Просмотр содержимого документа
«В.П. Астафьев "Капалуха"»
Технологическая карта
урока литературного чтения,
проведенного в МБОУ лицей №103 им. С. Козлова
в 3 «Е» классе 3.03.2020
Соколовой Александрой Андреевной
г. Ростов-на-Дону 2020
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 3 «Е» Тип урока: открытие нового знания. Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха» Цель:изучить биографию В.П. Астафьева, прочитать рассказ «Капалуха».
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
1. Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе и литературе;
2. Формировать адекватную оценку своей учебной деятельности;
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1. Развивать способность находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;
2. Развивать способность анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
3. Развивать способность формулировать учебную задачу урока коллективно, в паре;
4. Строить логические рассуждение и речевое высказывание в устной форме;
5. Развивать способность оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
6. Развивать способность выражать свои мысли в устной и в письменной форме;
7. Развивать способность анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, обсуждать её.
Направленные на достижение предметных результатов обучения
Понимать нравственный смысл рассказов;
Определять основную мысль рассказа;
Рассказывать о герое, подбирая из произведения слова-определения, характеризующие его поступки и характер;
Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник, письменные принадлежности, раздаточным материал.
Материалы для учителя: учебник, компьютер, презентация в онлайн-сервисе Google Формы , технологическая карта урока, иллюстрации по жизни и творчеству В.П. Астафьева.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
УУД
( формируемые на данном этапе)
Методы обучения, КРР,ИКТ
1. Мотивация к учебной деятельности(Организационный этап)
Цель этапа: включение в учебную деятельность на личном значимом уровне («хочу», «надо», «могу»)
Организует начало урока
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Александра Андреевна, и урок литературного чтения у вас проведу я.
- Сегодняшний урок литературного чтения, я хочу начать со слов одного французского писателя – философа Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Слайд 1)
- Согласны вы с этим высказыванием?
- В чем? и почему?
- Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить и рассуждать.
- Так давайте же не будем терять времени и приступим к рассуждению и чтению.
Приветствуют учителя
Читают высказывание
Да
Отвечают на вопрос
Слушают учителя
ЛУУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе и литературе;
КУУД: развивать способность выражать свои мысли в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи;
Обсуждение
Презентация в онлайн-сервисе Google Формы
2. Актуализация опорных знаний
Цель: Организация подготовки и мотивация учащегося к выполнению пробного учебного действия, его осуществление и индивидуального затруднения.
Предлагает выполнить работу для речевого аппарата
- Сейчас, я предлагаю вам выполнить речевую разминку:
- Прочитайте пословицу. (Слайд 2)
Вороненку гнездо-родимая хата.
- Прочитайте шепотом вслух не мешая друг другу.
- Прочитайте постепенно, переходя с шепота на обычный голос.
- Прочитайте с удивлением вслух не мешая друг другу. Кто желает в слух
- Прочитайте с грустью вслух не мешая друг другу.
- Прочитайте выразительно.
- Объясните её смысл.
- Вот мы и размялись, а теперь давайте проверим ваше домашнее задание. Какое домашнее задание вам было задано?
- Молодцы ребята, вы хорошо подготовили выразительное чтение.
- Ребята, скажите, а произведения какого раздела мы изучаем?
- Совершенно верно! Сегодня мы продолжим путешествовать по этому разделу «Люби живое».
Читают пословицу и объясняют её смысл
Читают выразительно домашнее задание
КУУД.: Развивать способность выражать свои мысли в устной форме
Метод разминка
Презентация в онлайн-сервисе Google Формы
Проверка
3.Организация познавательной деятельности
Цель: освоение нового знания, способа действий
3.1. Целеполагание
(выявление места и причин затруднения и постановка цели деятельности)
3.2. Открытие нового знания (построения проекта выхода из затруднения (цель , способ, план, средство), т.е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. Реализация построенного проекта)
3.3. Первичное закрепление (первичное закрепление нового способа действий с проговаривание во внешней речи)
ФИЗМИНУТКА
3.4. Самостоятельная работа (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и самооценкой, реализация нового способа действия; рефлексия достижения цели)
3.5. Повторение в систему знаний (выявление границ применимости нового знания)
Помогает детям с помощью игры определить тему урока.
- А для того, чтобы узнать, тему нашего урока, я вам предлагаю разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв. (Слайд 3) (Приложение 1)
- Прочитайте, что у нас получилось.
- А кто знает, что означает это слово?
- Я думаю, что после прочтения этого произведения, вы сможете ответить на этот вопрос.
