Просмотр содержимого документа
«В.А. Осеева. Волшебная иголочка»
В.А. Осеева. Волшебная иголочка
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Педагогическая цель: расширить знания учащихся о сказках и показать их значение в современном мире
Задачи урока:
совершенствовать качество понимания читаемого, правильность, беглость и выразительность чтения. Расширять словарный запас.
развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного; анализ содержания текста; понимание авторского замысла.
организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта; развитие эмоциональной сферы второклассников.
“Желаю успеха большого во всем, удачи тебе на уроке”.
– Кто из вас хочет стать настоящим читателем? – А что для этого надо делать? – Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.
2) Упражнения для развития артикуляционного аппарата. (слайды)
2.– Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией. – Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией. – В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном. – Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. – А теперь прочтите ее громко и быстро.
2. Проверка домашнего задания.
1 и 3 ряд тест; 2 ряд работа в парах
1. Отметь правильные ответы знаком «+», а неправильные « - »
Ребята во дворе строили горку. __________
Главного героя звали Мишка Чижов. ___________
Мальчик не мог забраться на горку потому, что она была скользкая. _________
Чтобы не падать он посыпал её солью. _________
Ребятам пришлось снова заливать горку. __________
Котька сделал ступеньки. ____________
2. Ответь на вопросы:
Почему сделав горку, ребята ушли домой? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
В какой квартире жил Котька? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что придумал Котька, чтобы залезть на горку? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где он взял песок? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему рассердились ребята? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что велели ребята делать Котьке? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему Котька сделал ступеньки? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Пронумеруй последовательность событий рассказа. У тебя получится план.
А с горки-то кататься нельзя!
Дружная работа ребят.
Ох, и скользко!
Положение надо спасать.
3. Работа по теме урока.
1) Определение темы урока.
- Посмотрите на экран.
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Что вы знаете о сказках?
2) Мы сегодня будем говорить о замечательном человеке, писателе и педагоге.
Слайд (отгадывают фамилию автора)
Валентина Александровна Осеева родилась в семье инженера. В юные годы мечтала стать актрисой. И даже поступила на актёрский факультет. В 21 год юная Валя Осеева, придя в трудовую коммуну для беспризорных детей и поняла, что её настоящее призвание – воспитывать детей. 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и маленьких правонарушителей.
Мы с вами в 1 классе читали произведения Валентины Осеевой давайте вспомним отрывок из этого произведения.
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
(«Синие листья») (появляется иллюстрация)
Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
— Ку-ка-реку! Доброе утро, хозяюшка!
Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Перышки разноцветные, словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок.
(«Добрая хозяюшка») (появляется иллюстрация)
4. Стадия вызова
А) Определение названия произведения:
«Ассоциации» (слайд № 4)
Первая картинка «портной»
— Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (ответы детей)
— Какое название может быть у произведения связанного с этой картинкой? (ответы детей).
— Посмотрите вторую картинку (лиственница), сузился ли круг вариантов, ведь они должны быть связаны с обеими картинками? (ответы детей).
— Я думаю третья картинка даст нам окончательный ответ (ёж).
— Молодцы! Это произведение называется «Волшебная иголочка».
Б) Словарная работа
—Я решила выяснить, как толкуется слово «волшебный» в словаре.
— Как вы думаете, какое из этих двух значений имеется в виду в данном произведении? Почему?
— Как вы думаете, почему авторы часто обращаются к теме волшебства?
( ответы детей).
В) Рассказ-предположение по ключевым словам, запись мысли до чтения:
— О чём может быть произведение с таким названием?
Стадия осмысления
«Чтение с остановками».
Читают хорошо читающие дети по отрывкам. В конце заслушивается аудиозапись.
1 часть —
— Почему иголочка была дорога Машеньке?
— Маша взяла подарки, как вы думаете, почему?
— Что будет дальше?
2 часть— Послушается ли Маша шелкопряда или нет? Почему?
— Что м.б. дальше?
3 часть —
— Баба-Яга встретила Машеньку приветливо, как вы думаете, почему?
— Будет ли она дальше так же ласкова?
— Что может произойти дальше?
4 часть —
— Изменилось ли отношение Бабы-Яги? Поясните.
— Как вы думаете, какую хитрость задумала Машенька?
Что будет дальше?
5 часть —
— Машеньке удалось сбежать, но закончились ли её неприятности?
— Чем же может закончится эта сказка?
В) – Теперь, когда вы прослушали всё произведение, вы сможете ответить на вопрос: совпало ли ваше мнение о том, что может произойти с реальным содержанием произведения?
Физминутка.
Стадия рефлексии
– А теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ?
Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.