kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Открытие двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен к материалам учебника "К тайнам нашего языка" Русский язык 4 класс (авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко)

В архиве данной работы прикреплены: конспект урока, презентация к уроку и дополнительные раздаточные графические материалы, подлежащие предварительному распечатыванию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство со спряжением»

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Открытие двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний"

Шведова Ирина Михайловна, учитель начальных классов




Цели урока:

  • помочь учащимся "открыть" наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого, формировать умение распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени, обобщить языковой материал в правило, закрепить знания о склонении имен существительных, активизировать словарный запас, обучать учащихся приемам самооценивания и взаимооценивания;

  • развивать письменную и устную речь учащихся, орфографическую зоркость, умение выделять главное, наблюдательность, мышление, память, внимание, умение работать в коллективе, формировать потребность писать грамотно, стремление к получению знаний, прививать интерес к предмету;

  • воспитывать любовь к учению, самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, творческую активность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу

Оборудование:

  • презентация (Приложение 1),

  • медиапроектор,

  • учебник "К тайнам нашего языка" Русский язык 4 класс авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко,

  • ТПО №2,

  • подсказка (Приложение 5),

  • у каждого на парте:

    • опросный лист (Приложение 2),

    • дневник самооценки (Приложение 3),

    • зашифрованные слова (Приложение 4)

Ход урока

I. Организация внимания учащихся

Приветствие:

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не пропадет,
Тот никого не подведет.

(Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладонями)

II. Повторение изученного материала

1. Орфографическая минутка

Презентация.

Написаны слова: с.диш., св. тлееш., кр.чиш., вл.заеш., зам.чаеш., ч.рнееш. 

- Прочитайте слова. Найдите в них общее (гл. 2 л., ед. ч., наст. вр., все они пишутся с Ь на конце). 

- Разделите эти глаголы на 2 группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (в 1 группу вошли глаголы светлеешь, везешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной Е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной гласной И в корне и окончанием -ишь) 

2. Минутка чистописания

- Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов 2-го лица ед. числа -ешь и -ишь.

- Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами (ешьишь, ишьешь:)

3. Проблемная ситуация

- Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? (Сегодня мы должны ответить на вопрос: "Почему в одних окончаниях глаголов пишется Е, а в других - гласная И?)

4. Актуализация знаний

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - все в действие придет:

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет. 

(В. Кондрашов)

- О какой части речи говорится в загадке? (о глаголе)

- Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете? 

Глагол самая огнепышущая,

Самая живая часть речи. 

(А. Югов)

- По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть

- Говорят, что глагол самая "деловая" часть речи, т.к. всегда расскажет, что делает имя существительное

5. Теоретическая пятиминутка

- Для того, чтобы качественно выполнять работу, ученики должны хорошо разбираться в теории.

- Поэтому сейчас теоретическая пятиминутка. 

Работа в парах

- У каждого из вас есть бланк с вопросами и ответами. Ваша задача: проверить теоретические знания своего партнера. За каждый верный ответ ставите по баллу в дневник самооценки. 

- Вопросы задаются поочередно

- Заполните дневник самооценки

- Поднимите руку, кто получил 4 балла. Молодцы! С теоретической подготовкой все в порядке

6. Подготовка к выведению темы

Склонение имен существительных

Работа в учебнике упр. 390.

- Прочитайте слова: елка, ель, дерево. 

- Какими признаками похожи данные слова? (им. сущ., ед. ч.)

- Какими признаками различаются? (род, склонение)

- Назовите род и склонение каждого имени существительного.

- Что называется склонением имен существительных? (изменение по падежам в ед. ч. и мн. ч.)

- Какая часть слова меняется при склонении (окончание)

- Запишите каждое слово в свой столбик в указанных падежах, выделите окончания.(работа по рядам, проверяется устно)

- Заполните дневник самооценки

III. Изучение нового материала

- Вы знаете, что наш учебник называется "К тайнам нашего языка". Сегодня на уроке вам предстоит открыть еще одну тайну русского языка. Итак, имена существительные склоняются, а глаголы: (спрягаются).

1. Сообщение темы урока. 

