kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок «Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлен урок русского языка в 4 «Б» классе по теме «Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами». Урок дан в соответствии с календарным планированием рабочей программы. Он является текущим уроком ОНЗ в разделе «Учимся писать личные окончания глаголов», на который отводится 20 ч. Он связан как с предыдущими, так и с последующими уроками. По цели это урок «открытия» двух спряжений глаголов. Реализуя цель урока, мы решали ряд задач обучающего, развивающего и воспитывающего характера.

На уроке мы работали над формированием как предметных, так и надпредметных  универсальных учебных действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наглядность»

Вспомним, что знаем













Проблема













Поставим цели























Понаблюдаем











«Откроем» новое













Запомним!























Используем знания















внимательные













наблюдательные



















организованные















собранные













целеустремлённые

















расслабленные















сильные













ленивые

















Научимся

Узнаем

Будем наблюдать



Просмотр содержимого документа
«Проект урока»

Этапы урока


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учителя

Мотивирование к учебной деятельности

- Запишем сегодняшнюю дату и наименование нашей работы.

- Урок мне хотелось бы начать со слов К.Г.Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.» 
- О чём нам поведал К.Г.Паустовский?

- Мы являемся носителями русского языка.

- О чём мы должны с вами всегда помнить? Каким должен быть наш язык?

- А чтобы он был правильным и грамотным, нам необходимо открывать его тайны.

- Сегодня мы будем работать вот по этому плану.

- На что он похож?

- Чтобы оказаться на самом верху лестницы, нам надо обладать определёнными качествами.

- Какими мы должны быть на уроке? (выберите)


Дети пишут число и вид работы.














Паустовский сказал о богатстве нашего языка

Наш язык должен быть грамотным, правильным, точным, выразительным, добрым.




На ступеньки лестницы.


  • наблюдательными и внимательными;

  • собранными и организованными;

  • целеустремлёнными.

Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

- Начнём работу.

- Что по плану у нас первое?

- Посмотрите на эти слова: ёлка, ель, дерево

- Какие общие признаки имеют эти слова?

- Чем отличаются?

- Назовите сущ. 1 скл. Какие признаки 1 склонения вы знаете?

- Назовите сущ. 2 скл. Какие признаки этого склонения знаете?

- Следующее слово, какого склонения? Назовите его признаки.

- Просклоняйте их только в указанных падежах, решая орфографические задачи.


- Итак, мы с вами знаем, из-за трёх наборов окончаний, которые могут быть у им. сущ., учёные выделили три склонения.


- А сколько спряжений у глаголов? Это мы знаем?

- Мы подошли ко второму пункту плана – проблеме. Двигаемся по лестнице.



Вспомним, что знаем.


сущ., неодуш., ед.ч., И.п.

склонением


ёлка (ж.р. и м.р., -а, -я)


дерево (м.р. - ср. р. –о, -е)


ель (ж.р. - )


Д.п. ёлке, дереву, ели

В.п. ёлку, дерево, ель

Т.п. ёлкой, деревом, елью




Целеполагание. Построение проекта выхода из затруднений.

- Тема урока остаётся прежней. Прочитайте её.

- Перешагнём на следующую ступеньку и определим познавательные задачи. Помогут их сформулировать слова:

  • будем наблюдать;

  • узнаем;

  • научимся;

  • а эту задачу мы сформулируем позже


Спряжение глаголов.




Будем наблюдать за глаголами - ?

Узнаем о них что-то новое - ?

Научимся различать глаголы по спряжениям - ?

?

Реализация построенного проекта

РТ с. 27 упр. 391.

- Будем наблюдать за глаголами.

- Прочитайте глаголы в рамочке.

- Устно проспрягаем глаголы, а запишем лишь их окончания. Я тоже буду фиксировать окончания глаголов на доске.









- В форме какого времени вы построили глагол с приставкой?

- А другие глаголы?

- Сколько вариантов окончаний в каждом лице, кроме 1?

- Назовём их. Прочитаем 1 группу, 2.

- Итак, мы решили первую познавательную задачу: понаблюдали за глаголами и их окончаниями. (Могу убрать первый вопрос)

- Сделаем вывод. Сколько спряжений в русском языке?

- Это наше предположение. Где мы можем его проверить?

- Так сделаем это.

- с.32 Проверим свой главный вывод, прочитав сообщение. Рассмотрите таблицу с окончаниями и сверьте её с нашим наблюдением. Всё сходится? Добавлены и другие окончания.

- Какое новое открытие сделали только что.

- Ещё один вопрос снимаю. Задача решена.

- Поднимаемся по нашей лестнице.




Идти, говорить, нести, замолчать

Ед.ч.

1л. (я) иду говорю несу замолчу

2л. (ты)идёшь говоришь несёшь замолчишь

3 л. (он)идёт говорит несёт замолчит

Мн.ч.

1л. (мы) идём говорим несём замолчим

2л. (вы) идёте говорите несёте замолчите

3л. (они) идут говорят несут замолчат





Буд. вр.

Н. вр.



1 – ёшь, -ёт, - ём, -ёте, -ут

2 – ишь, -ит, -им, -ите, -ят




2 группы – 2 спряжения

В учебнике.



Чтение сообщения

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи























Физминутка

- Как называется следующий пункт нашего плана?

- Личные окончания каждого спряжения надо хорошо знать, т.е. запомнить.

- Облегчить запоминание нам поможет мнемотехнический приём.

- Первое спряжение обозначается римской цифрой. Римская цифра состоит из одной вертикальной черты. Всмотритесь внимательно в гласную букву Е в окончаниях глаголов 1 спр. Сколько таких вертикальных элементов в этих буквах?

- Второе спряжение обозначается римской цифрой 2. Она состоит из двух вертикальных чёрточек, как в гласной И в окончаниях 2 спряжения. Такая аналогия позволит нам запомнить окончания спряжений и не путать их.

- Но остаётся ещё одна проблема: как запомнить окончания в 3 лице мн.ч.

- На помощь нам придёт одна подсказка, которую придумали ребята.

- Рассмотрите эту подсказку на с. 33.

- Какие слова-помощники придумали дети?

- Ну, что, запомнили окончания?

- Тогда поднимемся ещё на одну ступеньку.


- Продолжаем решать познавательные задачи.

- Теперь, когда окончания спряжений глаголов мы запомнили, поучим их определять.

- с.34 прочитайте глаголы в рамочке.

- Распределите глаголы в две группы по спряжениям. В первый столбик запишем глаголы 1 спр., во второй – 2 спр.

- На что будем обращать внимание?

- Что же вы безошибочно справились с определением спряжения и верно распределили все глаголы. Мы можем сказать, что и третья познавательная задача нами решена. И мы, наконец, шагнули на самый верх нашей лестницы


- Какие орфограммы встретились в личных окончаниях глаголов?

- Прочитаем сообщения на с. 34 и дополним свои ответы.

- Я оставила ещё одну познавательную задачу, но её мы будем решать не сегодня, а на следующих уроках русского языка.

- Попробуйте её сформулировать. Чему мы будем учиться?

Запомню










По одному













ЕдУТ И спЯТ







Спешишь, спишешь, прыгнешь, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите



На окончания


Ответы детей


Самостоятельная работа с проверкой по эталону

РТ с. 28 упр. 396

Проверим по эталону. Если есть ошибки исправьте их.

Самостоятельное выполнение

Включение в систему знаний и повторение

- Вернёмся на с. 32. Ответим на вопрос в заголовке.

- По какой части слова мы определяем спряжения глаголов?

- Повторим окончания 1 и 2 спряжений.

Склонений – три. А спряжений –два.

Рефлексия учебной деятельности

- Посмотрите, мы оказались на верхней ступеньке лестницы.

- Можно ли её назвать ЛЕСТНИЦЕЙ УСПЕХА?

- Какие качества нам помогли достичь цели?

- Оцените свою работу на уроке, выбрав начало фразы и закончив её.

- На уроке активно работали дети ….

Они подадут свои тетради для проверки, я им выставлю отметки.



Домашнее задание

С.32-34 пр., упр. 397


Проект урока

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока русского языка,

данного в 4 классе «Б»

учителем начальных классов Гамм О.А.


Вашему вниманию был представлен урок русского языка в 4 «Б» классе по теме «Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами». Урок дан в соответствии с календарным планированием рабочей программы. Он является текущим уроком ОНЗ в разделе «Учимся писать личные окончания глаголов», на который отводится 20 ч. Он связан как с предыдущими, так и с последующими уроками. По цели это урок «открытия» двух спряжений глаголов. Реализуя цель урока, мы решали ряд задач обучающего, развивающего и воспитывающего характера.

На уроке мы работали над формированием как предметных, так и надпредметных универсальных учебных действий. Нами было запланировано совершенствование таких предметных результатов как:

- знать, что обозначает новый термин «спряжение» и использовать это понятие в своей речи;

- уметь сопоставлять окончания двух спряжений, различать их особенности;

- уметь группировать слова по спряжениям, опираясь на глагольные окончания;

- уметь выделять основные глагольные орфограммы.

Во время проведения урока мы работали над формированием метапредметных УУД:

  • регулятивных: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; уметь действовать по инструкции;

  • познавательных: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической, табличной форме; переводить её в словесную форму;

  • коммуникативных: формулировать свои суждения по ходу работы с учебным материалом, аргументировать их, строить несложные рассуждения; слушать высказывания одноклассников, определять к ним своё отношение; участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила культуры общения.

А также над формированием личностных результатов: готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности; организованность, целеустремлённость, собранность.

Для достижения этих результатов мы использовали разнообразные формы (беседа, работа с планом и т.д.) и приёмы (мнемотехнический, по аналогии и др.)

Материал урока нами был построен в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. При проектировании урока в его основу мы постарались положить системно-деятельностный подход. Старались постоянно поддерживать повышенный уровень мотивации за счёт наглядности, создания ситуации успеха, использования мультимедийной презентации.

На уроке мы постарались воспитывать уважительное отношение к языку. Устанавливать причинно-следственные связи. Таким образом, материал представлен не как набор пустых научных фактов, а как дисциплина общекультурного характера.

Конечно, были трудности:

  1. Тема «Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами» считается одной из сложных тем курса русского языка.

  2. Дети моего класса – это особые дети, имеющие низкий уровень развития, бедный словарный запас, поэтому задания выполнялись медленно и у многих с трудом. Принцип «Много ученика, мало учителя» не всегда выполнялся, потому что работой ребят приходилось руководить.

Всё, что было запланировано на уроке, было выполнено в полном объёме. Я думаю, что материал урока детьми был успешно освоен и усвоен.

Просмотр содержимого документа
«Титульный лист»








Технологическая карта урока русского языка

4 класс (урок 93) 26.01.2016г.

ФИО учителя: Гамм Ольга Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории

Тема: «Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами.

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).

Цель: помочь школьникам «открыть» наличие у глаголов двух спряжений.

Задачи:

образовательные: помочь ученикам запомнить окончания глаголов каждого спряжения; формировать умение различать спряжение глаголов по их (пока ударным) окончаниям; познакомить с основными глагольными орфограммами;

развивающие: развивать умение наблюдать; делать выводы из своих наблюдений;

воспитательные: воспитывать уважение к родному языку, бережное отношение к нему; целеустремлённость, собранность, организованность в своих действиях.


Планируемые результаты

Предметные:

- знать, что обозначает новый термин «спряжение» и использовать это понятие в своей речи;

- уметь сопоставлять окончания двух спряжений, различать их особенности;

- уметь группировать слова по спряжениям, опираясь на глагольные окончания;

- уметь выделять основные глагольные орфограммы.

Метапредметные:

регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; уметь действовать по инструкции;

познавательные:

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической, табличной форме; переводить её в словесную форму;

коммуникативные: формулировать свои суждения по ходу работы с учебным материалом, аргументировать их, строить несложные рассуждения; слушать высказывания одноклассников, определять к ним своё отношение; участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила культуры общения.

Личностные:

- готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения;

- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;

- наблюдательность, организованность, целеустремлённость, собранность.

Применяемые технологии: ТРИЗ, технология деятельностного подхода.

Основные понятия: спряжение, проспрягать.

Межпредметные связи:

Ресурсы урока:

М.С. Соловейчик Русский язык 4 кл.; рабочая тетрадь-задачник учащихся.

Наглядно-иллюстративный материал: карточки со словами.

Раздаточный:

Мультимедийные: презентация.








Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Урок русского языка в 4 классе  «Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами.   учитель начальных классов Гамм Ольга Анатольевна

Урок русского языка в 4 классе «Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами.

учитель начальных классов

Гамм Ольга Анатольевна

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.» К.Г.Паустовский

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»

К.Г.Паустовский

ёлка ель дерево

ёлка ель дерево

ёлка ель дерево 1 скл. ж.р. м.р. -а, -я  ёлка

ёлка ель дерево

1 скл.

ж.р. м.р.

-а, -я

ёлка

ёлка ель дерево 1 скл. 2 скл. ж.р. м.р. м.р. -  ср.р. -о, -е -а, -я   ёлка дерево

ёлка ель дерево

1 скл.

2 скл.

ж.р. м.р.

м.р. -

ср.р. -о, -е

-а, -я

ёлка

дерево

ёлка ель дерево 1 скл. 2 скл. ж.р. м.р. м.р. -  ср.р. -о, -е -а, -я   3 скл. ж.р. -   ёлка дерево ель

ёлка ель дерево

1 скл.

2 скл.

ж.р. м.р.

м.р. -

ср.р. -о, -е

-а, -я

3 скл.

ж.р. -

ёлка

дерево

ель

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов

Проверьте II ,3л.,ед.ч. Дятел стучит . II ,3л.,ед.ч. Сорока трещ ит . II ,3л.,ед.ч. Комар жужжит . II ,3л.,ед.ч. Сова кричит . I ,3л.,ед.ч. Соловей поёт .

Проверьте

II ,3л.,ед.ч.

Дятел стучит .

II ,3л.,ед.ч.

Сорока трещ ит .

II ,3л.,ед.ч.

Комар жужжит .

II ,3л.,ед.ч.

Сова кричит .

I ,3л.,ед.ч.

Соловей поёт .

Итог урока.

Итог урока.

  • "На сегодняшнем уроке я понял,
  • "На сегодняшнем уроке я понял,

я узнал, я разобрался…";

  • я узнал, я разобрался…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После урока мне захотелось…";
  • "После урока мне захотелось…";
  • "Я мечтаю о …";
  • "Я мечтаю о …";
  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Я научился…";
  • "Я научился…";
  • "Меня удивило…"
  • "Меня удивило…"


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гамм Ольга Анатольевна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285579


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства