Внеклассное чтение: русская народная сказка «Как мужик гусей делил»
Внеклассное чтение: русская народная сказка «Как мужик гусей делил»
урок по литературе для 2 класса. цель урока: формирование читательской компетенции младшего школьника. Задачи: развитие речи обучающихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком; развитие умений грамотно читать (учить понимать произведение, определить главную мысль, отношение автора к героям); расширять словарный запас; ввести термин "анималистические" сказки; воспитывать читательский интерес, эстетический вкус; воспитывать умение дружить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение: русская народная сказка «Как мужик гусей делил» »
Внеклассное чтение: русская народная сказка «Как мужик гусей делил» 2 класс
Цель: формирование читательской компетенции младшего школьника. Задачи: развитие речи обучающихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком; развитие умений грамотно читать (учить понимать произведение, определить главную мысль, отношение автора к героям); расширять словарный запас; ввести термин "анималистические" сказки; воспитывать читательский интерес, эстетический вкус; воспитывать умение дружить.
Оборудование: 1. Хрестоматия литературного чтения для 2 класса
2. Раздаточный материал. 3. карточки
Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях. Потянулись к солнышку!
(руки через стороны вверх, поднимаемся на носочки)
Вы растёте, становитесь добрее, умнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, гостям. Пожелайте всем любви и добра!
Обращение к природным явлениям или животным – это потешка. (закличка)
Описание признаков предмета, которые необходимо отгадать – это считалочка (загадка)
Стихотворения которое используют в игре, для выбора водящего – это скороговорка (считалочка)
Небольшое стихотворение, которое всегда чему-то учит – это Закличка ( потешка)
Молодцы! А теперь давайте вспомним какие заклички (потешки, загадки, скорогаворки, считалки)мы знаем. Все вспомнили. Молодцы!
Учитель: Что объединяет все эти произведения? (Они устного народного творчества) Учитель: Есть ли автор у каждого из них? (Народ)
Сообщение темы и цели урока.
- Ребята! Сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие в страну сказки.
У сказки чистая душа,
Как ручеёк лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ её творец,
Народ-творец, народ-мудрец,
В неё мечту свою вложил.
Как золото в ларец.
Работа по теме урока
Давным –давно, когда не было реактивных самолётов и вертолётов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время… Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, помощников людей.
А вы любите сказки? Сегодня мы с вами вспомним сказки, и поучимся доброте у сказочных героев.
А сегодня мы познакомимся с вами с еще одной русской народной сказкой «Как мужик гусей делил».
Как вы думаете, к какому виду сказок она относится? К бытовым. А почему? В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях. В конце урока мы с вами проверим, правильно ли мы с вами определили.
Учитель: Ребята, как вы думаете какова цель нашего урока? Чему мы научимся? Правильно, сегодня на уроке мы должны научиться быть грамотным ЧИТАТЕЛЕМ. Что это значит? (Уметь правильно читать, научиться понимать произведение, определять главную мысль, понять отношение автора к произведению, к героям, уметь выражать свои мысли, понимать, для чего нужно это произведение в литературе). Учитель: Для того, чтобы это все выполнить, какими мы должны быть? (Мы должны быть внимательными и наблюдательными). Учитель: Попробуйте ответить на вопрос: нужны ли людям сказки? Учитель: В конце урока мы вернемся к этому вопросу.
Работа в группах у каждого на парте лежит герой сказки (красная шапочка, лягушка, Маша и медведь, Золушка)
-Ребята, у каждого из вас лежит герой сказки. Давайте вспомним из каких сказок эти герои. Дети называют героев и сказки. А какие это сказки? (Красная шапочка- бытовая, Царевна-лягушка-волшебная, Золушка – волшебная, Маша и медведь – о животных)
-Молодцы! Теперь поделимся на группы по героям сказок.
1 группа – Маша и медведь
2 группа – Золушка
3 группа – Царевна Лягушка
4 группа – Красная шапочка
Давайте вспомним русские народные сказки и проведём конкурс знатоков сказок.
У каждой группы отрывки сказок, но в них есть ошибки и нет названия. Вы должны исправить ошибки и подобрать название сказки.
1.группа Жили-были дед да баба. Пошел мужик репку сеять. Выросла свёкла большая пребольшая. Стал дед тянуть морковку. Тянет-потянет и вытянул
2.группа Медведь пошёл на колодец, опустил хвост в прорубь; дело то было летом. Уж он бегал, бегал, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было. («Лисичка-сестричка и волк»)
3. группа Домик-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-хвастушка! А ты кто?