- Из-за трех наборов окончаний, которые могут быть у имен существительных, ученые выделили три склонения. А сколько спряжений у глаголов? 

2. Работа в ТПО

- Откройте ТПО с. 27 № 391.

- Вам уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные, местоимения, теперь часто будем получать задание: проспрягай. Что это значит? (изменение по лицам и числам называется спряжением)

- Сегодня к нам на урок пришли Вини-Пух, Пятачок и их друзья. Они хотят помочь нам разобраться в одном непростом вопросе русского языка - в спряжении глаголов 

- Для ответа на вопрос устно проспрягайте четыре глагола: лежать, петь, говорить, идти, запишите только их окончания.

- Какая часть речи поможет спрягать? (местоимение) Повторяющиеся окончания писать не будем.

- Давайте проверим, какие вы записали окончания 

- Сколько вариантов окончаний в каждом лице, кроме 1-го лица ед. ч., у вас получилось? (ответы детей). Назовите их.

- Заполните дневник самооценки

- Так сколько спряжений в русском языке? (2)

- Проверьте свой главный вывод. Для этого прочитайте важные сведения на слайде или на с. 26 учебника 

У глаголов настоящего и будущего времен при их изменении по лицам и числам может быть два варианта окончаний, поэтому и спряжений выделяют два.

(Открываю таблицу спряжений - )

- Какими цифрами принято обозначать спряжение глаголов? (римскими)

- Какая гласная чаще пишется в окончаниях глаголов I спряжения (ё)

- А какая буква чаще всего повторяется в окончаниях II спряжения? (и)

Глаголы, имеющие в окончании гласную Е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - -ут, -ют, - I спряжения.

Глаголы, имеющие в окончании гласную И, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - -ат, -ят, - II спряжения.

- Личные окончания глаголов каждого спряжения надо хорошо знать. Запомнить их тебе поможет подсказка, которую придумали Сова и Кролик. Как вы ее понимаете? 

Римская цифра I похожа с элементами буквы Е, а римская цифра II - с элементами буквы И. Но надо еще запомнить, что в 3-м лице мн. числа именно в I спряжении пишется окончание -ут (ют), а во II - -ат (ят). Для облегчения запоминания того, как распределяются эти окончания по спряжениям, Сова и Кролик придумали два глагола, при одном из которых есть союз И.

- Надеюсь, что эти глаголы станут подсказкой : где пишется -е - там -ут

(-ют), а где -и - там -ат (-ят).

- У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.

IV. Физминутка.

- Вспомните, что обозначает глагол (действие).

- Я буду называть глаголы I и II спряжений. Если назову глагол I спряжения - вы приседаете. Если произнесу глагол II спряжения - вы подпрыгиваете.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, говорит.

V. Закрепление.

1. Работа в тетради № 393 с. 27. 

- Поучись определять спряжение глагола по его окончанию. На что будешь обращать внимание?

- Запиши глаголы в два столбика: I и II спряжения.

- Выделяй окончания, указывай лицо и число, ставь ударение.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием 

- Заполните дневник самооценки

2. Творческая поляна. Работа в группах 

- Вини-Пух и Пятачок спрятали в таблице слова, это глаголы.  Найдите их и выпишите под таблицей. (проверка на)

- Заполните дневник самооценки: нашли все 8 слов - 2 балла, 4 - 7 слов - 1 балл, меньше 4 слов - 0 баллов

- Укажите, в какой форме употреблен каждый глагол (работа в тетрадях и у доски). Заполните дневник самооценки

3. Работа в ТПО № 395

- Сова и Кролик задумали глаголы. По окончанию глагола определите его спряжение, лицо и число и рядом на строке укажите их. 

- Заполните дневник самооценки

VI. Итог урока

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Что запомнилось? Понравилось? Не понравилось?

- Посмотрите в дневник самооценки и оцените свою работу. Подсчитайте баллы:

  • 10 и более - я все понял

  • 7 - 9 - я многое понимаю, но некоторые вопросы не помешает уточнить

  • менее 7 - мне нужна помощь

- Спасибо, вы хорошо потрудились на уроке!

VII. Домашнее задание

  • Выучить правило в учебнике, запомнить личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений

  • Выполнить упр. № 397


Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Опросный лист 1.

  1. Что такое глагол?

