kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 4 кл. Тема: «Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 4 классе. УМК "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 кл. Тема: «Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных»»

Русский язык в 4 классе УМК «Школа России»

Тема: «Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных»

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.

Формируемые УУД:

познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произволь­ное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной форме, самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, действовать по инструкции, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результа­та и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные: формирование положительных мотивов учения, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: поисковый, фронтальная беседа.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, учебник.

Ход урока

    1. Организационный момент:

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

- А какие слова вам бы хотелось слышать друг от друга?

- Приятно слышать добрые слова в свой адрес, но при этом нужно самим быть добрыми.

    1. Актуализация знаний

Упражнение «Надежда»

- Какой урок вы надеетесь увидеть? Что ожидаете от него?


УЧЕНИКИ

УРОК



У – увлекательный, удивительный, …

Р – развивающий, радостный, ..

О – обучающий, особенный,…

К –красочный, классный, …

- Каким вам хочется увидеть учителя?

У – увлеченным, универсальным,…

Ч – чутким, честным,..

И – интересным, интригующим,..

Т – талантливым, трудолюбивым,..

Е – естественным,…

Л – любящим, любознательным,..

Ь

- Учитель надеется увидеть учеников:

У – умными,..

Ч – человечными,…

Е – единственными,…

Н – надежными, неповторимыми,..

И – индивидуальными,…

К – кропотливыми,…

III .Самоопределение к деятельности.

- Сколько много хороших слов мы назвали! Что их объединяет? Какой частью речи они являются?

- Откройте учебник 2 часть в самом начале. Мы начинаем работу над разделом, который так и называется «Имя прилагательное» - стр.3

Имя прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

- Прочитайте самост-но, о чем мы вспомним в этом разделе, что узнаем и чему будем учиться

- Отгадайте загадку: (СЛАЙД 2)

Он пушистый, серебристый,

Белый-белый, чистый-чистый,

Ватой наземь лёг.(снег)

- Какие слова вам помогли догадаться, что это снег?

-А теперь прочитайте загадку без этих слов.

- Так какова тема нашего урока? (СЛАЙД 3)

- Какова роль имён прилагательных?

- Сформулируем задачи нашего урока

(Вспомнить, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, какова их роль в предложении и в речи, повторить морфологические признаки имён прилагательных и как они образуются)

- Откройте учебник на стр.4 и прочитайте тему нашего урока

IV.Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику-упр.1 стр.4 (СЛАЙД 4)

  • Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Афанасия Фета.

  • О каком времени года пишет поэт? (О зиме.)

  • Как он называет картину зимы? (Чудная.)

  • Подберите синонимы к этому слову. (Чудесная, дивная, уди­вительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, чарующая, изумительная, поразительная.)

  • Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» (стр.4 внизу)

  • В чём отличие слов чудный и чудной?


Такие слова называются паронимы (СЛАЙД 5)

(Паронимы — слова, похожие по написанию и произношению, но имеющие разное значение. принадлежат к одной части речи. Зачастую такие слова содержат один общий корень. Часто разница в словах наблюдается в одной-двух буквах, из-за этого они очень созвучны, например: абонент — абонемент, адресат — адресант, надеть — одеть, невежа — невежда, проверка — поверка


  • Поработайте в парах, выпишите слова эпитеты, которые помогли автору ярко и образно нарисовать чудную картину зимнего пейзажа, выделить в них орфограммы (Эпитет-художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Эпитеты — чаще всего имена прилагательные.)

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

- Какие эпитеты выписали?

-Какие орфограммы в этих словах?

Вывод: -Что же такое имя прилагательное? (СЛАЙД 6)

- Какова роль имён прилагательных?

-Что ещё знаете об этой части речи? (СЛАЙД 7)


2.Словесное рисование картины о зиме (СЛАЙД 8)

-Какое сейчас время года? (зима)

- Я знаю, вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Нарисуйте словесную картину о зиме, используя имена прилагательные.

3.Поэтическая страничка:

-Многие писатели и поэты писали об этом прекрасном времени года. Вспомним прекрасные слова из стих-й : «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»

-Кто автор этих строк?

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя..

А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит..

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

4. Знакомство с понятием «краткая форма прилагательных». (СЛАЙД 8)

- Отгадайте ещё одну загадку:

Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает, но ребят катает (лёд)

- Какие слова используются для описания льда? (чист и ясен)

- Как вы думаете, какой частью речи являются эти слова?

-Это особая форма имён прилагательных, которая называется краткой формой

-Отвечают они на вопросы: каков? какова?

-Выпишите краткие имена прилагательные: чист, ясен

  • Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 5 учебника.

  • Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных?

  • Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагатель­ных на полную.


  • Вернёмся к упр. 1. К какой части речи относится выделен­ное слово? (Это краткое имя прилагательное.)

  • Приведите свои примеры имён прилагательных в краткой форме, запишите

V.Физкультминутка

Игра «Пантомимы»

- Покажите значение прилагательных, используя мимику и жесты.

Сильный, веселый, грустный, злой, быстрый, худой, вкусный, толстый, хитрый, косолапый.


VI.Закрепление изученного материала. Словообразование. (СЛАЙД 9)

Работа по учебнику –упр.3 стр.5

  • Прочитайте задание.

  • Назовите цель выполнения этого упражнения. (Вспомнить способы образования имён прилагательных.)

  • С помощью каких суффиксов будете образовывать имена прилагательные? (С помощью суффиксов -ист-, -лив-, -ив-, -ск-, -н-, -чив-.)

  • Выполните задания самост-но

(Один ученик работает на откидной доске. Коллективная про­верка.)

  • Прочитайте предложение, которое вы составили. (Самооценка.)


VII. Словарная работа (СЛАЙД 10-12)

- Отгадайте загадку:

Пью бензин и масло ем,

Хоть не голодно совсем,

А без них я так болею,

Что поехать не сумею!

  • Запишите в словарик слово автомобиль, поставьте ударе­ние, подчеркните орфограммы.

  • Найдите значение этого слова в толковом словаре. Слово состоит из двух частей: авто — сам, сам по себе, мобиль — подвижный. Значит, автомобиль — это то, что само по себе движется.

  • Подберите к слову автомобиль однокоренные слова и запи­шите их. (Автомобильный, автомобилист, автомобильчик, автомобилестроение.)

Игра «Микрофон»

В течении одной минуты дети а «цепочкой», передавая из рук в руки микрофон, дают определения признаку имени существительному автомобиль, не повторяясь

( грузовой, легковой, гоночный, красивый, новый, спортивный,…)


VIП. Подведение итогов урока (слайд 13)

Что такое имя прилагательное?

Какую роль играют имена прилагательные в речи?

С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные?

Сравните реальный результат с ожидаемым.

Выскажите своё мнение об уроке, используя имена прилагательные в микрофон.

IX.Рефлексия.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный,

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

Ленивый и драчливый.

Сколько качеств есть на свете. 
Выбирайте себе, дети! 
X. Домашнее задание

Упр. 4 (с. 6)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Кудрявцева Галина Александровна

Дата: 10.04.2018

Номер свидетельства: 465703

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""Общие сведения о языке. Культура речи. "
    ["seo_title"] => string(47) "obshchiie-sviedieniia-o-iazykie-kul-tura-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "223627"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437979476"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Экология русского языка "
    ["seo_title"] => string(27) "ekologhiia-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "166738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422984782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства