Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Сложите ваши ладошки лодочками. Представьте, что там маленький, пушистый, тёплый комочек – лучик. От его прикосновения вам становится тепло, уютно, уверенно. Это тепло разливается по всему телу. Этот комочек растёт, становится большим. И вот вы уже не в силах его сдерживать. Направьте его на меня и вот перед нами большое, ласковое, доброе солнышко. Нам с вами вместе уютно, тепло, уверенно, мы одна команда. Я желаю вам удачи. Давайте пошлём друг другу хорошее настроение и добрые мысли.. (Слайд№1) | Хоровой ответ на вопросы учителя. Фиксация настроения . Проверка готовности рабочего места. Контроль/самоконтроль позы учащегося за партой. | Л:Действие смыслообраз ования Ценностное отношение к образователь ному процессу Формирование адекватной мотивации учебной деятельности. К:Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им |
Проверка домашнего задания. | - С каким произведением вы работали дома? (слайд 2) - Какое это произведение по виду? - Почему? - Какое чувство будете передавать? - Какой критерий будем оценивать? - Слушаем стихотворение наизусть(2 – 3 человека) Вывод - Какую задачу ставили? (выразительное чтение) - Какие умения понадобились? (Правильно ставить ударения . Соблюдать паузы ) | Ответ на вопрос учителя. Лирическое. Описывает природу. Правильность чтения, выразительность, умение паузы, логическое ударение Читают стихотворение группами по 4 человека | П:умение структурировать знания, контроль о оценка процесса и результатов деятельности; Р: контроль, коррекция К:умение работать в группе |
Сообщение темы.
Методический прием «Корзина понятий» | - Сегодня мы поговорим о творчестве детского писателя. Слайд 3 - Вы узнали кто это? - Глядя на портрет писателя что вы можете сказать об этом человеке? - Какие ассоциации возникли? Составление кластера из карточек Вывод: - Что же мы узнали об этом человеке?(кластер на доске на карточках)
Какая сегодня тема ? (Слайд 4) | Составляют кластер № карточки | Надпись на карточке | 1 | В.Ю. Драгунский | 2 | Писатель | 3 | Рассказы | 4 | О детях | 5 | Художественный | 6 | Вызывает чувства | | . П:умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Выявление места и причины затруднения. Постановка задач. | - Всё ли вы знаете об этом писателе? - Какие задачи поставим сегодня на уроке. (Слайд 5) | Определяют задачи урока Расширить свои знания о писателе. Продолжить знакомство с произведениями В.Ю. Драгунского Учиться анализировать и определять главную мысль произведения.
| Р:целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование |
Знакомство с биографией писателя. Методический прием «Чтение с пометами»
| - Какая первая задача стоит перед нами. При чтении биографии карандашом подчёркиваем,то что новое.
Проверка - Что знали? - Что узнали нового? Какие непонятные слова? встретились?(Слайды6-10) Вывод: Какая перед нами стояла учебная задача? Справились с решением?
| Отвечают на вопрос? (Расширить свои знания о писателе) Работа в пареСамостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) Расширить свои знания о писателе В.Ю. Драгунском | П: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения; выявлять непонятные слова, интересоваться их значением Р: осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль К: согласовывать действия с партнером |
Работа над новым материалом. Методический прием «Прогнозирование» . | - Какая перед нами стоит вторая задача сегодня? Какие произведения читали?(Слайд11-12) Посмотрите на рисунок. (Слайд 13) Определите тему произведения (демонстрация на экране - рисунок маскарада) Тема: О детях… - Что знаете об этом?(маскарад, карнавал, каникулы…) - Как бы вы озаглавили? (Слайд 14) Автор назвал своё произведение «Кот в сапогах» - Какие ассоциации? Задание до чтения: - Какая задача стоит перед нами? (Слайд 15) 1. Определите жанр произведения (сказка, рассказ) - Как же ответить на эти вопросы? (прочитать текст) - Какая учебная задача стоит перед нами? - Какие умения понадобятся? | Отвечают на вопросы: Продолжить знакомство с произведениями В.Ю. Драгунского Рассматриваем иллюстрации. Прогнозируют, предполагают. Прочитать произведение. Внимательно слушать, определить жанр и вид произведения, понимать услышанное. | Р:понимать и принимать учебную задачу;прогнозировать; |
Знакомство с текстом | Чтение текста учителем | Слушают текст. | П: понимать прочитанное; выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; Р: осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, |
Проверка первичного восприятия. | - Определите жанр произведения - Докажите. - Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? - Какую учебную задачу ставили? - Справились с её решением? | Определяют жанр (это юмористический рассказ) (веселые , грустные, торжественные и т.д.) | |
Физминутка | Слайд16 Реснички опускаются, Глазки закрываются, Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают, Отдыхают, засыпают. Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются. Все чудесно расслабляется... Дышится легко, ровно, глубоко. Хорошо нам отдыхать, Но уже пора вставать. Потянулись, улыбнулись | Выполняют движения | |
