносятся медленно и чисто.   Скороговорки произносятся быстро и правильно.    У ежа и ёлки иголки колки.

Чистоговорки произносятся медленно и чисто. Скороговорки произносятся быстро и правильно. У ежа и ёлки иголки колки.

Снег пошёл

Снег пошёл

Жил – был на свете доктор Айболит. Он был очень добрый.  Больше всего на свете доктор любил зверей. К нему приходили лечиться черепахи, лисицы и козы, прилетали журавли и орлы.  Всех лечил добрый доктор Айболит!

Жил – был на свете доктор Айболит. Он был очень добрый.

Больше всего на свете доктор любил зверей. К нему приходили лечиться черепахи, лисицы и козы, прилетали журавли и орлы.

Всех лечил добрый доктор Айболит!

Как построен текст

Как построен текст

Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет. Она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волной унесло. И осталась собака ни с чем.  (По Л.Н. Толстому) Начало Основная часть Концовка

Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо.

Увидела она себя в воде и подумала,

что там другая собака мясо несет. Она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волной унесло.

И осталась собака ни с чем.

(По Л.Н. Толстому)

Начало

Основная часть

Концовка

Н ачало О сновная часть К онцовка

Н ачало

О сновная часть

К онцовка

-Купил? – спросил отец.  -Купил, - ответил сын. -А они не отсыревшие? -Нет, они загораются хорошо. Однажды отец послал сына на базар за спичками. Сын купил их и принес. -Откуда ты это знаешь? -Когда покупал, то зажигал их все, одну за другой, проверил и только потом взял.

-Купил? – спросил отец. -Купил, - ответил сын.

-А они не отсыревшие?

-Нет, они загораются хорошо.

Однажды отец послал сына на базар за спичками. Сын купил их и принес.

-Откуда ты это знаешь?

-Когда покупал, то зажигал их все, одну за другой, проверил и только потом взял.

***  У Розки были щенки на дворе, на сене.  Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке.  Собака снесла щенка во рту на место.

***

У Розки были щенки на дворе, на сене.

Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке.

Собака снесла щенка во рту на место.

Водяной и жемчужина  Один человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг в море. Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали. На четвертый день вышел из моря водяной и спросил: — Зачем ты черпаешь? Человек говорит: — Я черпаю затем, что уронил жемчуг. Водяной спросил: — А скоро ли ты перестанешь? Человек говорит: — Когда высушу море, тогда перестану.  Тогда водяной вернулся в море, принес тот самый жемчуг и отдал человеку.

Водяной и жемчужина

Один человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг в море. Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали.

На четвертый день вышел из моря водяной и

спросил:

— Зачем ты черпаешь?

Человек говорит:

— Я черпаю затем, что уронил жемчуг.

Водяной спросил:

— А скоро ли ты перестанешь?

Человек говорит:

— Когда высушу море, тогда перестану.

Тогда водяной вернулся в море, принес тот

самый жемчуг и отдал человеку.

Волк и старуха  Голодный волк разыскивал добычу.  На краю деревни он услыхал - в избе плачет мальчик, и старуха говорит: - Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам. Волк не пошел дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика. Вот пришла ночь; он все ждет и слышит - старуха опять приговаривает: - Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку. Только приди волк, убьем его.  Волк подумал:

Волк и старуха

Голодный волк разыскивал добычу.

На краю деревни он услыхал - в избе плачет мальчик, и старуха говорит:

- Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам.

Волк не пошел дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика.

Вот пришла ночь; он все ждет и слышит - старуха

опять приговаривает:

- Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку. Только

приди волк, убьем его.

Волк подумал: "Видимо, тут говорят одно, а

делают другое", - и пошел прочь от деревни.

Сегодня я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… У меня получилось…

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня получилось…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочное занятие по детской риторике «Как построен текст». 1 класс.

Автор: Быкова Надежда Нойевна

Дата: 03.04.2016

Номер свидетельства: 314590

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа "Умелые руки 1-4 классы" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-umielyie-ruki-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "116807"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412611546"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства