3) воспитывать патриотизм, милосердие, уважение к старшему поколению.
Ход урока:
1.Организационное начало.
2.Актуализация знаний.
У: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.
« Путешествие во времени» (блиц- опрос) :
- Как называется город, который стойко и упорно сопротивлялся монголам ?
- Чем знаменит князь Александр Невский?
- Что случилось в 1380 году?
- Почему до наших времен жива людская память о князе Пожарском и мещанине Минине?
- Кто из военачальников стал первым генералиссимусом?
- Когда началась Отечественная война?
- О ком я говорю: его воинский талант, мудрость и мужество помогли одержать победу в Отечественной войне 1812 года?
- В каком году началась первая мировая война?
- Какое событие произошло в 1922 году?
3. Изучение нового материала. Постановка учебной задачи.
У: Итак, мы видим, что на протяжении всей истории русский народ был вынужден вести войны с иноземными захватчиками. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке?
У: Самая тяжелая и самая чудовищная из всех войн была Великая Отечественная война. Тема нашего урока: » Великая война и Великая Победа». (Показ слайда.)
Мы проведем свое независимое расследование самой страшной войны в истории нашей страны. Ребята получили задания узнать информацию о наиболее значительных сражениях этой войны. Работа проходила в группах.
4 Словарная работа. На доске- карточки со словами «фашизм», «агрессор», «ополчение», «блокада», «пехота», «рейхстаг».
5. Лекция учителя:
-В 1939 году началась вторая мировая война. Главный виновник этой войны- Фашистская Германия. Она завоевала всю Европу и достигла границ Советского Союза. Завоеваны Польша, Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия – всего 12 европейских стран.
Молодая Советская страна налаживала свою жизнь. После гражданской войны прошел 21 год. Но все изменилось в один миг. 22 июня 1941 года в воскресенье, советские люди услышали страшное известие о начале войны с немецкими фашистами. Германия обрушила мощный удар на СССР- 190 сухопутных дивизий. 5000 самолетов, 200 военных кораблей. Нападение было внезапным, без объявления войны. Граница была нарушена на огромной территории: от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге.
Правитель фашистской Германии Гитлер рассчитывал на быструю, молниеносную войну. Она должна была закончиться через полгода разгромом и уничтожением СССР.
Мощный удар гитлеровских войск приняла на себя первой Брестская крепость.
6. Выступление первой группы учащихся- « Репортаж с места событий». Учащиеся- «корреспонденты военных лет», «медсестры» на фоне слайда «Защитники Брестской крепости» рассказывают о героической обороне Брестской крепости, показывают подготовленные фотографии, иллюстрации.
7 Продолжение лекции учителя:
- Весь народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли на фронт, были созданы партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем. В первые месяцы войны СССР нёс большие потери. Не хватало новой техники- самолетов, танков, артиллерийских орудий, автоматов. Срочно налаживалось производство вооружения, в тылу трудились женщины. дети, старики. (Показ слайда « Парад на Красной площади 7 ноября 1941года».
8. У: В сентябре 1941года гитлеровцы окружили Ленинград.
Выступление группы учащихся: показ на карте города Ленинграда, демонстрация иллюстраций о блокаде Ленинграда, рассказ о героическом труде ленинградцев, о дневнике Тани Савичевой.
9. Сообщение группы учащихся о битве под Москвой. Работа с картой, рассказ о героях- панфиловцах.
10. Выступление группы учащихся с сообщением о Сталинградской битве, демонстрация слайдов «Сталинградская битва», «На окраине Сталинграда», «Пленные немцы».
11. Сообщение о Курском сражении. Работа с картой, демонстрация слайда «Легендарный танк Т-34»
12. Рассказ группы учащихся на тему «Башкирия в годы Великой Отечественной войны». Демонстрация отрывка из видеофильма «Всадники Победы»
13.Лекция учителя:
-В 1944 году Советская Армия освободила от фашистов территорию Советского Союза. В начале 1945 года произошло освобождение европейских государств. Навстречу советским воинам двигались американские войска, которые были союзниками Советского Союза. Штурм Берлина начался в апреле 1945 года. 9 мая советские воины водрузили свой флаг на крыше Рейхстага- главного здания фашистской Германии.
Огромный вклад в эту победу внес замечательный, мудрый полководец, маршал Советского Союза Г.К. Жуков.
-У: Какой же ценой досталась советскому народу эта победа? (Демонстрация слайдов «Трудные годы», «Дети войны 1941 года» худ. А.и С. Ткачевы)
Цена победы- около 27 млн погибших, 1700 разрушенных городов, 70 000 сел и деревень. Каждая семья заплатила свою цену за Победу.
-Давайте проведем перекличку имен наших родственников, участвовавших в этой страшной войне.(Дети демонстрируют сохранившиеся фотографии родственников- участников войны и тыла, рассказывают о них то, что узнали от родителей.
14 Работа в группах.
Показ слайда с вопросами для групп:
1) Почему фашистская Германия, имевшая больше вооружения, не смогла победить советские войска?
2) Почему надо помнить о том, как была завоевана победа?
3) Назовите города- герои.
15. Итог урока. На слайде- пословицы:
- Любовь к Родине сильнее смерти.
- Береги землю родимую как мать любимую.
- Родина- мать, умей за нее постоять.
- С миру по нитке- фашисту веревка.
- Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
У: - Выберите ту пословицу, которая подходит к теме нашего урока.
- Чему вы научились сегодня на уроке? Есть ли уроки у войны?