Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: Перенос слов с приставками. Выделение приставок. Употребление слов с приставками в речи. 3 класс»
Урок русского языка по теме:
Перенос слов с приставками. Выделение приставок. Употребление слов с приставками в речи.
3 класс
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Перенос слов с приставками. Выделение приставок. Употребление слов с приставками в речи.
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут знать правила переноса слов с приставками;
Будут уметь находить в словах приставки, образовывать новые слова с помощью приставок, правильно переносить слова с приставками.
Задачи:
Создать условия для углубления знаний о приставке как значимой части слова;
Способствовать развитию умения образовывать новые слова с помощью приставок;
Способствовать развитию памяти, умению выделять главное, проводить анализ, делать выводы, развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса.
Формировать умение совместной деятельности при работе в парах, прививать любовь к родному языку.
Оформление доски: изображение Снежной Королевы, вокруг снежинки (на них записаны этапы урока: чистописание, снежные слова, орфографическая разминка, повторяем-вспоминаем, в мире словарных слов, переносим слова – названия открываются по ходу урока)
Ход урока.
Организационный момент.
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
- А девизом нашего урока пусть станут слова:
УЗНАВАЙНОВОЕПИШИБЕЗОШИБОК
- Сколько здесь слов? Сколько предложений? Из каких по цели высказывания предложений составлен наш девиз? Какие это предложения по интонации?
Чистописание.
- Сегодня к нам на урок пожаловала необычная гостья. А кто это, вы узнаете, красиво прописав буквы и соединения. (из букв и сочетаний дети складывают слова Снежная Королева)
Снежная Королева пришла не одна, а вместе со своими помощницами – снежинками.
На своем оценочном листе отметьте свою работу.
Игра «Образуй слово»
Снежинки очень любят веселиться и играть. Самая любимая их игра – образовывать снежные слова. Запишите слова. Какие слова у нас получились? Выделите в них корень. Какие необычные слова вы заметили? У каких слов нулевое окончание? В ка ом слове есть уменьшительно-ласкательный суффикс? Какой?
На своем оценочном листе отметьте свою работу.
Орфографическая разминка.
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.
- Вспомните, что такое орфограмма? А если правило применить к слову нельзя?
Прочитайте записанные слова, определите в них орфограммы. (РАБОТА В ПАРЕ)
А теперь, соединив первые буквы с слово, определите тему нашего урока.
- Вспомните, что нам известно о приставке, дав ответы на вопросы снежинок.(заполняется кластер, вместо снежинок добавляются блоки-ответы)
приставка
Как
Что
Для чего
Где
- Как вы думаете, мы уже все узнали о приставках? Чему сегодня мы можем научиться?
- Верно, а еще сегодня мы научимся правильно переносить слова с приставками.
А сейчас давайте вернемся к нашим снежным словам. Если среди них слова с приставками. Давайте придумает слова с корнем -снег- и приставкой (бесснежная, заснежила).
5. Словарная работа.
- Снежная Королева вместе со снежинками приготовили для вас новое словарное слово. Но разгадать его сможет только самый внимательный.
- Посмотрите внимательно на снежинки (разные по форме или разного цвета). Каждая из них содержит определенную букву. Запомните на какой снежинке какая буква. (через 30 секунд снежинки убираются)
Теперь я буду показывать вам снежинки в другой последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой из них. Соединив их между собой, у вас получится слово.
- Итак, какое слово у вас получилось? Объясните лексическое значение этого слова.
(Прийти – явиться куда-нибудь; достигнуть чего-нибудь: прийти в школу, прийти к согласию).
- А сейчас попробуйте изменить значение этого слова. Что поможет нам это сделать? Какие однокоренные слова с другими приставками можно придумать? (зайти, выйти, подойти, перейти, отойти, сойти) Выделите приставки в словах.
6. Изучение нового материала.
Проблемная ситуация.
Снежная Королева приготовила для вас свои любимые слова. Прочитайте их. Попробуйте разделить эти слова для переноса: поскользнулся; поехал, укрыл. ( Дети высказывают свои предложения)
Работа с учебником.
- А сейчас откроем учебник на с.126, прочитаем правило.
- А теперь проверим, правильно ли мы выполнили задание Снежной Королевы.
Работа по вариантам.
Задание: разделите слова для переноса.
1 вариант: открыл, уехал, подмести, поискать.
вариант: приехал, отцвел, подоить, поиграть.
На своем оценочном листе отметьте свою работу.
Закрепление изученного.
Самостоятельная работа (в группах)
1 и 3 группа:
Прочитайте. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки: при-, у-, по-, раз-, за-. Выпишите в тетрадь только слова с приставками, разделив их для переноса. Приставки выделите.
…шла зима. Леса и поля …крылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и …летели они к жилью людей. Ребята …весили для пернатых кормушки. Они …готовили для птиц корм. …помните, птицам страшен не холод, а голод.
2 и 4 группа:
Прочитайте. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки: без-, по-, при-, на-, под-, у-. Выпишите в тетрадь только слова с приставками, разделив их для переноса. Приставки выделите.
Целый день снег …остановочно …крывает землю. …белел, …оделся кустик. …клонилась берёзка: снег …бился ей в косы и …тянул к земле. Под ёлкой …растают сугробы. По самые лапы …тонула она в снегу.
На своем оценочном листе отметьте свою работу.
Домашнее задание: упр.214, прав. с.126
Подведение итогов. Рефлексия.
- А сейчас к тем задачам, которые мы ставили на уроке.
Если вы умеете сами и можете научить других – добавьте себе 2 дополнительных балла
Если вы умеете делать сами, но не можете научить других – добавьте себе 1 балл
Если вы нуждаетесь в помощи при выполнении заданий – вам следует приложить еще немножко стараний.