kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие по функциональной грамотности "Секреты задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по функциональной грамотности "Секреты задач"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по функциональной грамотности "Секреты задач"»

Класс: 2 класс

Тема занятияСекреты задач.

Тип урока:  постановка  и  решение  учебно-практической задачи.

Цель урока:

- создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике;

- развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение занимательных математических задач;

- научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать.

Задачи урока: развитие экономического мышления школьников; воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Ход урока:

 

  1. Организационный  момент.

-Перед началом нашего занятия, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок.

Мы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели.

Мы друг другу улыбнулись

И в работу окунулись.

-Я надеюсь сегодня вы будете внимательными, активными, старательными, доброжелательными, будете помогать друг друг. Успехов вам!

II.Математическая разминка.

- А начать наше занятие я предлагаю с математической разминки.

  1. Сколько дней в одной неделе? (7)

  2. Сколько ушей у трех мышей?  (6)

  3. Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало? (5)

  4.  Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)

  5. Сколько пальцев на двух руках? (10)

  6. Сколько слогов в слове математика? (5)

  7. Одно яйцо варится 10 мин. Сколько времени будут вариться 2 яйца?  (10)

  8. Курица на 2-х ногах весит 2 кг. Сколько весит курица на одной ноге? (2 кг).

III.    Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

- Что у меня на доске? (слова «условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ»)  (выстраивание по порядку). Это составные части чего? Давайте их повторим.

Итак, задачи состоят из следующих логических частей:

1. Условие – это то, что известно в задаче;

2. Вопрос – это то, что надо найти;

3. Схема – краткая запись содержания задачи;

4. Выражение и его значение;

5. Решение задачи;

6. Ответ – значение составленного выражения.


- Как вы думаете, какая тема занятия и что мы будем делать? ("Секреты задач")

- Правильно, сегодня мы будем решать задачи разных видов.

-А знаете ли вы, что задачи бывают не только в прозе, но и в стихах. Попробуйте решить их.

«Задачи в стихах»

- Было книжек 25,

Да добавили к ним 5.

А потом 2 книжки взяли

И учащимся отдали.

Думать надо очень мало,

Отвечайте: «Сколько стало?» (28книжек)


- Поручил учитель Коле

Сосчитать лопаты в школе.

Он лопаты сосчитал,

Прибежал и так сказал:

«28, а из них 20 малых, 6 больших».

Точно Коля доложил?

Иль ошибку допустил? (26 лопат)


- Возле грядки две лопатки,

Возле кадки три лопатки.

Все лопатки сосчитать

Сколько будет? Ровно…(5)


- Пять ворон на крышу сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело.

Сколько всех их прилетело. (7)


- Кошка вышила ковёр.

Посмотри какой узор:

Три большие клеточки,

В каждой по три веточки.

Села кошка на кровать.

Стала веточки считать,

Но никак не может.

Кто же ей поможет? (3*3=9)


- Со двора 16 веток

Принесла коза для деток,

Положила на пол их,

Как делить на четверых? (16:4=4)


- Сеть тяну, рыбу ловлю,

Попало немало:

Семь окуней, десять карасей,

Один ершок – и то в горшок.

Уху сварю, всех угощу.

Сколько рыб я сварю? (18)

-Итак, какие задачи вы решили? Молодцы, ребята! Вы справились со всеми задачками.


- Но прежде чем мы приступим к решению других видов задачам отгадайте пожалуйста загадку.

Все мы там бываем.

Всё, что нужно покупаем.

Там есть множество витрин,

Что же это?

- Правильно. Сегодня мы с вами пойдем в магазин.

- С какой целью мы идём в магазин?

- В магазине много разных продуктов. За какими же продуктами мы отправимся в магазин?

- Юля прочитает отрывок из сказки. Будьте внимательны, я буду задавать вопросы.

- Это фрагмент, из какой сказки? («Муха — Цокотуха»)

Юля читает фрагмент из сказки:

«Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

"Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!"

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки –

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые –

В них застежки золотые.

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Меду принесла...

- Кто автор? (К. И. Чуковский)

- Как зовут главную героиню этого фрагмента? («Муха — Цокотуха»)

-Что нашла Муха? (денежку)

- Куда она её потратила? (купила самовар)

Нужда человека в каком-либо товаре или услуге, желание его получить называются потребностью. Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. На решение о той или иной покупке оказывают влияние степень необходимости, цена, собственные вкусы и предпочтения, советы знакомых, реклама. Покупки предметов первой необходимости, которые совершаются ежедневно, еженедельно, не требуют долгих размышлений и часто совершаются автоматически. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные.

Итак, чему еще мы будем учиться на этом уроке(Ответы детей)

Будем учиться правильно, расходовать и экономить деньги.

IV. Работа по теме урока.

- Куда пригласила Муха-Цокотуха тараканов? (на чаепитие) 

«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»

- Давайте подумаем, а нам для чаепития что-что нужно? (Ответы детей)

- Попробуем купить в магазине необходимые товары для чаепития и решить первую задачу.

Задача 1.

