«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2» г. Оренбурга.
Урок русского языка.
2 «а» класс (программа III вид; вариант 3.2)
Дата: 02.10.18.
Учитель: Мартынова Светлана Алексеевна
Тема урока: «Вежливые слова».
Цель урока: научить различать вежливые слова и использовать их в речи.
Задачи урока:
Образовательная: активизировать полученные на уроках знания по речевой культуре, умение применять их в жизни.
Коррекционно – развивающая: развить устную и письменную речь; развивать осязание пальцев рук, повышать уровень форсированности опосредованного восприятия написанных в приборе точек-букв; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитание вежливого человека, соблюдение правил поведения на уроке (правильно сидеть, поднимать руку, вставать, отвечать).
Планируемые результаты:
Предметные: учить ориентироваться в приборе и в приборе прямого письма и чтения.
Метапредметные:
Познавательные: классифицируют вежливые слова по группам.
Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: создать условия для формирования положительного отношения к учению, формировать внимательное отношение к слову, воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли.
Методы:
Осязательный
Словесный
Поисковый
Проблемный
Системно-деятельностный подход.
Формы организации урока:
Индивидуальная
Фронтальная
Тип урока. изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Средства обучения: приборы прямого письма и чтения, письменные приборы Брайля, грифели, массажные мячи, учебник «Русский язык» 1 класс,
Ход урока.
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, тетрадки и приборы
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
2.Актуализация знаний.
Игра «Я знаю много слов». Условия игры: назвать как можно больше предметов на тему «Школьные предметы».
— На какой вопрос отвечают слова-предметы, которые вы называли? (Что?)
Как называют мальчика, который учится в школе? (Ученик.)
Как называют девочку, которая учится в школе? (Ученица.)
Как называют человека, который учит детей в школе? (Учитель.)
Задайте вопросы к этим словам? (Кто? ученик, кто? ученица, кто? учитель.)
- Постарайтесь определить «лишнее» слово в каждой группе. Обоснуйте свой ответ.
Ученик, учитель, учебник.
Мошка, мышка, море.
Мама, мост, машин.
Пальчиковая гимнастика.
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга) Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу) В среду я пекла калач, (печём "пирожки") Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк") Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев) Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
3. Постановка проблемы.
«Доскажи словечко»
Дядя Стёпа огорчён.
Рассказал он вот о чём:
Настя – славная девчонка.
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова… (Здравствуйте).
А слово-то, какое – очень дорогое!
Встретил Витю я соседа.
Встреча грустною была:
Налетел он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте!
Зря от Вити ждал я слова… (Извините).
А слово-то, какое – очень дорогое!
Он про внучку говорил:
-Экая досада! Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но нельзя ж молчать как рыба.
Ну, сказала бы… (Спасибо).
Слово-то, какое – очень дорогое!
(Шкатова Л.А.)
4. Самоопределение к деятельности.
- Кто из вас догадается, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?
(Ответы детей)
- А все ли из вас знают что обозначают «вежливые» слова и в каких еще ситуациях важно ими пользоваться? Поднимите руку те кто думает, что все знает о вежливых словах…, кто сомневается?
- В конце урока посмотрим, изменится ли ситуация?
- На приборе прямого чтения запишите буквы: с и с п а б о. Это было слово, но какой-то шалунишка взял и перепутал буквы. Составьте это слово, пожалуйста.
Мы отдыхать даем им обязательно. (катают мяч по столу правой рукой и левой рукой)
7. Первичное усвоение новых знаний.
Работа по учебнику с. 25, упр. 14
— Прочитайте слова-благодарения.
Подумайте, в каких случаях мы используем такие слова? Выскажите своё предположение. (Словами-благодарениями начинается просьба о чём-либо.)
Вспомните, какие ещё вежливые слова вы знаете?
(Заслушиваются ответы учащихся.)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: «Вежливые» слова делают нашу речь более теплой и доброжелательной. А человека, который употребляет в своей речи такие слова, называют вежливым и воспитанным.
8. Первичная проверка понимания.
- Что еще помогает нам во время разговора? (Мимика, жесты) А вы хорошо понимаете жесты?
Повторяйте за мной и комментируйте жесты:
1. Палец к губам (тихо).
2. Пожимаем друг другу руку (здороваемся).
3. Раскрываем объятия (рады встрече).
4. Киваем головой (согласны – не согласны)
5. Грозим пальцем, кулаком (угрожаем)
6. Хлопаем в ладоши (радуемся, что-то нравится)
7. Машем рукой (прощаемся)
9.Закрепление знаний и способов действий.
- Отгадайте загадки:
1. Встретив зайку, ёж – сосед
Говорит ему: «Привет»
2. А сосед его ушастый,
Отвечает: «Ёжик, Зравствуй.»
3. К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «До свидания!»
4.Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «Извини!»
5. Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «Спасибо!»
6. Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «Подалуйста!»
7. Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «Благодарю!»
8. Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «Добрый день!»
9. На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «Добрый вечер!»
10. Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам Аппетита»
- Как называются слова отгадки?
- Какие еще волшебные слова вы знаете?
- На какие группы можно разделить эти слова? (Вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания.)
10. Рефлексия учебной деятельности (Итог). Домашнее задание.