Урок технологии. Использование разных способов работы с бумагой. Изделие "Букет"
Урок технологии. Использование разных способов работы с бумагой. Изделие "Букет"
Цель - формирование представлений о выразительном художественном образе и некоторых путях его передачи: различными приёмами обработки бумаги, цветом, расположением элементов на плоскостиформате.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок технологии. Использование разных способов работы с бумагой. Изделие "Букет"»
Урок технологии в 1 классе
Тема урока: Использование разных способов выкраивания из бумаги
для создания образов. Изделие: декоративная аппликация «Букет»
Подготовила учитель начальных классов Циримова М.А.
Формируемые УУД:
Личностные
- формирование представлений о выразительном художественном образе и некоторых путях его передачи: различными приёмами обработки бумаги, цветом, расположением элементов на плоскости;
Регулятивные
- повторение и закрепление различных приёмов выкраивания деталей из бумаги (вырезание по криволинейному контуру, обрывание);
- закрепление приёмов работы с клеем;
- развитие вариативности, гибкости мышления;
- развитие моторики рук, координации движений.
Познавательные
- обогащение знаний об окружающем мире (разнообразие форм, размеров, окраски цветов; как выглядят цветы в вазе);
- обучение приёмам составления уравновешенной композиции в заданном формате.
Коммуникативные
- формулирование собственных мнений и идей, аргументированное их изложение;
- умение выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности.
Материалы, инструменты, оборудование:
А. У учителя: учебник «Умелые руки»; репродукции картин с изображением букетов в вазе; цветная бумага для демонстрации приёмов вырезания и обрывания, демонстрационная таблица для составления композиции 1.
Б. У обучающихся: учебник, рабочая тетрадь № 2, листы Приложений 9 и 10; цветная бумага, два листочка цветной бумаги с намеченными на изнаночной стороне фигурами простой формы (круг, овал), карандаш, ножницы, клей, кисть для клея, бумажная макулатура.
Оформление доски:
Репродукции картин с изображением букетов в вазе.
1. Все перечисленные демонстрационные материалы имеются в комплекте наглядных пособий.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Сообщение темы. Постановка задач урока.
– Откройте учебники на с. 142. Сверху написан заголовок: «Разные образы – разные способы работы», а ниже – «Аппликация «Букет».
Вы сегодня будете создавать аппликации, изображающие букет в вазе. В букетах используют разные цветы, а каждый цветок – это особый природный образ, который у нас обязательно связывается с красотой. Именно красоту их образов вам нужно будет передать, пользуясь уже известными или некоторыми новыми приёмами в работе.
Вы также узнаете кое-что новое об этих, как будто бы хорошо знакомых вам творениях природы.
Презентация «Цветы в вазе»
На рабочем листе, там, где вы будете выполнять свою работу, уже помещена ваза, но она пока без цветов. Ваша задача – создать и поместить в неё красивый букет.
III. Изучение нового материала.
1. Анализ образцов-аналогов (приёмы работы и их художественный смысл).
– В помощь вам в учебнике приводятся образцы – примеры того, как может быть выполнена эта работа. В обоих случаях цветы и листья выкроены из бумаги и наклеены на бумажную основу; этим оба образца похожи. Но как вы думаете, одинаковыми или
разными способами выкроены на них цветы?
– На одной картине они вырезаны ножницами, а на другой бумагу обрывали, выкраивали с помощью пальцев.
– Какой вид имеют цветы в первом букете?
– Их контуры ровные и чёткие, все лепестки хорошо видны, как будто расправлены.
– А во втором?
– Лепестки и листья, выкроенные обрыванием бумаги, имеют не такие правильные формы, но их контур более живой, зыбкий, воздушный; кажется, что они слегка колышутся в воздухе.
2. Упражнения в вырезании и обрывании деталей из бумаги.
– Поупражняемся в выкраивании деталей разными способами. У вас на столах лежат заготовки из цветной бумаги, на изнаночной стороне которых нарисованы контуры фигур. Они потом могут превратиться в цветы или детали цветов в вашем букете.
- Возьмите одну из этих заготовок. Сначала попробуем вырезать нарисованную форму ножницами. Стараемся вырезать как можно точнее, не отступая от намеченной линии.
Учитель демонстрирует приём, при этом напоминает основные правила:
лезвия ножниц всегда направлены от себя;
поворачиваем в руках не ножницы, а бумагу;
держим руку подальше от ножниц, чтобы не поранить её.
Во время выполнения работы он оказывает детям помощь по ситуации.
– Выкроенную деталь отложите, чтобы не потерять; она может стать, например, сердцевиной цветка в вашем букете.
Возьмите второй листочек. Намеченную на нём форму выкроим руками.
Учитель снова демонстрирует приём и объясняет все действия. По ходу работы помогает ученикам индивидуально.
– Деталь отложите к первой, все обрезки бумаги соберите и отодвиньте в сторону. Они тоже могут пригодиться в работе.
3. Обсуждение взаимосвязи способа работы и получаемого образа. Демонстрация приёмов работы.
– Итак, отдельные лепестки, листья или даже цветок целиком можно выкроить из бумаги по-разному. В учебнике вам заданы вопросы: «От чего зависит выбор способа работы? В каком случае цветок лучше вырезать ножницами, а в каком выкроить руками?».
Откройте учебник на с. 144–145. В рисунках, которые здесь помещены, содержатся подсказки для ответа на эти вопросы. Что они нам подсказывают?
– Выбор способа работы в первую очередь зависит от формы и вида цветка, который мы хотим сделать. Если контуры лепестков чёткие, нужно выкроить его ножницами. Особенно если лепестков много и все они отчётливо видны. Тогда надо вырезать
отдельные лепестки и соединять их в цветок.
А если лепестки в цветке словно слились в одну форму, лучше выкроить его руками, он будет более живым.
– Да, вот, например, ромашка имеет хорошо различимые отдельные лепестки, поэтому и изображать её лучше всего так: выкраивать лепестки и размещать их в виде лучей от сердцевины.
А такой цветок, как мак или мальва, лучше сделать в виде большого красного круга (конечно, не очень ровного – ведь он может поворачиваться от движения ветра) с сердцевинкой тоже в виде круга.
108Учитель демонстрирует, как выглядят мак и мальва, и тут же показывает приём изготовления цветка путём обрывания бумаги; показывает, что можно в центр более крупного круга поместить маленький кружок – получится цветок.
IV. Закрепление изученного.
1. Практическая работа по выкраиванию элементов будущей композиции.
– Создавая картину, вы можете воспользоваться любым из этих способов. Подумайте, сравните и решите сами, какой букет вы хотели бы получить: одним больше нравятся строгие, чёткие линии; другим – более мягкие. Всю работу лучше выполнять каким-то одним способом: или вырезать детали ножницами, или выкраивать всё только руками.
По предложению и под руководством учителя дети выкраивают по намеченным контурам цветы или отдельные лепестки из Приложения 9 в рабочей тетради, используя при этом любой способ работы: обрывание или вырезание ножницами. Выкроенные детали складывают в коробочку.
Следует обратить внимание учеников на то, что заготовки по-разному окрашены с двух сторон и в композиции можно будет использовать любой цвет.
2. Анализ приёмов составления композиции.
– В вашем букете может быть больше или меньше цветов, и они могут быть разной окраски. Вы должны решить, как именно они будут располагаться, чтобы получилась интересная, выразительная картина. К уже выкроенным цветам можно добавить листья, которые вы изготовите из цветной бумаги. Нужно заполнить букетом всю страницу, но так, чтобы это был именно букет, а не отдельные цветки. Можно, например, в центре разместить два-три крупных ярких цветка, а затем, если нужно, добавить несколько
мелких цветочков или листья
В ходе этого краткого объяснения учитель жестом приглашает детей посмотреть на репродукции картин, висящие на доске, подтверждая этим свои высказывания; можно ограничиться и образцами в учебнике.
– Есть ещё один вопрос: почему цветы во всех букетах (и на этих картинах, и на образцах в учебнике) изображены без стеблей?
Ведь каждый цветок вырастает на стебле?
– Стебли в букете просто не видны: они закрыты другими цветами, листьями, вазой – потому их не нужно изображать.
3. Практическая работа по созданию композиции.
– Приступайте к работе. Работайте смело и быстро. Сначала разложите выкроенные элементы, не приклеивая их, а затем поочередно приклейте.
По ходу практической работы учитель даёт индивидуальные советы, отмечая интересные идеи, удачные решения, а возможно, и типичные ошибки: например, неуравновешенность композиции и пр. По мере создания композиции ученики будут
выкраивать дополнительные элементы из цветной бумаги. При этом желательно побуждать их к выбору условных оттенков; можно, например, показать, что в каком-то букете лучше сделать листья не зелёными, а фиолетовыми или даже чёрными.
А те, кто делает зелёные листья, должны более внимательно подбирать оттенки цвета, чтобы зелёные листья не слились с зелёным фоном. Все советы можно подтвердить ссылками на образцы, на репродукции картин и даже на цветы, находящиеся в классе, предлагая ученикам самим убедиться, что в природе очень много разных форм и оттенков цвета. По мере завершения изделия выставляются для просмотра.
V. Итог урока. Рефлексия.
1. Подведение итогов урока, оценка работ.
– Посмотрите, какая выставка картин у нас получилась! Мы видим, что авторы использовали разные способы работы: кто-то вырезал все формы ножницами, кто-то выкраивал их руками.
Удачно ли использованы здесь эти способы? Про какие из картин вам хотелось бы сказать особо?
Учитель побуждает детей высказаться, отметить удачные идеи и решения.
– Что нового мы сегодня узнали и научились делать на уроке?
– Мы узнали, что разные способы обработки материала для изделия зависят от того, что именно нужно передать в работе.
Детали из бумаги можно выкраивать не только ножницами, но и обрывать их руками. Вырезанные ножницами формы имеют более чёткий контур и кажутся более жёсткими, хотя и более правильными; выкроенные руками – мягче, более живыми.
Мы также увидели, что в букете, когда он стоит в вазе, стебли цветов почти не видны, и их можно не изображать. Ещё мы узнали, что цветы и листья имеют очень разные формы и окраску. Мы учились рассматривать, немножко придумывать, составлять красивые картины.