- А для того, чтобы узнать, кто же написал этот рассказ, предлагаю вам разгадать ребус. (Слайд 4)
- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Слайд 5)
- Скажите, а какую цель мы поставим? (Слайд 5)
- Отлично! Молодцы!
-Ребята, а вам уже что-то вам известно об этом писателе?( Слайд 6)
- Вы бы хотели узнать о нем, его творчестве?
- Тогда я прошу вас сесть ровно, приготовьтесь внимательно слушать.
(Приложение 2)
Учитель рассказывает детям о жизни писателя, сопровождает рассказ иллюстрациями
-Итак, скажите, что вы запомнили из биографии Виктора Петровича Астафьева? Можно пользоваться опорными иллюстрациями.
- Какие факты?
- Ну а теперь, мы переходим к его произведению.
Учитель организует работу с текстом.
Откройте учебники на странице 98.
-Прочитайте еще раз его название.
- Можно ли по названию определить, о ком, или о чем пойдет речь?
- Почему?
- А верны ли ваши предположения, мы узнаем в ходе чтения произведения.
- В этом тексте встречаются много сложных для прочтения слов, давайте их разберем.
- Сначала читаем по слогам, затем плавно
- Ребята, а как вы думаете, что такое про’сека, вале’жник, ко’смы? (Слайды 8-11)(Приложение 3)
- Обратите внимание на иллюстрацию текста, что на ней изображено?
- Хорошо, а вам интересно, что было на самом деле?
-Тогда сядьте ровно и следите за мной по тексту, потому что я попрошу кого-то продолжить.
Чтение с остановками
1 часть (до слов: через сучковатый валежник)
- Какой лес описывает Астафьев?
- Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?
-Продолжаем читать
2 часть (до слов:гнали скот вместе с нами)
- Что описывает автор в этой части рассказа?
- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?
-Продолжаем чтение.
3 часть (до слов: вы поглядите на нее)
- О какой находке рассказывает автор?
- Как описывает автор гнездо глухарки?
- С чем он его сравнивает?
- Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?
Для предотвращения переутомления, учитель организует физкультминутку
- Я вижу, что вы немного устали и предлагаю вам встать и выполнить небольшую физкультминутку.
(Приложение 4)
4 часть (до слов: сказал подошедший учитель)
-Найдите в тексте слова, которые описывают поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.
-Зачитайте эти слова.
-Почему автор выбрал именно эти выражения и слова?
-Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы?
-Молодцы! Снова обращаемся к тексту
5 часть
- Найдите в тексте и зачитайте слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?
-Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?В чём отличие?
Проводит устный опрос.
- Понравилось ли вам это произведение?
- О ком это произведение?
- Так какую же птицу охотники называли капалухой?
-Кто такая глухарка? (Слайд 12)
Глухарка- это самка глухаря. Глухарь- лесная птица. Самка в ямах под кустом высиживает от 4 до 15 яиц.
- Подумайте, почему охотники называют самку глухаря «Капалухой»?
- Можно только высказывать предположения по поводу того, почему охотники называют самку глухаря капалухой.
Слово «капалуха» пошло из народа от слов «копытить» или «копать».
- Где и как обнаружили капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них эта находка?
Организует самостоятельную работу.
- Отлично, а теперь я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. У вас на столах есть тест. Состоит он из 6 вопросов, на каждый из них, вам нужно дать ответ. Для этого вы обводите верный вариант ответа, для каждого вопроса. (Приложение 5)
-А теперь, давайте проверим, что у вас получилось. Обратите внимание на слайд, проверьте, насколько верно вы выполнили задания теста.
-Поставьте оценку себе.
(0 ошибок-5, 1 ошибка-4, 2 ошибки-3)
Проводит работу над закреплением изученного материала.
- Ребята, от какого лица ведется повествование в рассказе?
- Найдите отрывок где происходит диалог между мальчиком и рассказчиком. Покажите готовность.
- Я вам предлагаю разыграть этот диалог.
Разгадывают слово
- КАПАЛУХА
Отвечают на вопрос
Слушают учителя
Астафьев
- В.П. Астафьев «Капалуха»
-Изучить биографию В.П. Астафьева, прочитать рассказ «Капалуха»
Отвечают на вопросы
Слушают рассказ учителя
Отвечают на вопросы
Открывают учебник и читают название
- Нет
- Незнакомое и непонятное слово
Слушают учителя
Разбирают слова
Определяют лексическое значение
- Изображены мальчики у гнезда
- Да
Следят за текстом, читают рассказ
-Сплошь хвойные, покоробленные ветром и северной стужей.
- Ели, пихты, лиственницы, берёзы, осины.
