Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 1классе Как помочь птицам зимой»
МБОУ Новоназимовская СОШ № 4
Тема урока:
Как зимой помочь птицам?
Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета.
Окружающий мир
1 класс
2015 г.
Цель:
Познакомить с зимующими птицами, с устройством кормушек и правильным подбором кормов.
Задачи:
Научить учащихся различать птиц, зимующих в наших краях.
Развивать у учащихся устную речь, внимание, память, мышление.
Воспитывать у ребят бережное отношение к птицам.
Прогнозируемые результаты:
Ученики научатся распознавать зимующих птиц, подбирать корм для птиц и изготовлять кормушки.
Учебные материалы:
Компьютер, презентация «Как зимой помочь птицам?»; учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир. 1 класс» в 2 – х ч. Электронное приложение к учебнику (СД) «Окружающий мир». (авт. А. А. Плешаков); пакеты из – под молока или сока; ножницы, линейка, верёвка, карандаши.
Ход урока:
І Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
ІІ Актуализация знаний.
Учитель. Отгадайте загадки.
Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает. (курица.)
Синяя косынка,
Тёмненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать её … (синичка).
Серый маленький комочек
- Чик – чирик! – замёрз он очень!
Солнце выгляни скорей,
Ждёт тебя наш … (воробей).
- О ком эти загадки?
Дети. О птицах.
У. Вспомните, кого называют птицами?
Д. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.
У. На какие группы можно разделить птиц из загадок?
Д. На домашних и диких.
- Перелётных и зимующих.
ІІІСамоопределение к деятельности.
У. – Предположите, о чём будет урок? Чему будем учиться?
Д. Урок будет о жизни птиц зимой и о том, как им можно помочь.
У. Прочитайте тему урока в учебнике на с. 74. Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим на уроке.
Дети отвечают.
ІV Работа по теме урока.
Работа с учебником
Слайды 1 – 2.
У. Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большом количестве пищи.
Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в тёплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.
- Ребята, а какие основные причины, по которым птицы улетают на юг?
Д. Основные причины, по которым птицы улетают осенью на юг, - отсутствие пищи и холод.
- Ребята, вспомните, каких птиц вы видели в посёлке зимой?
Выслушиваются ответы детей.
У.
- Рассмотрите птиц в учебнике на рисунке (с. 74), прочитайте их названия. Каких птиц вы видите?
Какие из них живут у нас круглый год? (Воробьи, синицы, вороны.)
- Какие – прилетают на зиму? (Свиристели, поползни, снегири)
Дети отвечают.
Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов 3 – 13.
- Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Большинство из них хорошо переносит зимнюю стужу, но зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправиться в дальнее путешествие.
- Не все птицы улетают на зиму в тёплые края. В родных местах остаются те, которые могут и зимой находить себе пропитание. Такие птицы называются зимующими.
Самая крупная среди синиц, размером почти с воробья. Голова, горло, подхвостье чёрные, щёки и пятно на затылке белые.
Грудь и брюшко синицы ярко- жёлтые с чёрной продольной полосой и «галстуком», хвост и крылья серо – голубые, спина зелёная.
Синицы почти круглый год живут в лесах. Зимой в поисках корма они собираются в стайки и перебираются ближе к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и несолёное сало.
Воробьи зимой тоже стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев. В поселениях человека воробей находит благоприятные условия для гнездования и обильный корм.
Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и припрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.
Так бегать по дереву кроме поползня никто не умеет.
Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет всё, что сможет найти. А если поползень найдёт кормушку, куда люди положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.
Поползень – искусный древолаз. Ползая по стволам деревьев, поползень обшаривает все щели и углубления. Он почти всеяден. В морозы летает на помойные кучи, таская оттуда кухонные остатки. Во время кочёвок поползни присоединяются к стаям синиц.
Зиму вороны проводят у жилья человека. Кормятся они на помойках и свалках отходами и пищевыми остатками. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам.
На кормушке мы видим и гостей, прилетевших к нам на зиму. Это кочующие птицы.
Свиристель живёт в тайге. Красивая певчая птица, размером меньше скворца. Оперение густое и мягкое в буровато – серых и красноватых тонах. На голове хохолок. Хвост, горло, клюв и полоска через глаз чёрные. Крылья буро – чёрные с жёлтыми и белыми полосками. Свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы.
Снегирь крупнее воробья. Снегирь – самец – красногрудая птичка с голубовато – серой спинкой и чёрной головкой. Самки буровато – серого цвета. Зимой в наших лесах появляется много снегирей. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. После первого значительного снегопада снегири покидают родные леса и кочуют, залетая в большинство областей России. Как только подтает, птицы улетают.
- Какие птицы нарисованы на странице 75? На ветках какого дерева они сидят?
Как вы узнали это дерево?
-Дроздов существует несколько видов. Есть певчий дрозд, про которого можно узнать в атласе – определителе на стр. 180 – 181. Существует ещё дрозд –рябинник. Как вы думаете: за что птица получила такое название?
Дети отвечают.
У. Дрозд – рябинник. Своё имя эта птица получила за особую любовь к ягодам рябины. Другие дрозды тоже едят ягоды рябины, но меньше. Кроме ягод дрозды поедают огромное количество насекомых. Зимой рябинники держатся крупными стаями. Они едят и другие ягоды: крушины, калины, бузины, боярышника, можжевельника.
Слайд 14.
V Работа в тетради.
У. Мы познакомились с несколькими птицами, внимательно рассмотрели их. Проверим, насколько вы были внимательны. Соедините линиями рисунки птиц с их названиями.
Ученики работают в тетради (с. 52, задание 1).
У. Сможете ли вы узнать птиц по их контуру? Раскрасьтептиц, изображённых в задании 2. Закрасьте кружки возле тех птиц, которых доводилось видеть в природе.
Дети выполняют задание. Проверка. Работа в парах.
VІ Физкультминутка. Слайд 15.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг – скок, прыг – скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала носом грудку,
И с дорожки – на плетень.
Трень!
VІІ Продолжение работы по теме урока.
Беседа.
У. Послушайте отрывок из стихотворения и подумайте, как живётся птицам, оставшимся зимовать.
Ученица читает отрывок из стихотворения:
…Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся, поплотней…
(С. А. Есенин «Воробышки»).
Д. Птицам зимой трудно, голодно.
У. Отгадайте загадку:
Избушка новая –
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать. (Кормушка.)
У. Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить холода?
Д. Сделать кормушки и подкармливать птиц.
Слайды 16, 17.
У. Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки на рисунке в учебнике (с. 74) и на слайдах презентации. Объясните, какие из них самые удобные для птиц.
Выслушиваются ответы детей.
У. Если у кормушки нет крыши, то всю еду накроет снегом. Если птице не на что сесть или зацепиться лапками, есть ей будет неудобно. Какую из изображённых кормушек мы сами можем сделать прямо на этом уроке?
VІІІ Практическая работа в парах «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц».
У. Прочитайте задание в учебнике (с. 75). Что вы будете сейчас выполнять?
Д. Сегодня на уроке мы изготовим кормушку и поучимся подбирать корм.
Ученики изготавливают кормушки под руководством учителя по схеме – инструкции в рабочей тетради (№ 3, с. 53).
У. Молодцы! Вы всё правильно сделали.
- Как вы считаете, что ещё, помимо кормушки, необходимо сделать, чтобы помочь птицам перезимовать?
Д. Приготовить корм и не забывать класть его в кормушку.
Слайд 18, 19.
У. Любой ли корм можно давать птицам? Прочитайте текст в учебнике на с. 75.
Дети читают.
У. О каком корме вы уже слышали на уроке?
- Арбузные семечки можно собирать ещё осенью. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Семена, каких растений изображены у вас в учебнике?
Я специально составила меню для птичьей столовой. Что бы птицы заказали себе на обед?
Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.
Овёс или овсяная крупа – охотно едят воробьи и синицы.
Просо и пшено – любят воробьи, свиристели.
Арбузные и дынные семечки – любят синицы, поползни и дятлы.
Ягоды рябины, черёмухи – любят снегири и свиристели.
Хлебные крошки белого хлеба – порадуют всех птиц.
- Из всего перечисленного вы можете выбрать любое «блюдо» для наших пернатых друзей и положить его в кормушку.
- Рассмотрите нижний рисунок в рабочей тетради. Определите, чем можно и чем нельзя кормить птиц. Выполните задание на с. 53 в рабочей тетради.
ІX Рефлексия учебной деятельности.
У. Вспомните, о каких птицах шла речь на уроке? Как мы можем помочь птицам пережить зиму?
Работа с электронным приложением к учебнику.
Учащиеся по очереди выполняют задания.
У. Оцените свои достижения.
Ученики показывают смайлик.
X Итог урока.
У. Какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Вспомните, что вы узнали и чему научились на уроке?
Дети отвечают.
У. Послушайте задачу в стихах и постарайтесь её решить:
Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Семечек, зёрен в неё положили.
Гости себя не заставили ждать –
Стали мы птиц на кормушке считать:
Два свиристеля, четыре синицы,
Три снегиря да один воробей.
Сколько всех птиц?
Отвечайте скорей!
Д. Десять.
У. Кормушки, которые вы изготовили на уроке, надо вместе с взрослыми повесить на деревья и всю зиму класть в них корм.
- В конце урока послушайте стихотворение, которое подведёт итог нашему разговору.
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!»