Открытый урок окружающего мира в 1 классе . УМК «Школа России»
Тема. «Как зимой помочь птицам?»
Цель урока: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
формировать интерес к изучению родной природы;
понимать важность заботы о зимующих птицах;
повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
наблюдать и делать выводы;
знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
проговаривать в логической последовательности свои действия;
учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование:
ПК, интерактивная доска, презентации (электронный ресурс) “Покормите птиц зимой” презентация “Как зимой помочь птицам?”.
Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
Напечатанные крупным шрифтом слова – названия птиц.
Иллюстрации с изображением зимующих птиц.
Дополнительная литература:
1. Атлас-определитель. Раздел “Птицы” (дано краткое описание внешности птицы).
2. “Птицы наших лесов” (иллюстрации и небольшие статьи о повадках птиц).
3. “Мир животных” (детская энциклопедия).
4. “Зеленые страницы” А.А.Плешаков.
Прогнозируемые результаты: ученики научатся распознавать зимующих птиц, подбирать корм для птиц.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот опять звенит звонок
Начинается урок
Настроение на « 5»,
Значит можно начинать (Слайд1)
II. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
- Послушайте стихотворение Сергея Есенина:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (Слайд 2)
- О каком времени года это стихотворение? (зима)
- Назовите приметы зимы.
-Какие зимние месяцы вы знаете?
-Какой идет сейчас? (январь)
Наступили холода, вьюги и метели
В сёла, парки, города гости прилетели.
-Кто это? (птицы)
-А что им нужно для жизни? (Свет, тепло, вода, воздух, пища.)
- Сегодня на уроке мы должны ответить на один вопрос. Откройте учебник на стр. 74. Давайте прочтем его. (Открывается запись “Как зимой помочь птицам?”)
III. Актуализация и пробное учебное действие.
На доске изображены птицы.
- Может, вы мне сразу на него ответите?
- Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в теплые края.
– Как называются птицы, которые улетают в теплые края? Остаются зимовать?
- Давайте вначале поговорим о тех, кто улетает от нас в дальние края. (Слайд 3)
IV. Выявления места и причины затруднения.
- Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края.
- А много, много лет назад существовало множество разных вымыслов. Например, один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Погружаются в спячку, потому что не находят еды. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.
- Как же это удалось сделать ученым?
- Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
- Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египте, скворцы улетают во Францию. (Слайд 4)
Некоторые птицы преодолевают расстояние до 15000км. Полярные крачки делают самые дальние перелеты. Каждый год они летят через весь мир из Арктики в Антарктиду, а потом обратно. Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле. (Показ по карте миграцию птиц). (Слайд 5)
Большинство путешествуют стаями, большими и маленькими. А вот кукушка и некоторые хищные птицы путешествуют в одиночку. Аисты, журавли, ласточки, дрозды, хищные птицы летят днем. Скворцы и другие – днем и ночью, а есть птицы, которые летят только ночью. К концу октября все перелетные птицы покидают нас. А весной вновь возвращаются в родные места.
V. Реализация построенного проекта.
– Но, а другие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Это зимующие птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.
Как они живут зимой вы узнаете из короткого видеоурока.
( В ходе просмотра отвечают на вопросы:
-Назовите птиц. Которые прилетают к вашим кормушкам дома? Каких видели у себя во дворе, на улице, возле школы?
-Покажите фото со своими птицами.
-Какое угощение приготовили вы для птиц?
VI. Физминутка.
Игра «Вороны-воробьи»
VII. Первичное закрепление.
Работа с учебником. Стр. 74.
- Ответьте на вопросы:
- Каких зимующих птиц мы не назвали?
- Каких птиц вы наблюдали в зимнее время года в нашем крае?
Работа у доски. Дети распределяют птиц на группы: перелётные и зимующие.
Перелётные Зимующие
Ласточка Воробей
Грач Ворона
Скворец Голубь
Снегирь
- Корм – это главное! Когда он есть, и мороз не страшен. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются. А есть птицы, которые всю зиму возле людей живут. (фото голубей, воробьев)
- Раздавленные семена подсолнечника, арбуза, тыквы и дыни. Хороши крошки белого хлеба, а чёрного – не годятся. Для синиц очень хороши кусочки несоленого сала, а солёное сало давать нельзя.
- Если птица не ест 6 часов, она погибает. Из 10 мелких птиц, в суровые зимы остается только 2.
- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и посыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки)
- Какое угощение можно положить в кормушки? (Семечки, сало, крошки белого хлеба, рябину, калину.)
- Но, не всегда птички довольны нашим угощением.
Воробей. – Безобразие, прилетели перекусить, а корм снегом замело. Навес могли бы сделать.
Синица. – Могли бы и сала несолёного вывесить, а то от солёного у нас животы болят.
Снегирь. – Где рябина? Где калина?
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Дети выполняют задание №1 в рабочей тетради с.52.
(соединить линиями рисунки птиц с их названиями)
Дети выполняют задание №3 вторая часть задания в рабочей тетради с.53. (Найдите на фотографии то, чем можно подкармливать птиц и обведите зеленым карандашом. А чем нельзя – красным карандашом).
IX. Включение в систему знаний и повторения.
Игра «Да – нет». Отвечайте хором дружно.
Зимой птицам страшен голод? (да)
Мы будем подкармливать птиц зимой? (да)
Снегири прилетают летом? (нет)
Дрозды любят рябину? (да)
Соловьи – это зимующие птицы? (нет)
Стихотворение “Покормите птиц зимой”.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
- Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки. Объясните, какие из них самые удобные для птиц?
X. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- На вопрос, который был перед нами поставлен в начале урока, мы узнали ответ?
- Сегодня на уроке мы узнали о жизни птиц зимой. Мы с вами изготовили кормушки , теперь я спокойна , что вы не оставите птиц в беде. Несколько кормушек развесим возле школы и будем помогать птицам зимовать. А остальные вы повесите возле своих домов или в саду.
XI. Рефлексия.
- Как вы думаете, Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик остались довольны сегодняшним уроком ?
_ Что понравилось вам на уроке ?
- Что не понравилось ?
-Возьмите смайлики и покажите свое отношение к уроку. Дорисуйте ( показ смайликов настроения)
Всем спасибо.
Литература:
1. Волина В.В. Учимся играя. – М., — Новая школа, 1994. — 448 с.
2. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой / авт-сост. Г. Е. Болдырева. Волгоград, — Учитель, 2006.-124 с.
3. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс / [А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова и др.]. М. ,-Просвещение ,2012. — 176 с.
4. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками к УМК А.А.Плешакова 1 класс /авт-сост. Т.Н.Максимова. М.:ВАКО, 2012.-368с.
Интернет-источники :
1. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki(информация о птицах).
2. Поисковая система «Рамблер» http://images.rambler.ru(фото и картинки для презентации).
3. Детские загадки о птицах http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_birds3.php