kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие в форме этического диалога "Природа и мы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Судьба природы - наша судьба. Это не пустая фраза - не лозунг. От проблемы «организм – среда» экология подошла к проблеме «человек – природа».

    Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе.         Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода- морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях  во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое.

      В детях необходимо, прежде всего, воспитывать человечность, т.е. доброту, ответственное отношение к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для глаз.

   Дети – будущее нашей планеты. От того какими они  вырастут, зависит выживание человечества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие в форме этического диалога "Природа и мы" »

Пояснительная записка к занятию

Название занятия: «Человек и природа»


Цель: формировать у детей чувство экологической культуры через гуманное к ней отношение.

Задачи:

1.Развивать в детях чувство гуманности;

2. Вызвать чувство сострадания ко всем живым существам на планете;

3.Развивать умения сопереживать, сочувствовать.

4.Способствовать стремлению детей оказывать помощь природе.

5. Продолжить формирование экологически грамотного отношения к природе.

6. Активизировать имеющиеся у детей экологические знания

7. Способствовать воспитанию эстетического восприятия, умения видеть и ценить красоту природы

Место занятия в системе воспитательной работы класса: формирование экологической культуры

Занятие составлено для детей 8-10 лет

Актуальность занятия:

Судьба природы - наша судьба. Это не пустая фраза - не лозунг. От проблемы «организм – среда» экология подошла к проблеме «человек – природа».

Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода- морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое.

В детях необходимо, прежде всего, воспитывать человечность, т.е. доброту, ответственное отношение к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для глаз.

Дети – будущее нашей планеты. От того какими они вырастут, зависит выживание человечества.


Технология, применяемая при проведении занятия: технология этического диалога, авт. А.И.Шемшурина

Обоснование выбора технологии: практика показывает, что в беседе на сложные нравственные темы в начальных классах лучше отталкиваться от конкретного материала - художественного произведения ( рассказ, сказка, притча, легенда) , так как это помогает вовлечь детей в активное обсуждение , вызвать у них переживание и сочувствие. Именно тогда ученик идет от чувства к мысли.


Структурные компоненты этического диалога

Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога

Вывод школьников на проблему.

Дети сидят в полукруге.

-Давайте поприветствуем друг друга. Встанем, поздороваемся глазами, плечами, локтями. Взялись за руки - По нашим рукам побежал ручеёк добра, пусть хорошее настроение останется с нами на протяжении всего занятия

-Тихонечко сядьте.

- Сегодняшнее наше занятие мне бы хотелось начать с чтения отрывка из лесной книги жалоб.

« Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя непохожая!

Траву на мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали.

Берёзки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками.

Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой!»


Построение логической цепочки развития мысли.

-От кого поступила жалоба?

-Какой была лесная полянка?

-А какой она стала?

-Почему лесная полянка назвала себя лесной помойкой?

-Ребята, как вы думаете, а кто довёл полянку до такого состояния?

- Человек…существо, которое создала природа…существо, которое бездумно губит свой мир…

-Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о человеке и природе, о том как пагубно поступают люди по отношению к нашей земле .

-Послушайте стихотворение Евгения Карасёва

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.


Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.


В нас молчало безумное «стой!»

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.


Мы не видели ,как из под ног

Молчаливо, дыша ели-ели,

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели.


3

Обращение к личности ребёнка.

- А часто ли мы с вами губим природу?

-Задумываемся ли мы о цветах, о травах, о деревьях и кустарниках когда идём в лес.… Думаем ли мы о бабочках и кузнечиках, когда бегаем по поляне?

-Я предлагаю вам обсудить несколько ситуаций, которые произошли с ребятами другого класса.

«-Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костёр, - предложил Алик.

-Зачем здесь? Идёмте вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала».

-Правильно ли поступили дети? Что бы вы сделали на их месте?

-Костры без крайней необходимости не разводят, но если без костра не обойтись, используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог на земле. Если кострища нет, готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после отдыха вложить её назад. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями. Костёр всегда тщательно тушат.

-Следующая ситуация: «Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей».

- Можем ли мы осуждать этого мальчика? Ведь он не убил бабочку, а всего лишь положил её в коробок?

-Все меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Живая, она будет искать выход из « темницы», в которой оказалась, и очень скоро её великолепные крылышки обтреплются, чешуйки облетят и, наверное, мальчику ничего не останется, как выбросить то, что совсем недавно поражало свое красотой. Ловить красивых насекомых нельзя.

- Перед тем, как пойти домой ребята решили убрать за собой. На земле валялись бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Дети собрали все это и сожгли на костре.

-Можем ли мы похвалить этих ребят?

-Сжигать полиэтиленовую плёнку, изделия из поролона, пенопласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в золе остаётся смола, которая не разлагается естественным путём. Всё это нужно было взять с собой в город, чтобы выбросить в общий мусороприёмник, содержимое которого уничтожается централизованно.


4

Точка наивысшего напряжения как кульминация

- Ну а теперь вспомните себя…

-Мы живем в городе и не так часто ходим в лес. В городе мы можем позволить себе всё: кидать мусор там, где нам хочется, рвать цветы и ломать деревья… А разве в городе кроме домов, дорог и фабрик ничего нет? Неужели здесь можно позволить выкинуть бумажку от конфеты под ближайшую берёзку или сжечь старую прошлогоднюю траву? Неужели здесь насекомые и животные не хотят чувствовать себя в безопасности? Неужели ты хочешь жить на помойке?

5

Резюме диалога

Наша Земля живая. У неё есть душа. И эта душа болит. И глаза у Земли есть. И глаза эти полны слёз. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой Землёй. Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие её от зноя. Осушивали озёра, поившие её влагой. Долго терпела Земля. Но вот Земля вскричала: «Спасите меня! Я гибну!» И люди наконец услышали. Они поняли, что если погибнет земля, то всё живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту Земли, на защиту природы.

-Подумай, а можешь ли ты поставить себя рядом с защитниками природы?





Список использованной литературы:

1.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск «Асар»,1996.-126

2.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М. Высшее образование; МГППУ, 2006.-460

3. http://festival.1september.ru/articles/50


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное занятие в форме этического диалога "Природа и мы"

Автор: Сидоренко Ольга Александровна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-razvitiiu-riechi-i-podghotovkie-k-obuchieniiu-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "145548"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418934060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства