урок по окружающему миру в 4 классе по теме " Зона лесов"
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме " Зона лесов"
Интегрированный урок по окружающему миру в 4 классе по УМК " Перспективная начальная школа" с уроком математики. Урок проводится в форме заседания клуба. Учащиеся выступают с докладами, сообщениями, презентациями. Решают экономические задачи " Лесные богатства России" из тетради для практических работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок по окружающему миру в 4 классе по теме " Зона лесов"»
Интегрированный урок по окружающему миру в 4 классе.
Тема урока «Зона лесов»
( очередное заседание клуба)
Цели урока:
- сформировать представления учащихся о лесной зоне,
ознакомить с многообразием лесных растений и животного мира в лесной зоне, показать взаимосвязь, которая складывается между обитателями зоны лесов, роль леса в природе и жизни людей.
Регулятивные УУД: умение планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность;
Познавательные УУД: умение работать с различными информационными источниками: учебником, энциклопедией, Интернетом; умение с помощью мультимедийной презентации и доклада представить свою работу;
Коммуникативные УУД: индивидуальное обучение членов клуба ведению делового заседания, умение работать в группе; давать оценку сообщениям.
Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение (сопричастность своей Родине),бережное отношение к природе, её богатствам.
Оборудование:учебники, карта природных зон России, доклады и презентации учащихся, компьютер, интерактивная доска, картинки с растениями лесной зоны и других зон, картинки с животными лесной зоны и других зон, тетради для практических работ по математике доя 4 класса,
музыки со звуками журчащей воды и пением птиц.
Ход урока.
Организационный момент.
-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Учитель: Сегодня мы собрались н заседание клуба “Мы и окружающий мир”.
2.Определение темы урока и постановка цели урока.
Сегодня наш урок пройдёт в форме заседания клуба. Председатель – Браун Ангелина, которая была выбрана на прошлом заседании. Ей и предоставляем слово.
П.- мы продолжаем путешествовать по природным зонам России.
- Ребята, давайте определим тему урока. Но для этого отгадайте загадку.
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает.
Весной опять оживает.
- Что это? (лес)
- О какой же зоне пойдёт сегодня речь? ( о лесной)
- А какова цель нашего урока?
П- Давайте вспомним план изучения природных зон.
План заседания.
1.Местоположение лесной зоны и особенности неживой природы.
2.Растения лесной зоны.
3.Животные лесной зоны.
4.Роль леса в жизни человека.
3.Первичное восприятие и усвоение нового материала
П. -Ребята, вы подготовили интересные доклады и презентации о лесной зоне. Сейчас в соответствии с планом заседания мы их просмотрим и прослушаем ,а потом оценим.
( председатель рассказывает о местоположении лесной зоны, особенностях неживой природы показывает её на карте.)
П.Зона лесов России расположена южнее зоны тундры. Она тянется от Кольского полуострова до Тихого океана. Зима здесь ещё суровая, но менее продолжительная, лето значительно длиннее и длится дольше , чем в тундре В северной части лесной зоны, как и в тундре, есть слой вечной мерзлоты. Но он успевает оттаивать за лето на большую глубину. В более южных районах лесной зоны вечной мерзлоты нет. Зимой здесь промерзает лишь поверхностный слой земли. Воды обильно питают полностью оттаявшую землю. Толщина слоя почвы в лесной зоне гораздо больше, чем в тундре и её пласт более плодородный.
П. – А сейчасслово предоставляется Мануиловой Ангелине, которая расскажет о растениях лесной зоны и покажет презентацию.
( презентация прилагается)
После выступления оценивается сообщение по следующей памятке.
Памятка.
Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям.
1.Оценивая выступление, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны этого выступления:
а) серьёзно, хорошо, ответственно ( не совсем серьёзно, безответственно..)
б) что использовал ( учебник, хрестоматию, др.книги, интернет..)
в) как рассказал ( понятно, доступно, интересно, своими словами..)
2.Соответствует доклад ( презентация) заданной теме или нет.
3. Определи главную мысль сообщения.
4.Что ты узнал(а) нового из выступления.
5.Как оценишь выступление.
П.-Белова Елена подготовила для нас презентацию на тему «Животный мир лесной зоны»,ей слово.
( презентация прилагается)
После выступления сообщение оценивается.
- Спасибо ребятам за интересные работы и подробную оценку выступлениям наших товарищей!
П.- Мы продолжаем нашу работу. Шумилов Никита подготовил небольшое сообщение о роли леса в природе и жизни людей.
На территории нашей страны сосредоточена четвёртая часть мировых запасов леса, так как Россия занимает 1 место в мире по площади лесов и запасам древесины. Лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озёра. Лес влияет на жизнь и всех других природных сообществ. Он снижает скорость ветра и прикрывает собой соседние луга и поля. А лесные птицы защищают их от насекомых- вредителей. Лес ещё и защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро уносят почву из тех мест, где вырублен лес.
Лес – это лёгкие планеты. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и быстрее поглощают углекислый газ.
Эту работу растения выполняют с помощью своих зелёных листьев. В листе на солнечном свету из углекислого газа и воды образуются питательные вещества, а в воздух выделяется кислород. Это процесс называется фотосинтезом. Зелёные растения являются началом любой цепи питания. Лес – это место прогулок и отдыха людей в любое время года. В лесах люди заготавливают орехи, грибы, ягоды. Собирают лекарственные растения.
Человек называет лес зелёным другом. Он обогревает его, кормит, лечит. Лес влияет на климат, сберегает влагу, поддерживает уровень грунтовых вод и сохраняет полноводность рек. Недаром лес является источником всего живого на Земле.
Леса играют большую роль в развитии экономики. Без леса невозможна хозяйственная деятельность. Древесина идёт на изготовление шпал, фанеры, используется в бумажной и мебельной промышленности.
( даётся оценка сообщению)
Физкультминутка
(Звучит запись спокойной музыки со звуками журчащей воды и пением птиц)
У- Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, что по лесу течет ручеёк, этот ручеёк – вы. Вода течёт, перекатывается с камешка на камешек… А кругом слышен гомон птиц. Какие чудные песни они распевают.
…Откройте глаза. Что вы почувствовали, когда представляли себя ручейком?
4.Закрепление полученных знаний и применение их на практике.
П.- А дальше мы будем работать в группах. Правила работы вам известны.
1 группе предстоит составить карту растительного и животного мира зоны лесов.
На парте у вас лежат карточки с растениями и животными. Выберите растения и животные только лесной зоны и приготовьтесь их разместить на карте, выбрав нужную зону – тайги, смешанных или широколиственных лесов)
2, 3, 4 группы .Члены расчётно – конструкторского бюро.
Им сегодня предстоит решить экономические задачки.
Работают в тетради по математике для практических работ на
с. 13и решает задачу « Лесные богатства России.
На работу в группах вам отводится 5 мин.
По истечении отведённого времени группы отчитываются о своей работе.
1группа помещает на карту лесной природной зоны карточки с выбранными растениями и животными. Другие учащиеся проверяют.
2группа, 3, 4 решив экономические задачки, рассказывают о том, с какими странами торгует древесиной наша страна, сколько всего древесины продаёт Россия в страны Европы, зарабатывая деньги на нужды государства и обращает внимание на то, что мы не только вырубаем леса , но и восстанавливаем. ( высаживаем каждый год более 800млн куб.м. нового леса.)
( задачи в приложении)
П. -Спасибо всем членам клуба за активную работу. А мне хочется закончить наше заседание стихотворением М. Пляцковского « Это называется природа».
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить..
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
5.Д.З. с.94 вопросы 1, 2.
6.Выставление оценок. Оценки выставляет председатель:
- встаньте те, кто поставил бы себе за работу оценку «5»;
- встаньте те, кто поставил бы себе за работу оценку «4»;
-встаньте те, кто себе бы не поставил оценку за работу на этом уроке.
Председатель соглашается или нет. Учитель может помочь председателю в оценивании учащихся.
7. Рефлексия.
У.Давайте подведём итог урока.
Какие цели мы поставили в начале урока?
Достигли ли мы этих целей?
Что понравилось на уроке?
Где пригодятся полученные знания?
Хочу сказать спасибо за урок нашему председателю. Отлично справился со своей работой.
- Какую оценку вы бы ей поставили?
Приложение№1
« Лесные богатства России».
Лес – одно из самых основных богатств Росси. Наши леса занимают территорию площадью1181млн га (1181000000га), что составляет81млрд куб. м (81000000000 куб.м) древесины. Это четвёртая часть всех мировых лесов.
Леса относятся к тем немногим природным ресурсам, которые можно не только расходовать, но и восстанавливать. Наше государство внимательно следит за тем, чтобы вырубка леса не наносила ущерба экологии страны. Поэтому каждый год при вырубке 538400 тыс. куб. м (538400000 куб.м) леса у нас высаживается более 800млн куб м нового леса.
Значительная часть вырубаемого леса идёт на нужды России. И лишь небольшая часть продаётся странам, не имеющим своей древесины в достаточном количестве. Сегодня главными покупателями российской древесины в Европе являются Швеция, Германия, Финляндия. В основном они закупают древесину сосны и ели.
Приложение № 2.
Группа № 1.
Швеция закупает в нашей стране древесину ели – 250тыс. куб.м в год и древесину сосны – 87 тыс.куб. м в год. Древесина ели покупается Швецией по цене 3 ден. ед.( денежная единица) за куб м, а сосны – по цене 4 ден.ед. за куб. м.
Задание. Определи стоимость каждого из видов древесины, которые закупает Швеция в нашей стране.
Продажа древесины из России в Швецию.
Вид древесины
Цена,
ден. ед.
Количество,
тыс. куб. м
Стоимость
тыс. ден. ед.
ель
сосна
Группа № 2.
Одно из первых мест по количеству покупаемого российского леса занимает Германия. Так, за 50 тыс. куб м древесины ели Германия выплачивает 250 тыс. ден. ед. Покупая в нашей стране 3 тыс. куб м древесины сосны, немецкие покупатели платят 27 тыс. ед.
Задание. Определи цену 1 куб. м древесины ели и цену 1 куб. м сосны, которые Германия платит нашей стране.
Продажа древесины из России в Германию.
Вид древесины
Цена,
ден. ед.
Количество,
тыс. куб. м
Стоимость
тыс. ден. ед.
ель
сосна
Группа № 3.
Финляндия занимается главным образом обработкой древесины. Закупая в России древесину ели и сосны по одинаковой цене – 3 ден. ед. за куб. м, финские покупатели каждый год выплачивают по 1830 тыс. ден. ед. за ель и 1989 тыс. ден. ед. за сосну.
Задание. Определи, сколько кубических метров древесины ели и сосны Россия продаёт в Финляндию каждый год.
Продажа древесины из России в Финляндию.
Вид древесины
Цена,
ден. ед.
Количество,
тыс. куб. м
Стоимость
тыс. ден. ед.
ель
сосна
Сводная таблица.
Количество древесины, продаваемой Россией в страны Европы.