Читают текст
-Бугорок, на котором растёт черника
-Он включает описание для того, чтобы мы смогли её представить себе
Читают текст
-О гнезде глухарки с яйцами
Зачитывают в тексте описание гнезда
- С неприметной хаткой
- Потому, что гнездо глухарки было хорошо спрятано от людей.
-Его сердце забилось от испуга, он боялся не заметить гнездо и наступить на него
Читают текст
Выполняют физкультминутку
Читают текст
-Металась в стороны
Крылья разброшены, мела ими
Закостенели от неподвижности
Пыжилась и не могла взлететь
-Чтобы показать состояние капалухи
- Испуг, гнев, бесстрашие
Вытянув шею
Глаза не следили
Целилась на гнездо
Плавно слетела
Заползла в гнездо
Распустила крылья
Высказывают своё мнение
- Да
- О капалухе
- Глухарку
- Отвечают на вопрос
Высказывают свои предположения
Слушают учителя
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют задания теста
Проверяют по эталону, ставят оценку
Отвечают на вопрос
Находят отрывок
Разыгрывают диалог
ПУУД.: Строить логические рассуждение и речевое высказывание в устной форме
РУУД: развивать способность формулировать учебную задачу урока коллективно, в паре;
ПУУД.: Строить логические рассуждение и речевое высказывание в устной форме.
КУУД.: Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию
ПУУД.: Развивать способность анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе; Развивать способность находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;
КУУД.: Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию
КУУД.:Развивать способность выражать свои мысли в устной и в письменной форме.
ПУУД.: Развивать способность находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;
РУУД.: Развивать способность формулировать учебную задачу урока коллективно, в паре;
ПУУД.: Развивать способность находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;
ПУУД.: Развивать способность находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;
КУУД.:Развивать способность выражать свои мысли в устной и в письменной форме.
ПУУД.: Развивать способность анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе; Развивать способность находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;
ПУУД.: Развивать способность находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;
ЛУУД: формировать адекватную оценку своей учебной деятельности;
Игра
Презентация в онлайн-сервисе Google Формы
Беседа
Иллюстрация
Рассказ
Презентация в онлайн-сервисе Google Формы
Устный опрос
Рассказ
Обсуждение
Работа с книгой
Устный опрос
Метод создания ситуаций творческого поиска
Беседа
Диалог
Выборочное чтение
Устный опрос
Беседа
Диалог
Самопроверка по эталону
Работа с текстом
Беседа
4. Рефлексия учебной деятельности
(рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности)
Подводит итог урока.
-Ребята, наш урок подошел к концу, давайте подведём итог урока!
- С творчеством какого писателя мы с вами познакомились на уроке? Что запомнили о нём?
- Какой его рассказ мы прочитали?
- Скажите, какие чувства пробудили у вас эта история?
- Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху? Какие?
- Скажите, какую цель мы поставили в начале урока? Вы достигли её?
- Чему научились?
- Откройте дневники запишите домашнее задание с. 98-100, пересказ
- А сейчас, я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке и заполнить копилку знаний. Перед вами две монеты, серебряная и золотая. Если вы были активны на уроке, успешно справились со всеми заданиями и достигли поставленной в начале урока цели, то опустите в копилку золотую монету! А если же, вы не достигли поставленной цели и с трудом справлялись с заданиями, то опустите в копилку серебряную монету!
-Отлично! А сейчас, я открою нашу копилку, и мы с вами посмотрим, монеток какого цвета в ней больше!
-Скажите, какой вывод мы можем сделать?
- Верно!
Прощается с детьми.
-На этом наш урок окончен до свидания!
- В.П. Астафьев
Отвечают на вопрос
- «Капалуха»
- Отвечают на вопросы
- Да
Отвечают на вопрос
Записывают домашнее задание
Оценивают свою работу
Делают вывод
Прощаются с учителем
ЛУУД: формировать адекватную оценку своей учебной деятельности;
КУУД: развивать способность выражать свои мысли в устной форме.
РУУД: развивать способность оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
КУУД: развивать способность выражать свои мысли в устной форме.
Беседа
Самооценка
Диалог
Самоанализ урока
Я, Соколова Александра Андреевна, провела урок литерного чтения в 3 «Е» классе.
Программа: «Школа России».
Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».
Исходя из темы была поставлена цель: изучить биографию В.П. Астафьева, прочитать рассказ «Капалуха».
Для реализации цели, я использовала следующие методы: словесный (рассуждение, беседа, устный опрос, работа с текстом), наглядный (хронологическая последовательность жизни писателя в изображениях).
Цель была определена обучающимися исходя из темы урока.
В рамках данного урока, на различных этапах формировались УУД.
