воображение; умение мыслить и рассуждать. Воспитывать качества
настоящего друга; преданность и готовность прийти на помощь.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: плакат со скороговоркой, предметные рисунки, таблица для словарной работы, карточки с текстом, аудиозапись песня «Друзья» Барбариков, лепестки из бумаги с пословицами о дружбе.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Проверка готовности детей к уроку
2. Артикуляционная гимнастика
- Дети, у нас артикуляционная гимнастика.
- проговаривание изученных скороговорок (по цепочке)
Сейчас мы выучим новую скороговорку. Посмотрите на доску. (На доске плакат со скороговоркой) Давайте все вместе прочитаем народную скороговорку. 3-4. Теперь первый ряд, второй и третий.
Не тот товарищи, товарищу, товарищ кто при товарищи, товарищу, товарищ, а тот товарищи, товарищу, товарищ, кто без товарища, товарищу, товарищ.
- Скажите, о ком эта скороговорка?
- О чём она?
- Как вы понимаете её смысл?
П. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока
- Скажите, для чего нужны друзья?
- Кого можно назвать настоящим другом?
- О каких друзьях, вы мечтаете?
- Считаете ли вы себя хорошим другом?
Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Вы, наверное, уже догадались чему он будет посвящён? Правильно, ребята, на уроке мы поговорим о дружбе, о друзьях, подумаем, какими качествами должен обладать настоящий друг.
IП. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Подготовка детей к восприятию нового материала
Когда я была такой же маленькой, как вы, то я любила сочинять сказки. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из них. Для того, чтобы узнать, как она называется, отгадайте загадку.
Загадка
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Цветы)
(Повесить на доску фотографию цветов)
- Что это?
- Как вы догадались, что это цветы?
- Моя сказка не о простом цветке. А о волшебном. Она так и называется «Волшебный цветок». А почему он необычный, вы узнаете, после прочтения.
2. Словарная работа
В сказке могут встретиться не совсем известные вам слова, поэтому давайте уточним их значение.
Обратите внимание на доску. (на доске таблица со словами, по мере ответов детей, рядом прикрепляется их значение)
- Как вы понимаете значение слова «навестить»?
- Кого называют приятелем?
- Что значит «настойчивый»?
- Как это «совершенно»?
Навестить
посетить, проведать, зайти ненадолго.
Приятель
человек, с которым находится в дружеских, товарищеских отношениях; близкий знакомый.
Настойчивый
умеющий упорно, твердо добиваться чего-нибудь, настаивать на чем-нибудь.
Совершенно
в полной мере, полностью , совсем.
3. Постановка проблемного вопроса
Сейчас я прочитаю вам сказку «Волшебный цветок», а вы внимательно слушайте и ответьте на вопрос: «Сколько действующих лиц в сказке?»
4. Чтение учителем
Волшебный цветок
Заболел у Пети лучший друг Вовка. „Простудился, наверное, когда в снежки играли”,-грустно подумал Петя и пошёл навестить его.
На пороге Вовкиной квартиры он встретил доктора. Тот строго глянул на мальчика и сказал: „Серьёзные дела у твоего приятеля! Видно, придётся ему полежать недельку-другую!” Петя загрустил ещё больше – значит, Вовка ещё долго не выздоровеет! А ведь с ним было так интересно и весело кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки… А теперь вот придётся самому…
Мальчик решил обязательно помочь другу. Только как? Как можно побороть его болезнь?
Вечером Петя уныло прогуливался перед домом. Игры в одиночку не клеились, а к Вовке не пускали – боялись, что он заразится и тоже заболеет.
Петя остановился и стал аккуратно притаптывать снег сапогом. Вдруг под снегом что-то неясно блеснуло. Петя внимательно посмотрел и увидел слабое мерцание, как будто в сугробе спряталась маленькая звёздочка. Мальчик осторожно разгрёб снег и увидел цветок. „Откуда он мог взяться?! - подумал Петя.- Ведь сейчас зима! Отнесу-ка я его Вовкиной маме! – решил он. – Пусть передаст ему. И друга порадую, и цветок в доме, в тепле не замёрзнет. ”
Так он и сделал.
На следующее утро Петю разбудил громкий настойчивый звонок в дверь. На пороге стоял бодрый Вовка.
- Пойдём снеговика лепить! – весело сказал он. – Посмотри, какой снег сегодня!
Петя удивлённо смотрел на друга и не мог понять, как Вовка умудрился за одну ночь выздороветь и уже рвался играть. Он знал, что после болезни надо несколько дней полежать, чтобы выздороветь окончательно, и на улицу не ходить.
Во всяком случае, снеговиков точно лепить воспрещается!
Но Вовка как ни в чём не бывало играл и только по большому секрету рассказал Пете волшебную историю своего выздоровления.
Оказывается, поставил он цветок, который принёс ему Петя, в вазочку и стал на него смотреть. В тепле лепестки цветка распрямились, раскрылись, по комнате поплыл чудесный аромат. Потом Вовке захотелось спать, а наутро он проснулся совершенно здоровым!
Цветок он решил засушить и положил его в толстую папину книгу, чтобы следующей зимой он тоже мог помочь, если вдруг кто-нибудь заболеет!
5. Проверка первичного восприятия
Беседа
1. Значение, каких слов вы хотели бы уточнить?
2. Так, сколько действующих лиц в сказке?
3. Назовите их.
4. Как зовут главных героев?
6. Повторное чтение детьми. (по цепочке)
7. Глубокий анализ произведения
Беседа
1. Что произошло с лучшим другом Пети?
2. Найдите в тексте и зачитайте то, о чём подумал Петя.
3. Кого встретил мальчик на пороге Вовкиной квартиры?
4. Почему загрустил Петя?
5. Что он нашёл в снегу?
6. Найдите в тексте и зачитайте описание цветка.
7. Что решил сделать Петя с цветком?
8. Чему был удивлён Петя на следующий день?
9. Что помогло Вовке выздороветь?
10. Что сделал Вова с цветком?
11. Можно ли Петьку назвать хорошим другом? Объясните почему.
12. Скажите, какие события из сказки могли бы произойти на самом деле, а какие нет.
13. Подумайте, чем мог бы помочь Петя своему другу?
14. Хотели бы вы такого друга, как Петя? Почему?
IV. Физкультминутка
Зарядка под песню Барбариков «Друзья».
V. Закрепление изученного материала
1. Работа над пословицами о дружбе
Сейчас мы с вами на доске сложим свой цветок дружбы. Для этого вам необходимо прочитать пословицы на лепестках и объяснить их значение.
( На лепестках из бумаги записаны пословицы о дружбе, дети выходят к доске, читают пословицу, объясняют её значение и прикрепляют лепесток к доске)
Народные пословицы о дружбе
Друзья познаются в беде.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Старый друг лучше новых двух.
Человек без дружбы — что дерево без корня.
Верному другу цены нет.
Хочешь дружбы — будь другом.
Вот такой цветок дружбы у нас с вами получился.
2. Рассказывание заранее подготовленными детьми стихотворений о дружбе.
Дружба - это дар.
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
Юлия Белоусова
Про дружбу.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Юрий Энтин
А разве друга надо звать.
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…
Виктория Ватулко
3. Коллективное составление синквейна о друге
Друг
Верный, добрый
Помогает, играет, поддерживает
Друг познаётся в беде.
Товарищ.
VI. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание (на выбор)
- прочитать рассказы о дружбе
- творческое задание ( по желанию) – составить свой рассказ о дружбе.
VIII. Итог урока
- Скажите, о чём мы говорили сегодня на уроке?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- По цепочке назовите по одному прилагательному, которое характеризует друга.