Сережа купил в магазине «Магнит» для чаепития кекс за 75 рублей, печенье «Choco-Pie» за 129 рублей и шоколад «Россия», который стоит 39 рублей. Сколько денег потратил Сережа на покупки?

-Что известно в задаче? Прочитайте условие задачи.

-Что нужно найти? Прочитайте вопрос задачи. Как найти? -Изобразите задачу на схеме.

75+129+39 = 243(руб.)

-Это много? (Потому что все идет из семейного кошелька)

Вывод. Чтобы найти целое нужно сложить части.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

Продолжение работы по теме урока.

Задача 2. На покупку тех же товаров в магазине «Пятерочка» Сережа бы потратил» 246 рублей. Так как там кекс стоит 73 рубля, печенье «Choco-Pie» - 129 рублей. -Сможете решить задачу?(Нет) -Почему? (Нет вопроса) -Давайте попробуем сформулировать вопрос.(Сколько стоит шоколад «Россия»?) -Что известно в задаче? Прочитайте еще раз условие. -Что неизвестно?

В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь, доехав до распутья, читает на камне: “Прямо поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься”. Ребята, с какой проблемой сталкивается добрый молодец на перепутье? (с проблемой выбора дальнейшего пути)

- Давайте попробуем решить эту задачу разными способами. 1 способ 1) 246 – 73 = 173 (руб.) 2) 173 – 129 = 44 (руб) 2 способ 1)246 – 129 = 117(руб.)
    1. – 73 = 44(руб.)
3 способ 1)73+129 = 202 (руб.) 2)246 – 202 = 44 (руб) -Какой способ для вас был легче?

Вывод: Важно! Решение задачи несколькими способами является проверкой правильности. Одинаковые ответы указывают на правильность решения.

- Итак, смог ли Сережа сэкономить деньги покупая продукты в магазине «Магнит»?(Смог) - Сколько сэкономил?(3 руб.) - А как вы думаете, можно ли еще больше сэкономить? Для того чтобы ответить на этот вопрос обратите внимание на данную таблицу.
Магазины

Наименование
товара

Кекс

Печенье «Choco-Pie»

Шоколад «Россия»

75 129 39
73 129 44

Наименование
товара


Магазин

Кекс


75

73

Печенье «Choco-Pie»


129

129

Шоколад «Россия»


39

44

-Что вы заметили? (Если купить кекс в магазине «Пятерочка» можно еще сэкономить 2 рубля)

-Молодцы, справились с заданием. Какой мы можем сделать вывод?

(разумно деньги экономить, а не тратить)

Задача 3

У Сережи есть 2 монетки по 10 рублей, 4 монеты по 1 рублю и одна бумажная купюра 50 рублей. Что из перечисленных выше продуктов может купить Сережа?

-Что такое монета?

-Что такое купюра?

-Что известно в задаче? Прочитайте условие задачи.

-Что нужно найти? Прочитайте вопрос задачи.

-Чтоб ответить на вопрос задачи, что нам нужно знать?(Сколько всего денег у Сережи.)

-Как найдем?

10+10+1+1+1+1+50 = 74(руб.)

-Еще что нужно знать? (Сколько стоят продукты)

-Таблица с ценами продуктов у вас на парте.

-Итак, что сможет купить Сережа? (В магазине «Магнит» только шоколад «Россия», в магазине «Пятерочка» кекс или шоколад «Россия»)


Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

Не люблю решать задач.

Потому что нет удачи

На проклятые задачи.

Может быть, учебник скверный

Может быть, таланта нет?

Не могу открыть секрет:

Как задаче дать ответ…

Вы умеете решать задачи? Решите задачи на карточках (работа в парах). 

Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

На одной полке 15 книг, на второй- на 6 книг больше, чем на первой, а на третьей - на 3 книги больше чем в первой. Сколько книг на второй полке?

Задачу, требования которой нельзя выполнить из-за отсутствия необходимых данных, называют задачей с недостающими данными.

Чтобы её решить, нужно дополнить условие задачи необходимыми данными. Такие данные называются дополнительными.

Задачи, в которых есть лишние данные, то есть данные, которые не нужны для решения задачи, называются задачами с избыточными данными.

V. Подведение итогов урока/рефлексия:

Оцените свою работу на уроке, при помощи монеток.

Желтая монетка-все получилось, мне понравилось занятие.

Красная монетка-мне не понравилось, было непонятно.

Кто понял новую тему урока?

Научились ли вы тратить разумно деньги?

Где мы можем применить полученные знания?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Внеурочное занятие по функциональной грамотности "Секреты задач"

Автор: Светлана Евгеньевна Петренко

Дата: 18.10.2023

Номер свидетельства: 638223

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Педагогический совет на тему "Интенсификация урока и формирование ценностного отношения к здоровью" "
    ["seo_title"] => string(115) "piedaghoghichieskii-soviet-na-tiemu-intiensifikatsiia-uroka-i-formirovaniie-tsiennostnogho-otnoshieniia-k-zdorov-iu"
    ["file_id"] => string(6) "180103"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425125227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства