Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 кл. Тема: «Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных»»
Русский язык в 4 классе УМК «Школа России»
Тема: «Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных»
Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.
Формируемые УУД:
познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной форме, самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, действовать по инструкции, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные: формирование положительных мотивов учения, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: поисковый, фронтальная беседа.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, учебник.
Ход урока
Организационный момент:
Слова бывают разные –
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые.
- А какие слова вам бы хотелось слышать друг от друга?
- Приятно слышать добрые слова в свой адрес, но при этом нужно самим быть добрыми.
Актуализация знаний
Упражнение «Надежда»
- Какой урок вы надеетесь увидеть? Что ожидаете от него?
УЧЕНИКИ
УРОК
У – увлекательный, удивительный, …
Р – развивающий, радостный, ..
О – обучающий, особенный,…
К –красочный, классный, …
- Каким вам хочется увидеть учителя?
У – увлеченным, универсальным,…
Ч – чутким, честным,..
И – интересным, интригующим,..
Т – талантливым, трудолюбивым,..
Е – естественным,…
Л – любящим, любознательным,..
Ь
- Учитель надеется увидеть учеников:
У – умными,..
Ч – человечными,…
Е – единственными,…
Н – надежными, неповторимыми,..
И – индивидуальными,…
К – кропотливыми,…
III .Самоопределение к деятельности.
- Сколько много хороших слов мы назвали! Что их объединяет? Какой частью речи они являются?
- Откройте учебник 2 часть в самом начале. Мы начинаем работу над разделом, который так и называется «Имя прилагательное» - стр.3
Имя прилагательное – огромная страна,
И нами лишь частично изучена она.
- Прочитайте самост-но, о чем мы вспомним в этом разделе, что узнаем и чему будем учиться
- Отгадайте загадку: (СЛАЙД 2)
Он пушистый, серебристый,
Белый-белый, чистый-чистый,
Ватой наземь лёг.(снег)
- Какие слова вам помогли догадаться, что это снег?
-А теперь прочитайте загадку без этих слов.
- Так какова тема нашего урока? (СЛАЙД 3)
- Какова роль имён прилагательных?
- Сформулируем задачи нашего урока
(Вспомнить, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, какова их роль в предложении и в речи, повторить морфологические признаки имён прилагательных и как они образуются)
- Откройте учебник на стр.4 и прочитайте тему нашего урока
IV.Работа по теме урока
Работа по учебнику-упр.1 стр.4 (СЛАЙД 4)
Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Афанасия Фета.
О каком времени года пишет поэт? (О зиме.)
Как он называет картину зимы? (Чудная.)
Подберите синонимы к этому слову. (Чудесная, дивная, удивительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, чарующая, изумительная, поразительная.)
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» (стр.4 внизу)
В чём отличие слов чудный и чудной?
Такие слова называются паронимы (СЛАЙД 5)
(Паронимы — слова, похожие по написанию и произношению, но имеющие разное значение.принадлежат к одной части речи. Зачастую такие слова содержат один общий корень. Часто разница в словах наблюдается в одной-двух буквах, из-за этого они очень созвучны, например: абонент — абонемент, адресат — адресант, надеть — одеть, невежа — невежда, проверка — поверка
Поработайте в парах, выпишите слова эпитеты, которые помогли автору ярко и образно нарисовать чудную картину зимнего пейзажа, выделить в них орфограммы (Эпитет-художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Эпитеты — чаще всего имена прилагательные.)
(Взаимопроверка, взаимооценка.)
- Какие эпитеты выписали?
-Какие орфограммы в этих словах?
Вывод: -Что же такое имя прилагательное? (СЛАЙД 6)
- Какова роль имён прилагательных?
-Что ещё знаете об этой части речи? (СЛАЙД 7)
2.Словесное рисование картины о зиме (СЛАЙД 8)
-Какое сейчас время года? (зима)
- Я знаю, вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Нарисуйте словесную картину о зиме, используя имена прилагательные.
3.Поэтическая страничка:
-Многие писатели и поэты писали об этом прекрасном времени года. Вспомним прекрасные слова из стих-й : «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»
-Кто автор этих строк?
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя..
А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит..
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.
4. Знакомство с понятием «краткая форма прилагательных». (СЛАЙД 8)
- Отгадайте ещё одну загадку:
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает, но ребят катает (лёд)
- Какие слова используются для описания льда? (чист и ясен)
- Как вы думаете, какой частью речи являются эти слова?
-Это особая форма имён прилагательных, которая называется краткой формой
-Отвечают они на вопросы: каков? какова?
-Выпишите краткие имена прилагательные: чист, ясен
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 5 учебника.
Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных?
Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагательных на полную.
Вернёмся к упр. 1. К какой части речи относится выделенное слово? (Это краткое имя прилагательное.)
Приведите свои примеры имён прилагательных в краткой форме, запишите
V.Физкультминутка
Игра «Пантомимы»
- Покажите значение прилагательных, используя мимику и жесты.
Назовите цельвыполнения этого упражнения. (Вспомнить способы образования имён прилагательных.)
С помощью каких суффиксов будете образовывать имена прилагательные? (С помощью суффиксов -ист-, -лив-, -ив-, -ск-, -н-, -чив-.)
Выполните задания самост-но
(Один ученик работает на откидной доске. Коллективная проверка.)
Прочитайте предложение, которое вы составили. (Самооценка.)
VII. Словарная работа (СЛАЙД 10-12)
- Отгадайте загадку:
Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем,
А без них я так болею,
Что поехать не сумею!
Запишите в словарик слово автомобиль, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Найдите значение этого слова в толковом словаре. Слово состоит из двух частей: авто — сам, сам по себе, мобиль — подвижный. Значит, автомобиль — это то, что само по себе движется.
Подберите к слову автомобиль однокоренные слова и запишите их. (Автомобильный, автомобилист, автомобильчик, автомобилестроение.)
Игра «Микрофон»
В течении одной минуты дети а «цепочкой», передавая из рук в руки микрофон, дают определения признаку имени существительному автомобиль,не повторяясь