Тема: «Люблю тебя родной Донбасс».
Цель и задачи урока: расширить знания учащихся о Донбассе, как наш общий дом; формировать представление о своём крае; желание познавать его особенности; формировать представление о символике Донбасса, Донецкой Народной Республики; прививать любовь к родному краю; развивать память, внимание; корригировать речь детей; воспитывать чувства гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - путешествие "Люблю тебя, родной Донбасс!"»
Урок – путешествие.
Тема: «Люблю тебя родной Донбасс».
Цель и задачи урока: расширить знания учащихся о Донбассе, как наш общий дом; формировать представление о своём крае; желание познавать его особенности; формировать представление о символике Донбасса, Донецкой Народной Республики; прививать любовь к родному краю; развивать память, внимание; корригировать речь детей; воспитывать чувства гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Оборудование: физическая карта Донбасса, иллюстрации с изображением символов, плакаты с изображением символики, таблички с буквами, компьютер, проектор.
Ход урока:
Организационный момент.
Создание положительного настроя.
Ну-ка, проверяй, дружок, ты готов начать урок?
Все ль на месте, всё в порядке, ручка, книга и тетрадка?
Все ли правильно сидят, все ль внимательно глядят?
- Желаю вам успехов. А чтобы у нас всё получилось, предлагаю начать урок такими словами, повторяйте, пожалуйста, за мной:
-Я способен.
-Мне нравиться учиться!
-У меня всё получиться!
ІІ. Актуализация опорных знаний.
- Дорогие дети! Красочная осень встречает вас замечательным праздником и первым уроком.
- Мы на пороге в увлекательную страну знаний. И сегодня мы отправимся путешествовать по родному краю на сказочном автобусе. А его пассажирами станем мы с вами, но для этого нам надо отгадать ребус и прочитать тему урока.
1. Ребус.
- Отгадайте ребус.
Прочитайте слова по стрелочкам.
(Люблю тебя родной Донбасс).
IIІ. Основная часть.
1. Объявление темы урока.
- Сегодня наш первый урок посвящается нашему любимому Донбассу, нашей Донецкой Народной Республике.
- Мы отправляемся в путешествие по Донбассу. На каждой остановке надо выполнить задание и получить билет за правильный ответ. В конце путешествия мы посчитаем билеты и тот, у кого их будет больше - получит диплом.
Беседа.
- Каждый человек больше всего любит тот край, где родился и живет. Каждый человек гордится своей родной землей.
- Всем вам знакомо слово Родина. Родина только одна – та часть Вселенной, где ты родился, а вернее всего – где ты провел детство, где ты вырос и возмужал, знакомые по детству и по юности места и то, что близко по духу, по настроению, то куда приходишь с
ощущением собственного дома. Наша с вами Родина – это наш Донбасс.
- Какие символы Донбасса вы знаете?
(Герб и флаг)
Демонстрация презентации «Символы Донецкой области и Донецкой Народной Республики».
- В каком городе ты живешь?
- В каком городе ты учишься?
(В Донецке)
- Донецк тоже имеет свои символы.
Демонстрация презентации «Символы Донецка»
- Это флаг и герб Донецка. Они посвящены шахтерской работе.
- Мы отправляемся в путешествие.
- Прочитайте план нашего путешествия.
План:
1. Остановка «Географическая».
2. Остановка «Краеведческая».
3. Остановка «Развлекательная».
4. Остановка «Поэтическая».
Первая остановка «Географическая».
Работа с картой.
- Посмотрите на физическую карту Донбасса.
-Зеленым цветом обозначены равнины и низменности.
- Коричневый цвет - это горы.
- Это реки.
- Какие реки Донбасса вы знаете?
(Северский Донец, река Самара, река Казенный Торец, река Кальмиус, река Миус, река Волчья, река Айдар, река Деркул, река Белосарайка, река Берда)
Какая река протекает в Донецке?
(река Кальмиус)
- Это море.
- Какое море?
(Азовское море).
- Скажите кратко.
- Скажите предложением.
2. Ассоциирование.
- Скажите названия городов, которые приходят на ум, когда слышите (видите) слово Донбасс.
(Донецк, Енакиево, Макеевка, Горловка и т. д)
- Молодцы дети, вы хорошо знаете города.
- Скажите, в какой области мы живем?
(в Донецкой области)
- И мы отправляемся дальше.
Вторая остановка «Краеведческая».
- Донецк – это главный город нашего края.
- Какой наш Донецк?
Красивый
Большой
Талантливый
Цветущий
Хороший
Трудолюбивый
Зеленый
- Да, дети, наш Донецк очень красивый город и в нем живут хорошие люди, которые прославили наш город на весь мир.
- Назовите их фамилии. (презентация с фото)
(Сергей Бубка, Анатолий Соловьяненко, Сергей Прокофьев, Георгий Береговой).
(Выдаются билеты, тем ученикам, кто хорошо отвечал).
- Будем составлять слова из букв. (Буквы в разброс на табличках)
- Кто хочет играть?
(Родина, Донбасс)
- Прочитайте слова.
Четвертая остановка «Поэтическая».
Рассказ учителя с презентацией «Портреты писателей».
- Наш край богат не только углём и металлами, но и деятелями культуры, которые внесли огромный вклад в духовное развитие Донбасса. Своих земляков мы должны знать, а особенно тех, чьи имена известны во многих странах. Много писателей, чье творчество уже давно перешагнуло рубежи их родного края.
Такие писатели как: Алексей Ионов- писатель, знаток шахтерской души.
Николай Александрович – Рыбалко – поэт, участник ВОВ. У Николая Рыбалко много стихотворений, которые рассказывают про родной город, про Донбасс, про довоенную жизнь, про природу и любовь.
Наш родной край, Донбасс, воспевали и воспевают талантливые люди, наши земляки – донецкие поэты.
- Кого из донецких поэтов вы знаете? Читали?
- Мне хочется назвать имена таких известных в Донбассе авторов, как Белаш Б.Ф., Беспощадный П.Г., Галкин И.В., Ионов А.В., Рыбалко Н.А., Сердюк Н.Г.
Много интересных, литературно одарённых людей живёт в Донецке. Многие из них воспевают в своих произведениях Родину, отчий дом, тружеников нашего края, дружбу, любовь.
- Один из них Виктор Васильевич Шутов - поэт и прозаик, почетный гражданин Донецка. Я хочу, чтобы вы прослушали и прочитали его стихотворение.
(Стихотворение на экране).
Может, где-то на планете
Есть и лучше города,
Только мне в Донецке светит
Солнце яркое всегда.
И сияет озарённый
Ярким золотом лучей
Город синих терриконов,
Город звонких тополей (В.Шутов)
- О каком городе говорится в стихотворении?
- Что мы делали?
2. Воспитательный момент.
- И этими красивыми словами мы завершим наше путешествие по родному краю. Вы, дети, имеете в своём сердце чувство любви к родному краю, а поэтому сможете сделать все для того, чтобы наша молодая республика, дальше процветала. А для этого нужно получать знания, много знать и уметь. Поэтому старайтесь учиться так, чтобы вами гордились.
ІІІ. Заключительная часть.
- Посмотрите внимательно на план нашего путешествия.