Личностные УУД:
1. Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе и литературе;
2. Формировать адекватную оценку своей учебной деятельности;
Формировались на этапе мотивации, самостоятельной работы, рефлексии учебной деятельности, при помощи таких методов, как беседа, обсуждение, самостоятельная работа, самооценка.
Познавательные УУД:
1. Развивать способность находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;
2. Развивать способность анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя.
Формировались на этапе организации познавательной деятельности, открытия нового знания, этапе первичного закрепление, также повторения и включения в систему знаний, при помощи таких методов, как беседа, устный опрос, обсуждение, работа с книгой, текстом.
Регулятивные УУД:
Развивать способность оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
Развивать способность формулировать учебную задачу урока коллективно, в паре.
Формировались на этапе целеполагание, повторение и включение в систему знаний и на этапе рефлексии учебной деятельности, при помощи таких методов как: беседа, диалог, самооценка.
Коммуникативные УУД:
Строить логические рассуждение и речевое высказывание в устной форме;
Развивать способность выражать свои мысли в устной и в письменной форме.
Формировались на этапе мотивации, на этапе актуализации учебной деятельности, этапе первичного закрепления, а также на этапе самостоятельной работы и рефлексии, при помощи таких методов, как обсуждение, метод разминка, метод создания ситуации творческого поиска, беседа.
Контроль ЗУН осуществлялся на разных этапах работы, в виде самостоятельной и устного опроса. Данный урок предполагал использование наглядно-иллюстративных, словесных и поисковых методов.
Структура урока соответствует ФГОС НОО, а также возрастным особенностям обучающихся. Главный акцент делался на формирование УУД, что является основным требованием обучения по ФГОС.
В сотрудничестве с детьми, я была доброжелательна, стремилась создать ситуацию успеха, поэтому считаю, что у нас с детьми установлена атмосфера взаимопонимания, дети работают в условиях психологического комфорта. В ходе урока дети высказывали свои мнения. Искали самостоятельно ответы на вопросы. Дети были активны в течении всего урока и с интересом выполняли предложенные задания. Объем учебного материала был небольшим.
Этапы урока последовательны и взаимосвязаны. Для предупреждения переутомления вовремя проведена физкультминутка.
Детей удалось включить в запланированную деятельность. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Цель урока достигнута, о чём свидетельствуют демонстрируемые знания обучающихся.
Приложение 1
- А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв.
1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К)
2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А)
3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П)
4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А)
5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л)
6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У)
7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х)
Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение:
В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А)
Приложение 2
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, сейчас это Красноярский край. Биография Виктора Петровича была наполнена множеством трагичных моментов. Еще в самом малом возрасте, писатель остался без родителей. В раннем возрасте Виктор Астафьев воспитывался дедушкой и бабушкой. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии. Виктор Астафьев свои юношеские годы пребывает в детском доме. А достигнув 18 лет, решительно становится добровольцем на военном фронте. Виктор Петрович, прошел войну до конца, но так и остался обычным солдатом. Однако, не смотря на невысокий чин, он был награжден орденом "Красной Звезды", а также медалью "За отвагу". После войны, Виктор Астафьев встречает свою будущую жену Марию Корякину, которая была известной писательницей. В счастливом браке у них родились 2 детей. В послевоенные годы Астафьеву придется поменять огромное количество специальностей: тут он успел побывать и слесарем, и кладовщиком, и преподавателем, и даже успел найти работу на мясокомбинате. Но, самое большое увлечение для него представляла литература. . Первое произведение писателя «Гражданский человек» было напечатано в 1951 году. А первая самостоятельная книга Виктора Астафьева публиковалась 1953 годом, и имела название «До будущей весны». Очень много произведений написаны именно для детей. Читая их, ты как будто сам являешься героем рассказа.
Писатель прожил 77 лет. И 29 ноября 2001 года жизнь писателя оборвалась. Но в наших сердцах он и его произведения останутся на долгие годы.
Приложение 3
Прочитайте по слогам, затем плавно. По-ко-роб-лен-ны-е; Ред-ко-ла-пых е-лей; По-ше-ве-ли-ва-ли; Блед-но-лист-ным; Рас-пу-щен-ны-ми; За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти; За-рож-да-ю-щим-ся.
– Объясните значение слов.
Тайга - трудно проходимый лес.
Просека - полоса в лесу, очищенная от деревьев.
Пастьба - луг, где пасут скот.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Папортник – растение с крупными листьями.
Черничник –заросли черники.
Покоробленные – искривленные.
Напружены – напряжены.
Альпийские – высокогорные.
Приложение 4
Делай как я! Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку. Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И читать, друзья, начните.