— На ней в нашем журнале мы поместим портеры писателей, которым его посвящаем. (Учитель показывает портрет по очереди каждой команде. Они должны назвать полностью имя и годы жизни).
С каждой группы дети расскажут страницы биографии своих поэтов. ( приложение 1)
Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924).
Марина Ивановна Цветаева (1892—1941).
Сергей Александрович Есенин (1895—1925).
Страница II. «Блиц-опрос» (приложение 2)
— Каждая команда получает карточку с заданием. Готовится по ней, затем отвечает на вопросы.
Для 1-й команды:
Какие стихи В.Я. Брюсова читали в этом разделе?
Связано ли содержание стихотворения «Детская» с его ритмом?
Отличаются ли по звучанию первая и последняя строфы от других строф? Почему?
Для 2-й команды:
Какие произведения М. Цветаевой прочитали в этом разделе? О чем они?
Дороги ли автору воспоминания детства?
Из каких слов это видно?
Для 3-й команды:
Какое произведение С.А. Есенина прочитали?
Какие иллюстрации к нему вы бы сделали? Опишите.
Страница III. «Творческая мастерская»(приложение 3)
Каждая команда получает карточки , где помещено стихотворение поэта их группы
( произведение новое, за пределами программы)
Цель группы : Прочитать стихотворение в группе, обсудить содержание, сделать иллюстрацию к нему. Прочитать выразительно детям из других групп.
С.А.Есенин «Белая береза»
В.Ю.Брюсов « Серебро, огни и блёстки»
М.И.Цветаева «Дачи осенью»
Страница IV. «Волшебное перо» (приложение 4)
_ Каждая группа получает текст. Дети должны «волшебным пером» дописать слово-определение.
1 группа:
Наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека - это ……..( олицетворение)
2 группа:
Части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью- это ……..(строфа)
3 группа:
Равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении). Рифма – созвучие концов стихотворных строк – это ……. ( ритм)
Страница V. «Отгадай кроссворд!» (приложение5)
- Каждая группа отгадывает кроссворд.
Дети выходят читают вопросы из кроссворда и называют ответы, остальные учащиеся в роли ЭКСПЕРТОВ проверяют работу.
Этот поэт родился в 1873 году в Москве, в семье купца. Учился в Московском университете на историческом отделении. Умер в Москве в 1924 году.
Поэт родился в Рязанской губернии, в небогатой крестьянской семье. Учился в церковно – приходской школе, затем переехал в Москву. Очень любил природу, Родину. Умер в 1925 году в Ленинграде.
Родилась в 1892 году в Москве в семье искусствоведа. Детство, юность и молодость прошли в Москве. Стихи начала писать с 6 лет, печататься с 16 лет. Жизнь писателя была очень тяжёлой и закончилась в 1941 году самоубийством.
3.« Вспомни произведения» (ученики называют стихотворения изученных авторов)
4. Конкурс « На лучшего чтеца» ( работа в парах, дети делятся на пары, читают друг другу стихи и решают, кто из них будет участвовать в конкурсе).
5. «Юный художник» ( нарисовать мелом своё любимое стихотворение, так , чтобы ученики назвали его автора и название). Доска делится на 3 части и дети рисуют сюжет из стихотворения.
6. « Любимое стихотворение» ( используется дополнительная литература. Дети читают стихи любимых авторов выразительно или наизусть).