Словарная работа Прием: «Стол находок» | - Прежде чем перечитать рассказ уточним значение некоторых слов. Какие слова вам не знакомы? - У меня есть шкатулка, в которой находятся толкования этих слов. Слайд 17 - Что по-вашему мнению, означает слово карнавал? - От какого слова произошло? (Карнавал – народное празднество в костюмах. – Ожегов) Слайд 18,19 - Как вы думаете, что означает слово «бахилы»? (Бахилы – высокие резиновые сапоги) - А в наше время какое еще значение внесли в это слово? (Керогаз – нагревательныйкеросиновый прибор. Горжетка – меховой воротник на женской одежде.) | Работают с толковым словарём Карнавал, бахилы, горжетка, керогаз | П: ориентироваться в одной книге К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
Повторное чтение | Прочитаем рассказ все вместе, по цепочке друг за другом. С какой целью? | Чтение по цепочке Проанализировать героев | Р:осуществлять самоконтроль и элементарный контроль |
Анализ произведения Приемы: выборочное чтение, языковой анализ. | - От чьего лица ведется речь в этом рассказе? - Кто главные герои произведения? - Где происходит событие? - Когда происходит? - Почему Дениска забыл про карнавал? - Чем же так сильно занят Дениска? - Какие слова доказывают, что мальчик очень скучал по маме? - Какое у него настроение- приподнятое или наоборот, подавленное, невеселое? - Как оцениваете поступок Мишки, который застал друга без костюма? - Почему же вожатая Люся выбрала призером именно Дениску? - Найдите и прочитайте фрагмент рассказа, который относится к рисунку на стр. 27 - О чем говорят эти слова? - Какой Мишка? - А что можно сказать о Дениске? (слайд 20) - Какие слова не подходят к его характеристике? Вывод: - Какая перед нами стояла учебная задача? (Проанализировать героев и сделать вывод) - Справились с решением задачи? | Отвечают на вопросы Выбирают слова характеризующие Дениску | П: устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения по заданным критериям; К: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; Л:развитие дружеского отношения к другим детям; |
Самостоятельная работа | - Я вам предлагаю проверить свои знания. Цель: выяснить, как вы запомнили текст. Самостоятельно выберите ответ, который считаете правильным, отметьте его галочкой. Проверка Проверим, как вы ответили на вопросы, какие варианты ответа вы выбрали. - | Работа в группе У каждого карточка с вопросом и предлагаемые варианты ответа | К: планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером П: обосновывать свои утверждения; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Р:контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; Р:; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией |
Вывод | Сейчас вам необходимо будет подобрать пословицу к рассказу В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах», наиболее соответствующую его главной мысли. Итак, главная мысль произведения В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах» можно выразить словами русской пословицы «Без беды друга не узнаешь». - Какую учебную задачу ставили? (проанализировать и сделать вывод) - Справились с решением задачи? - Что вам в этом помогло? (умение наблюдать, анализировать, делать выводы, работать дружно, уметь договариваться | Работа в группе Выбирают пословицу Ум хорошо, а два лучше. | Шутке – минутка, делу час. | Без беды друга не узнаешь. | | П: обобщать; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения |
10.Задание на дом | Стр. 22-30 – выразительное чтение по ролям для игры «Радиотеатр» Работаем в группах. Делим роли. Выбирают любой отрывок для тетрализации. | Записывают в дневник | |
11. Итог урока | -Какие задачи ставили?
| | |
11.Рефлексия деятельности | – Как вы оцениваете свою работу на уроке? Карточка на парте учеников : | Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы. | 1 | Сегодня на уроке я узнал (а) (что?)_________________________ | 2 | Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?)__________________ | 3 | Сегодня на уроке я научился (лась) лучше делать(что?)________ | 4 | Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?)__________ | 5 | Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше( что сделать?)____ | 6 | Осталось непонятным (что?)_______________________________ | 7 | Сегодня на уроке я был (а)(Каким учеником? Какой ученицей?)_____________________________________________ | Хотелось бы вернуться в детство, Где радость, смех и добрые мечты. Для этого одно есть средство: Драгунского перечитайте вы. Пусть книг его задор , веселье Зарядит оптимизмом вас, Поднимут ваши настроение. До новых встреч и в добрый час! | По схеме рассказывают, что знают, где испытывают затруднения, нужна ли помощь?. | Р: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Волевая саморегуляция Л:Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности П:умение структурировать знания;оценка процесса и результатов деятельности.
|
Чумаченко Татьяна Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Буртинская СОШ», Беляевский район , Оренбургская область