— А я лягушка-попрыгушка.
— Иди ко мне жить!
(«Теремок»)
4. группа Вот пошла мамка — по сусекам поскребла, по амбару постучала, да наскребла таки муки на пирожок! Замесила тесто, истопила печку, испекла пирожок. Получился колобок и пышен, и ароматен. («Колобок»)
Оценили 2 задание
Физ.минутка «Имитационные упражнения»
Хотите побыть в роли героев сказок?
«Лисичка»
Девочки, покажите, как лисичка кралась, какие глазки хитрые сощурила, как подпрыгивала, в окошко заглядывала.
«Смелый котик»
Мальчики, покажите, какой котик смелый, отважный. Шёл котик по лесу, шагал, никого не боялся. Храбрый котик.
«Петушок»
Покажите все вместе, каким голосистым был петушок, как он кукарекал.
У каждой группы вопросы к сказке, давайте прочитаем их.
Вопросы к сказке
1 У кого стал просить хлеб мужик? Можете ли вы уже из вопроса что-то узнать о содержании сказки? (что в сказке есть мужик и он у кого-то что-то просит )
2 Что он понёс барину ? Что узнаете из вопроса? (что в сказке есть еще один герой – барин и что мужик ему что-то понёс)
3 На кого надо было разделить гуся?
4 Как отблагодарил барин мужика?
5 Кто потом еще пошел к барину?
6 Кто и как разделил его гусей?
7 Какое качество характера помогли мужику ?
Учитель: Как много информации мы узнали из вопросов к сказке, не читая еще ее.
В конце урока мы ответим на эти вопросы.
На все эти вопросы вы записывайте ответы по ходу чтения сказки
Знакомство со сказкой. Чтение с остановками.
Читает учитель, продолжают хорошо читающие дети. Ксюша, Лиза. Даниил, , Самуил
Учитель до слов: Как бы нам разделить гуся без обиды?
Задается вопрос: как вы думаете, как они разделили гуся? Ваши предположения.
Чтение дальше Ксюшей до слов – Тебе,-говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок
Чтение Лизой до слов: И взял всего гуся.
Вопрос: Что было дальше?
Чтение Самуилом: Послал барин за бедным мужиком и велел делить.
Вопрос: Как разделил мужик гусей?
Чтение Даниилом до конца
Физминутка для глаз (электронная)
А сейчас вернёмся к сказке.
Назовите главных героев сказки. Мужик
Есть ли ещё главные герои? Нет
Давайте опишем главного героя.
Какой мужик? Бедный, голодный, умный, находчивый, ….
А как вы думаете, какой он был внеше? Опишите его внешность.
Самостоятельное чтение метод Инсерт (с пометками) отмечают непонятные слова.
Барин -
Составление вопросов по тексту. Работа в группах.
Метод карусель. Спикер идет в другую группу и задает свои вопросы. Группа отвечает.
Спикер оценивает каждую группу. С пояснением.
Метод Ромашка на доске ромашка, на каждом лепестке вопрос по тексту. Дети выходят, выбирают вопрос и отвечают.
Итог. Учитель: Понравилось вам это произведение? Были ли моменты, когда вы волновались, переживали? Что бы вы хотели изменить в этой сказке?
Учитель: Как вы думаете, зачем народ придумал эту сказку? Учитель: Давайте вернемся к главному вопросу нашего урока: нужны ли людям сказки? (Они приносят радость от чтения, узнаем о животных, их повадках, характере и т. д). Так к какому виду относится наша сказка? Почему? ? В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей
Что высмеивается в этой сказке? жадность богатых А что прославляется? ум, смекалка бедных
Домашнее задание. Ребята, посмотрите, на каждой книжке со сказкой есть обложка. (показ книг со сказками) Вот и вы представите себя художником и нарисуете обложку к нашей сказке.
Воти заканчивается наше сказочное путешествие.
Рефлексия
Во многих сказках встречается яблоня с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблоня. – Но какая – то она грустная, нет на ней яблок. Давайте её оживим. У каждого есть 2 яблока (красное и зелёное). Если урок был интересным, вам всё было понятно. Повесьте на яблоню красное яблочко. Если есть трудности, или вам было не интересно – зелёное, надо яблочку немного созреть.