Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учителя |
Мотивирование к учебной деятельности | - Запишем сегодняшнюю дату и наименование нашей работы. - Урок мне хотелось бы начать со слов К.Г.Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.» - О чём нам поведал К.Г.Паустовский? - Мы являемся носителями русского языка. - О чём мы должны с вами всегда помнить? Каким должен быть наш язык? - А чтобы он был правильным и грамотным, нам необходимо открывать его тайны. - Сегодня мы будем работать вот по этому плану. - На что он похож? - Чтобы оказаться на самом верху лестницы, нам надо обладать определёнными качествами. - Какими мы должны быть на уроке? (выберите) | Дети пишут число и вид работы. Паустовский сказал о богатстве нашего языка Наш язык должен быть грамотным, правильным, точным, выразительным, добрым. На ступеньки лестницы. |
Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии | - Начнём работу. - Что по плану у нас первое? - Посмотрите на эти слова: ёлка, ель, дерево - Какие общие признаки имеют эти слова? - Чем отличаются? - Назовите сущ. 1 скл. Какие признаки 1 склонения вы знаете? - Назовите сущ. 2 скл. Какие признаки этого склонения знаете? - Следующее слово, какого склонения? Назовите его признаки. - Просклоняйте их только в указанных падежах, решая орфографические задачи. - Итак, мы с вами знаем, из-за трёх наборов окончаний, которые могут быть у им. сущ., учёные выделили три склонения. - А сколько спряжений у глаголов? Это мы знаем? - Мы подошли ко второму пункту плана – проблеме. Двигаемся по лестнице. | Вспомним, что знаем. сущ., неодуш., ед.ч., И.п. склонением ёлка (ж.р. и м.р., -а, -я) дерево (м.р. - ср. р. –о, -е) ель (ж.р. - ) Д.п. ёлке, дереву, ели В.п. ёлку, дерево, ель Т.п. ёлкой, деревом, елью |
Целеполагание. Построение проекта выхода из затруднений. | - Тема урока остаётся прежней. Прочитайте её. - Перешагнём на следующую ступеньку и определим познавательные задачи. Помогут их сформулировать слова: | Спряжение глаголов. Будем наблюдать за глаголами - ? Узнаем о них что-то новое - ? Научимся различать глаголы по спряжениям - ? ? |
Реализация построенного проекта | РТ с. 27 упр. 391. - Будем наблюдать за глаголами. - Прочитайте глаголы в рамочке. - Устно проспрягаем глаголы, а запишем лишь их окончания. Я тоже буду фиксировать окончания глаголов на доске. - В форме какого времени вы построили глагол с приставкой? - А другие глаголы? - Сколько вариантов окончаний в каждом лице, кроме 1? - Назовём их. Прочитаем 1 группу, 2. - Итак, мы решили первую познавательную задачу: понаблюдали за глаголами и их окончаниями. (Могу убрать первый вопрос) - Сделаем вывод. Сколько спряжений в русском языке? - Это наше предположение. Где мы можем его проверить? - Так сделаем это. - с.32 Проверим свой главный вывод, прочитав сообщение. Рассмотрите таблицу с окончаниями и сверьте её с нашим наблюдением. Всё сходится? Добавлены и другие окончания. - Какое новое открытие сделали только что. - Ещё один вопрос снимаю. Задача решена. - Поднимаемся по нашей лестнице. | Идти, говорить, нести, замолчать Ед.ч. 1л. (я) иду говорю несу замолчу 2л. (ты)идёшь говоришь несёшь замолчишь 3 л. (он)идёт говорит несёт замолчит Мн.ч. 1л. (мы) идём говорим несём замолчим 2л. (вы) идёте говорите несёте замолчите 3л. (они) идут говорят несут замолчат Буд. вр. Н. вр. 1 – ёшь, -ёт, - ём, -ёте, -ут 2 – ишь, -ит, -им, -ите, -ят 2 группы – 2 спряжения В учебнике. Чтение сообщения |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Физминутка | - Как называется следующий пункт нашего плана? - Личные окончания каждого спряжения надо хорошо знать, т.е. запомнить. - Облегчить запоминание нам поможет мнемотехнический приём. - Первое спряжение обозначается римской цифрой. Римская цифра состоит из одной вертикальной черты. Всмотритесь внимательно в гласную букву Е в окончаниях глаголов 1 спр. Сколько таких вертикальных элементов в этих буквах? - Второе спряжение обозначается римской цифрой 2. Она состоит из двух вертикальных чёрточек, как в гласной И в окончаниях 2 спряжения. Такая аналогия позволит нам запомнить окончания спряжений и не путать их. - Но остаётся ещё одна проблема: как запомнить окончания в 3 лице мн.ч. - На помощь нам придёт одна подсказка, которую придумали ребята. - Рассмотрите эту подсказку на с. 33. - Какие слова-помощники придумали дети? - Ну, что, запомнили окончания? - Тогда поднимемся ещё на одну ступеньку. - Продолжаем решать познавательные задачи. - Теперь, когда окончания спряжений глаголов мы запомнили, поучим их определять. - с.34 прочитайте глаголы в рамочке. - Распределите глаголы в две группы по спряжениям. В первый столбик запишем глаголы 1 спр., во второй – 2 спр. - На что будем обращать внимание? - Что же вы безошибочно справились с определением спряжения и верно распределили все глаголы. Мы можем сказать, что и третья познавательная задача нами решена. И мы, наконец, шагнули на самый верх нашей лестницы - Какие орфограммы встретились в личных окончаниях глаголов? - Прочитаем сообщения на с. 34 и дополним свои ответы. - Я оставила ещё одну познавательную задачу, но её мы будем решать не сегодня, а на следующих уроках русского языка. - Попробуйте её сформулировать. Чему мы будем учиться? | Запомню По одному ЕдУТ И спЯТ Спешишь, спишешь, прыгнешь, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите На окончания Ответы детей |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | РТ с. 28 упр. 396 Проверим по эталону. Если есть ошибки исправьте их. | Самостоятельное выполнение |
Включение в систему знаний и повторение | - Вернёмся на с. 32. Ответим на вопрос в заголовке. - По какой части слова мы определяем спряжения глаголов? - Повторим окончания 1 и 2 спряжений. | Склонений – три. А спряжений –два. |
Рефлексия учебной деятельности | - Посмотрите, мы оказались на верхней ступеньке лестницы. - Можно ли её назвать ЛЕСТНИЦЕЙ УСПЕХА? - Какие качества нам помогли достичь цели? - Оцените свою работу на уроке, выбрав начало фразы и закончив её. - На уроке активно работали дети …. Они подадут свои тетради для проверки, я им выставлю отметки. | |
Домашнее задание | С.32-34 пр., упр. 397 | |