Ответ: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает

действие предметов и отвечает на вопросы Что делает?

Что сделает?

  1. Глагол какой формы отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

Ответ: Глагол в неопределённой формы.

  1. Какая примета указывает на неопределенную форму глагола?

Ответ: ТЬ, ТИ, ЧЬ.

  1. Что вы можете рассказать о прошедшем времени глагола?

Ответ: Глагол в прошедшем времени отвечает на вопрос Что делал?

Что сделал? И обозначает действие, которое происходило

ранее. Имеет суффикс Л.

Глаголы в пр.вр. изменяются по числам и родам.

  1. Что такое спряжение?

Ответ: Это изменение глаголов по числам и лицам











Опросный лист 2.

1. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Ответ: Глагол в предложении бывает сказуемым.

2. Как изменяются глаголы?

Ответ: а) по временам,

б) в наст. и буд. времени по лицам и числам,

а в прош. времени по родам и числам.

3. Что вы можете рассказать о настоящем и будущем времени глагола?

Ответ: Глагол наст. времени отвечает на вопросы Что делает?

Что делают? и показывает, что действие происходит в момент

речи.

Глагол буд. времени отвечает на вопросы Что сделает?

Что сделают? Что будет делать? Что будут делать?

и показывает, что действие только произойдёт.

4. Как пишется отрицательная частица не с глаголами?

Ответ: Отрицательная частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Дневник самооценки.


Задания

Баллы

1

Теоретическая пятиминутка


2

Просклоняй имена существительные (№ 390)


3

Проспрягай глаголы (№ 391)


4

Определи спряжение глаголов (№ 393)


5

«Творческая поляна»

Расшифруй слова


6

Дай характеристику глаголу


7

По окончанию определи спряжение, лицо и число глагола (№ 395)



Всего










Дневник самооценки.


Задания

Баллы

1

Теоретическая пятиминутка


2

Просклоняй имена существительные (№ 390)


3

Проспрягай глаголы (№ 391)


4

Определи спряжение глаголов (№ 393)


5

«Творческая поляна»

Расшифруй слова


6

Дай характеристику глаголу


7

По окончанию определи спряжение, лицо и число глагола (№ 395)



Всего




Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»

- Вини-Пух и Пятачок спрятали таблице слова. Найдите глаголы, определите время, число, лицо, спряжение.








А

Ч

К

Ю

Ч

И

Ц

С

Я

Я

О

Е

Р

Т

Ю

Й

А

Щ

Р

Ч

Г

Р

Е

М

И

Ш

Ь

Ё

В

Я

Ь

Н

Ф

С

Е

П

Л

Г

К

З

Ж

Е

Э

З

В

Е

Н

Я

Т

Ё

У

Е

Х

А

П

О

К

Ш

Ы

Т

Ж

Ш

У

Ф

П

С

Щ

Н

К

Р

Ж

Ь

В

Д

У

Е

Т

Ф

М

Ё

И

С

Ф

Е

М

Р

Ы

Н

Е

Т

М

П

Е

Т

Ь

Ш

Л

Ь

Ю

Т



- Вот эти глаголы: _________________________________

__________________________________________________



Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1»

Урок русского языка  в 4 классе  УМК «Гармония» Подготовила: учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г.Миньяра Шведова Ирина Михайловна

Урок русского языка в 4 классе УМК «Гармония»

Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ СОШ №1

г.Миньяра

Шведова Ирина Михайловна

С.диш., св. тлееш., кр.чиш., вл.заеш., зам.чаеш., ч.рнееш.

С.диш., св. тлееш., кр.чиш., вл.заеш., зам.чаеш., ч.рнееш.

С.дишь, св. тлеешь, кр.чишь, вл.заешь, зам.чаешь, ч.рнеешь

С.дишь, св. тлеешь, кр.чишь, вл.заешь, зам.чаешь, ч.рнеешь

с и д и шь  кр и ч и шь св е тле е шь вл е за е шь зам е ча е шь ч е рне е шь

с и д и шь

кр и ч и шь

св е тле е шь

вл е за е шь

зам е ча е шь

ч е рне е шь

Глагол самая огнепышущая, самая живая часть речи.    А. Югов

Глагол самая огнепышущая, самая живая часть речи. А. Югов

ёлка, ель, дерево  1-е 2-е 3-е  И. … … … Д. … … … В. … … … Т. … … …

ёлка, ель, дерево

1-е 2-е 3-е

И. … … …

Д. … … …

В. … … …

Т. … … …

Тема .«Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний.  Цель: «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого.

