-
| Вывод школьников на проблему. | Дети сидят в полукруге. -Давайте поприветствуем друг друга. Встанем, поздороваемся глазами, плечами, локтями. Взялись за руки - По нашим рукам побежал ручеёк добра, пусть хорошее настроение останется с нами на протяжении всего занятия -Тихонечко сядьте. - Сегодняшнее наше занятие мне бы хотелось начать с чтения отрывка из лесной книги жалоб. « Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя непохожая! Траву на мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали. Берёзки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками. Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой!» |
-
| Построение логической цепочки развития мысли. | -От кого поступила жалоба? -Какой была лесная полянка? -А какой она стала? -Почему лесная полянка назвала себя лесной помойкой? -Ребята, как вы думаете, а кто довёл полянку до такого состояния? - Человек…существо, которое создала природа…существо, которое бездумно губит свой мир… -Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о человеке и природе, о том как пагубно поступают люди по отношению к нашей земле . -Послушайте стихотворение Евгения Карасёва На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нам понятно было едва ли. Беззаботно топтали мы их И безумно, безжалостно рвали. В нас молчало безумное «стой!» Нам казалось все мало, все мало. А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало. Мы не видели ,как из под ног Молчаливо, дыша ели-ели, Обречённо глядел василёк, Безнадёжно гвоздики глядели. |
3 | Обращение к личности ребёнка. | - А часто ли мы с вами губим природу? -Задумываемся ли мы о цветах, о травах, о деревьях и кустарниках когда идём в лес.… Думаем ли мы о бабочках и кузнечиках, когда бегаем по поляне? -Я предлагаю вам обсудить несколько ситуаций, которые произошли с ребятами другого класса. «-Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костёр, - предложил Алик. -Зачем здесь? Идёмте вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала». -Правильно ли поступили дети? Что бы вы сделали на их месте? -Костры без крайней необходимости не разводят, но если без костра не обойтись, используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог на земле. Если кострища нет, готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после отдыха вложить её назад. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями. Костёр всегда тщательно тушат. -Следующая ситуация: «Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей». - Можем ли мы осуждать этого мальчика? Ведь он не убил бабочку, а всего лишь положил её в коробок? -Все меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Живая, она будет искать выход из « темницы», в которой оказалась, и очень скоро её великолепные крылышки обтреплются, чешуйки облетят и, наверное, мальчику ничего не останется, как выбросить то, что совсем недавно поражало свое красотой. Ловить красивых насекомых нельзя. - Перед тем, как пойти домой ребята решили убрать за собой. На земле валялись бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Дети собрали все это и сожгли на костре. -Можем ли мы похвалить этих ребят? -Сжигать полиэтиленовую плёнку, изделия из поролона, пенопласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в золе остаётся смола, которая не разлагается естественным путём. Всё это нужно было взять с собой в город, чтобы выбросить в общий мусороприёмник, содержимое которого уничтожается централизованно. |
5 | Резюме диалога | Наша Земля живая. У неё есть душа. И эта душа болит. И глаза у Земли есть. И глаза эти полны слёз. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой Землёй. Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие её от зноя. Осушивали озёра, поившие её влагой. Долго терпела Земля. Но вот Земля вскричала: «Спасите меня! Я гибну!» И люди наконец услышали. Они поняли, что если погибнет земля, то всё живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту Земли, на защиту природы. -Подумай, а можешь ли ты поставить себя рядом с защитниками природы? |