Урок русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глаголов»
Урок русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глаголов»
Тема урока: Спряжение глаголов(1-й урок в теме)
• Создавать условия для знакомства с понятием спряжение глаголов.
• Содействовать развитию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
• Помогать формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.
• Формулировать собственное мнение
Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие: Самоопределение к деятельности
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не пропадет,
Тот никого не подведет.
(Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладонями)
2. Повторение изученного материала
1. Орфографическая минутка СЛАЙД
Написаны слова: с.диш., св. тлееш., кр.чиш., вл.заеш., зам.чаеш., ч.рнееш.
- Прочитайте слова. Найдите в них общее (гл. 2 л., ед. ч., наст. вр., все они пишутся с Ь на конце). СЛАЙД
- Разделите эти глаголы на 2 группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (в 1 группу вошли глаголы светлеешь, везешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной Е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной гласной И в корне и окончанием -ишь) СЛАЙД
2. Минутка чистописания
- Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов 2-го лица ед. числа -ешь и -ишь.
- Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами (ешьишь, ишьешь:)
3. Проблемная ситуация
- Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? (Сегодня мы должны ответить на вопрос: "Почему в одних окончаниях глаголов пишется Е, а в других - гласная И?)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глаголов»»
Тема урока: Спряжение глаголов(1-й урок в теме)
• Создавать условия для знакомства с понятием спряжение глаголов. • Содействовать развитию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. • Помогать формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев. • Формулировать собственное мнение
Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие: Самоопределение к деятельности
Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не пропадет, Тот никого не подведет.
(Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладонями)
2. Повторение изученного материала
1. Орфографическая минутка СЛАЙД
Написаны слова: с.диш., св. тлееш., кр.чиш., вл.заеш., зам.чаеш., ч.рнееш.
- Прочитайте слова. Найдите в них общее (гл. 2 л., ед. ч., наст. вр., все они пишутся с Ь на конце). СЛАЙД
- Разделите эти глаголы на 2 группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (в 1 группу вошли глаголы светлеешь, везешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной Е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной гласной И в корне и окончанием -ишь) СЛАЙД
2. Минутка чистописания
- Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов 2-го лица ед. числа -ешь и -ишь.
- Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами (ешьишь, ишьешь:)
3. Проблемная ситуация
- Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? (Сегодня мы должны ответить на вопрос: "Почему в одних окончаниях глаголов пишется Е, а в других - гласная И?)
4. Актуализация знаний
Стихотворение прочитайте и скажите кто автор этих строк?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь, она завоет,
То заплачет как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем , добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню. Как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
-Кто автор этого стихотворения? (А.С.Пушкин –великий русский поэт)
-Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (грустное)
Какие слова помогли автору передать силу движения вьюги, ее разнообразие действий? (завоет, заплачет, зашумит, застучит) слайд
Что это за часть речи ? (глагол) СЛАЙД
-Ещё я бы добавила, что это самая "деловая" часть речи, т.к. всегда расскажет, что делает имя существительное
5.Теоретическая пятиминутка
- Для того, чтобы качественно выполнять работу, ученики должны хорошо разбираться в теории.
- Поэтому сейчас теоретическая пятиминутка. (розданы листы)
Работа в парах
- У каждого из вас есть бланк с вопросами и ответами. Ваша задача: проверить теоретические знания по теме «Глагол» своего партнера. За каждый верный ответ ставите по баллу в дневник самооценки
- Вопросы задаются поочередно
- Заполните дневник самооценки (раздать)
- Поднимите руку, кто получил 4 балла. Молодцы! С теоретической подготовкой все в порядке.
- Какой глагол поэт использует в своём стихотворении чтобы сердцу было веселей (СПОЙ)
- А мы можем у глагола определить лицо, число, вид , спряжение
- А мы оказывается ещё и не знаем что такое спряжение
- Так чем мы с вами будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Узнаем что такое спряжение и будем учиться определять спряжение у глаголов)
- А сейчас давайте глагол спой , застучит изменим по числам и лицам
Я спою мы споём
Ты споёшь вы споёте
Он споёт они споют
Я застучу мы застучим
Ты застучишь вы застучите
Он застучит они застучат
-Так что меняется (окончание)
- А что вы заметили ещё? ( что у одного глагола в окончании Е, а у другого глагола в окончании И)
- Правильно. Так какой можно сделать вывод :что изменение глагола по лицам и числам – это и есть спряжение. И спряжений как вы заметили 2 это зависит какая буква в окончании глагола . Если Е -1спряжение, если И – 2 спряжение)
- Так какого грамматического признака нет ни у одной из частей речи – СПРЯЖЕНИЯ
- Проверим наш вывод в учебнике ( откройте с. 121 )
- Так что такое спряжение ( изменение по лицам и числам)
8. Физкультминутка для глаз по таблице
9. Первичное закрепление
Работа по учебнику с.121 упр.1
(Упражнение выполняется с комментирование первые 8 глаголов, а остальные самостоятельно с последующей проверкой)
- Оцените себя
10.«Игра с жетонами».
- Посмотрите, ребята, у нас в классе развешены жетоны, каждый подойдите и возьмите 1 понравившийся жетон (на жетоне с другой стороны написан глагол).
- Прочитайте про себя, запишите в тетрадь, выделите окончание и определите спряжение и составьте с ним предложение(устно) - Как доказать, что вы верно выполнили работу? (выделить окончания глагола , сравнить с таблицей окончаний спряжений)
- Оцените себя
11. Работа в паре Подобрать походящие глаголы и определить спряжение глаголов.(записать в тетрадь)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
_________ направо — песнь заводит,
Налево — сказку __________.
Там чудеса: там леший бродит ,
Русалка на ветвях __________;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
________ без окон, без дверей;
- Как доказать, что вы верно выполнили работу? (выделить окончания глагола , сравнить с таблицей окончаний спряжений)
- Оцените себя
13. Работа в группах
- У вас на столах – набор карточек. Составьте из них таблицу окончаний глаголов I и II спряжения. - Чем можно воспользоваться для самопроверки? (Глаголами, которые изменяли в тетрадях или по таблице окончаний спряжений)
- Какое основное отличие глаголов I и II спряжения?
(В большинстве окончаний глаголов I спряжения есть гласная Е, а у глаголов II спряжения – гласная И) 14.Итог урока. Рефлексия деятельности
- С каким языковым понятием познакомились на уроке? - Что узнали о нём? Чему научились?
15. Домашнее задание (по выбору ) с.121 правило
Тс. или с.46 упр.2, или с.47 упр.3
Дневник самооценки.
№
Задания
оценка
1
Теоретическая пятиминутка
2
Разберем глаголы по составу
3
разобрать по членам предложение
4
с.121 упр.1
5
«Игра с жетонами».
6
Работа в паре
7
Работа в группах
Итоговая оценка
Опросный лист 1.
Что такое глагол?
Ответ:Это часть речи, которая обозначает
действие предметов и отвечает на вопросы Что делает?
Что сделает?
Глагол какой формы отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
Ответ:Глагол начальной формы
Какая примета указывает на начальную форму глагола?
Ответ: ТЬ, ТИ, ЧЬ.
Что ты можешь рассказать о правописании мягкого знака после шипящих?
Ответ: ь знак в глаголах после шипящих пишется всегда.
Расскажи о правописании тся и ться в глаголах.
Ответ: Если в вопросе есть ь, значит пишем ться, а если нет в вопросе ь ,
пишется тся.
Опросный лист 2.
1. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?