Тема .«Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний.

Цель: «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого.

Из-за трех наборов окончаний , которые могут быть у имен существительных, ученые выделили три склонения .    А сколько спряжений у глаголов?

Из-за трех наборов окончаний , которые могут быть у имен существительных, ученые выделили три склонения . А сколько спряжений у глаголов?

Лежать, петь, говорить, идти  Ед. ч. 1-е л.______________ 2-е л.____________..ь 3-е л.______________ Мн. ч. ________________ ______________..е ________________

Лежать, петь, говорить, идти

Ед. ч.

1-е л.______________

2-е л.____________..ь

3-е л.______________

Мн. ч.

________________

______________..е

________________

Сделайте вывод Ед. ч.  1-е л. - У , - Ю  2-е л. - ЕШЬ , - ИШЬ  3-е л. - ЕТ , - ИТ  Мн. ч.  - ЕМ , - ИМ  - ЕТЕ , - ИТЕ  - УТ , - ЯТ

Сделайте вывод

Ед. ч.

1-е л. - У , - Ю

2-е л. - ЕШЬ , - ИШЬ

3-е л. - ЕТ , - ИТ

Мн. ч.

- ЕМ , - ИМ

- ЕТЕ , - ИТЕ

- УТ , - ЯТ

У глаголов настоящего и будущего времени при их изменении по лицам и  числам может быть  ДВА варианта окончаний, поэтому и СПРЯЖЕНИЙ  выделяют ДВА .

У глаголов настоящего и будущего времени при их изменении по лицам и числам может быть ДВА варианта окончаний, поэтому и СПРЯЖЕНИЙ выделяют ДВА .

Единственное лицо 1 л. Я 2 л. ТЫ -у (- ю ) 3 л. -ешь (-ёшь) ОН(а) Множественное лицо -у (-ю) -ет (-ёт) 1 л. -ишь 2 л. МЫ -ит -ем (-ём) ВЫ 3 л. -ете (-ёте) ОНИ -им -ут (-ют) -ите -ат (-ят)

Единственное лицо

1 л.

Я

2 л.

ТЫ

-у (- ю )

3 л.

-ешь (-ёшь)

ОН(а)

Множественное лицо

-у (-ю)

-ет (-ёт)

1 л.

-ишь

2 л.

МЫ

-ит

-ем (-ём)

ВЫ

3 л.

-ете (-ёте)

ОНИ

-им

-ут (-ют)

-ите

-ат (-ят)

Изменение глаголов по лицам и  числам называется спряжением. Глаголы бывают I и II спряжения. Глаголы относятся к I или ко II спряжению в зависимости от личных окончаний.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Глаголы бывают I и II спряжения.

Глаголы относятся к I или

ко II спряжению в зависимости от личных окончаний.

I спряжение Е… или - ут  (- ют ) Е д УТ II спряжение И… или - ат  (- ят )  И сп ЯТ

I спряжение

Е… или - ут

(- ют )

Е д УТ

II спряжение

И… или - ат

(- ят )

И сп ЯТ

I Е д УТ II И сп ЯТ

I

Е д УТ

II

И сп ЯТ

I спряжение 1 л. II спряжение Ед. число я 2 л. ты -у -ю 3 л. он(а) -ёшь, - ешь  -ишь 1 л. -ёт, -ет -ат, -ят Мн. число мы 2 л. вы -ём, -ем 3 л. -им -ёте, -ете они -ите -ут, -ют -ат, -ят

I спряжение

1 л.

II спряжение

Ед. число

я

2 л.

ты

-у -ю

3 л.

он(а)

-ёшь, - ешь

-ишь

1 л.

-ёт, -ет

-ат, -ят

Мн. число

мы

2 л.

вы

-ём, -ем

3 л.

