Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Стихотворный ритм (хорей)"
Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Стихотворный ритм (хорей)"
ТЕМА. Стихотворный ритм (хорей)
Цели: Закрепление умения выдерживать паузу при чтении. Формирование представления о ритме. Обогащение словаря, включение новых слов в собственную речь. Развитие внимания к многозначности слова. Развитие творческого воображения. Включение в информационный поиск.
Характеристика деятельности учащихся:
Объяснять смысл названия произведения.
Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Стихотворный ритм (хорей)"»
Тема урока: Считалки. С. 32—35
Цель: Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию слова в литературном тексте. Творчество по образцу.
Характеристика деятельности учащихся:
Участвовать в диалоге. Аргументировать собственную позицию.
Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Загадки, считалки, скороговорки»: подбирать загадки, считалки, скороговорки на заданную тему, готовить книжку-самоделку.
Ход урока:
Огранизационный момент.
Психологический настрой на работу.
–Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок литературного чтения!
Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела.
Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана, Буду резать, буду бить, Все равно тебе водить.
Конь ретивый, долгогривый, Скачет полем, скачет нивой. Кто коня того поймает, С нами в салочки играет.
Бегают вокруг маслёнки Симпатичные девчонки. Раз, два, три - Догонять их будешь ты!
Шла кукушка мимо леса – За каким-то интересом. Инте, инте, интерес, Выходи на букву "эс".
- Что объединяет эти четверостишья? На что обратили внимание (Это считалки)
- Для чего нужны считалки?
-Сформулируйте тему урока.
Открытие новых знаний.
Что такое считалки? Когда они появились?
Считалка - жанр устного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.
Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.
В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:
Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:
За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке - теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком иди И замочек отомкни.
И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.
- Какие считалочки знаете вы? (Ответы детей.)
Работа с учебником.
Словарная разминка. Стр. 32
Работа с толковым словарем.
Поиск лексического значения слова У-ДИ-ВИ-ТЕЛЬ-НЫЙ.
Чтение текста о Фюсе и Каркузябре.
- Ребята, однажды с Фюсем и Каркузяброй произошла удивительная история. Давайте ее прочитаем.
Работа по содержанию.
- Помогите нашим друзьям вспомнить считалки.
Физкультминутка.
Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час. Раз-два-три-четыре, Мыши дернули за гири. Тут раздался страшный звон - Разбежались мыши вон.
Чтение считалок.
Работа по учебнику.
Стр. 34 – 35.
- Прочитайте считалки.
- Найдите выдуманные слова.
- Расскажите про любую игру, для которой нужна считалка.
- Постарайтесь запомнить считалку, которая вам больше всего понравилась.
Итог урока. Рефлексия.
- С каким жанром устного творчества познакомились на уроке?