-им

-ёте, -ете

они

-ите

-ут, -ют

-ат, -ят

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите

I спряжение II спряжение спишешь прыгнет играем катают спешишь кричат лепят гонит включите

I спряжение

II спряжение

спишешь

прыгнет

играем

катают

спешишь

кричат

лепят

гонит

включите

А Ч О Е Г К Ю Ь Р Р Ч Ж Н Т Е Е У Ю И Ф М Ж Й Е Ц Э И С А Ш З Е С Х Ж Ш А У В Ь Щ И П Я Ь Л М П Я Р С Е Ф Ё В Ч Н О П П В Ф Г Д К С К Я У Е Е Я Щ М З Е Т Ш Т Р  Ь Ы Н Т Ё К Ш Ы Т Ф Л Р Н М Ь Ё Е Т Ю Т

А

Ч

О

Е

Г

К

Ю

Ь

Р

Р

Ч

Ж

Н

Т

Е

Е

У

Ю

И

Ф

М

Ж

Й

Е

Ц

Э

И

С

А

Ш

З

Е

С

Х

Ж

Ш

А

У

В

Ь

Щ

И

П

Я

Ь

Л

М

П

Я

Р

С

Е

Ф

Ё

В

Ч

Н

О

П

П

В

Ф

Г

Д

К

С

К

Я

У

Е

Е

Я

Щ

М

З

Е

Т

Ш

Т

Р

Ь

Ы

Н

Т

Ё

К

Ш

Ы

Т

Ф

Л

Р

Н

М

Ь

Ё

Е

Т

Ю

Т

А Ч О Е Г К Ю Ь Р Р Ч Ж Н Т Е Е У Ю И Ф М Ж Й Е Ц Э И С А Ш З Е С Х Ж Ш А У В Ь Щ И П Я Ь Л М П Я Р С Е Ф Ё В Ч Н О П П В Ф Г Д К С К Я У Е Е Я Щ М З Е Т Ш Т Р  Ь Ы Н Т Ё К Ш Ы Т Ф Л Р Н М Ь Ё Е Т Ю Т

А

Ч

О

Е

Г

К

Ю

Ь

Р

Р

Ч

Ж

Н

Т

Е

Е

У

Ю

И

Ф

М

Ж

Й

Е

Ц

Э

И

С

А

Ш

З

Е

С

Х

Ж

Ш

А

У

В

Ь

Щ

И

П

Я

Ь

Л

М

П

Я

Р

С

Е

Ф

Ё

В

Ч

Н

О

П

П

В

Ф

Г

Д

К

С

К

Я

У

Е

Е

Я

Щ

М

З

Е

Т

Ш

Т

Р

Ь

Ы

Н

Т

Ё

К

Ш

Ы

Т

Ф

Л

Р

Н

М

Ь

Ё

Е

Т

Ю

Т

Определи спряжение, лицо и число каждого глагола по его окончанию. ете________  им _______ _ ешь______ __ ишь________ ет ________ ит ________ ат _________ ют ________ ите________ I спр. 2 л. Мн.ч. II спр. 1 л. Мн.ч . I спр. 2 л. Ед.ч. II спр. 3 л. Ед.ч. II спр. 2 л. Ед.ч. I спр. 3 л. Ед.ч. II спр. 3 л. Мн.ч. I спр. 3 л. Мн.ч. II спр. 2 л. Мн.ч.

Определи спряжение, лицо и число каждого глагола по его окончанию.

ете________ им _______ _ ешь______ __

ишь________ ет ________ ит ________

ат _________ ют ________ ите________

I спр. 2 л. Мн.ч.

II спр. 1 л. Мн.ч .

I спр. 2 л. Ед.ч.

II спр. 3 л. Ед.ч.

II спр. 2 л. Ед.ч.

I спр. 3 л. Ед.ч.

II спр. 3 л. Мн.ч.

I спр. 3 л. Мн.ч.

II спр. 2 л. Мн.ч.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Шведова Ирина Михайловна

Дата: 06.01.2016

Номер свидетельства: 272878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Урок «Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами."
    ["seo_title"] => string(110) "urokotkrytiiedvukhspriazhieniighlagholovznakomstvosdvumianaboramiokonchaniiiosnovnymighlagholnymiorfoghrammami"
    ["file_id"] => string(6) "285579"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454218978"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства