kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру "Пётр Первый, царь и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирует представление о жизни России начала 18 века, помогает охарактеризовать Петра Первого как выдающубся историческую личность, развивает интерес к историческому прошлому нашей Родины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Пётр Первый, царь и человек"»

Урок окружающего мира

Тема урока «Пётр I, царь и человек».

Цель урока.

Образовательная:

-Создать условия для формирования представления о жизни России начала XVIII века; охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества.

Познавательная: Развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, умение сравнивать, выделять главное.

Воспитательная: Создать условия для формирования гражданской позиции ученика-россиянина, воспитывать у учащихся уважение к людям, борющимся за независимость и процветание своей страны.

Оборудование: Мультимедийная презентация «Страницы истории», карточки-опросники для индивидуальной работы учащихся (Приложение1),дополнительный материал по теме урока (приложение2), магниты жёлтого, красного, зелёного, фиолетового и синего цвета-всего 25 штук), флажки указанных цветов на парты для работы в группах, 3 бейджика для экспертов- консультантов и компьютер.

Прогнозируемые результаты:



ХХХХод урока.
  1. Мотивация.
На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим знакомство с историей нашей страны. Мы будем работать в группах. Чтобы распределиться в группы я предлагаю из волшебного мешочка вытащить цветной магнит. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке и порадоваться своему успеху и успеху своего товарища.

II. Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания.

-В какой век мы должны отправиться чтобы проверить домашнее задание к уроку?

-Какие из этих слов вы встретили на страницах учебника?


Глассарий: народное ополчение, ратники, «смутное время», патриот, Лжедмитрий, Минин, Пожарский, опричники


Приложение 1 Вопросы для индивидуальной работы (по желанию детей) .

Форма – листки-билеты разного цвета по степени сложности: дифференциация. При затруднении ребёнок может воспользоваться помощью консультанта - предварительно опрошенного ученика.)


Карточка №1

- Кто был первым царём на Руси?_____________________________________

-Что такое опричнина? _____________________________________________

-Как жилось народу во времена опричнины?_______________________________________________________,потому что

____________________________________________________________________________


Карточка №2

-Каким было государство во время правления Ивана Грозного?______________________________________________________________

Как изменилась территория государства?___________________________________________________,потому что были присоединены ______________________________________________________

____________________________________________________________________________

Карточка №3

- Кто стал правителем России после его смерти?__________________________________

- Каким стало государство после смерти этого правителя? ___________________________________, потому что________________________________________________________________________

- Что такое «смутное время»?__________________________________________________


Карточка №4

-Как жилось народу ?__________________________________________

-Кто угрожал России ?__________________________________________

-Кто на неё напал?______________________________________________________

____________________________________________________________________________

Карточка №5

-Что такое народное ополчение?_____________________________________________

-Когда оно было собрано?__________________________________________________

-Где оно было собрано и почему?____________________________________________

-Кто его возглавил?________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Карточка №6

- Как собирали деньги для вооружения?__________________________________________

-Кто руководил военной операцией?_____________________________________________

-Куда направилось народное ополчение из Новгорода? Почему?_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Карточка №7

-Чем завершилась война с поляками?_____________________________________________

-Какое значение для России имело народное ополчение?___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Работа с видеорядом (дети – визуалы или «слабые» дети) Слайд 2

Вопросы.

- Кого вы видите на этом слайде?

-Что вы знаете об этих людях ?

-Когда они жили?

-Кем были?

-Чем запомнились?

-Какое событие отражает эта картина? Слайд 3.

Воззвание Кузьмы Минина

-По этому слайду расскажите о патриотах России. Слайд 4.

-Кого мы называем патриотом?

Кого можно назвать патриотом России в 1612 году?



-Какое событие в истории России отражает эта карта - схема? Слайд 5

-На какие вопросы ты можешь ответить, используя эту схему?


В каком городе мы увидим этот памятник?

Кому поставлен памятник? За какие заслуги? Слайд 6

Почему этот памятник стал символом

патриотизма русского народа?


Работа в парах (3 ряд) Соотнесите даты

1238г

Венчание Ивана Грозного на царство

1147 г

Взятие Рязани татаро-монголами.

3 сентября 1380 г

Первое упоминание о Москве

1240 г.

Ледовое побоище

5 апреля 1242 г.

Сражение на реке Неве со шведами

1242г

Куликовская битва

1547 г.

Первая книга «Апостол»

1564 г.

Козельск- «злой город» Сражение под Козельском.


Сражение при Бородино

III. Постановка учебной проблемы.

Технология критического мышления. Работаем в группах.

1.Вызов.

Прочитайте текст №1. «Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, стулья, посуду, табакерки. Считался опытным зубным врачом. После его смерти остался целый мешок с выдернутыми им зубами. Но особенно привлекало его корабельное дело»



- Кем мог быть этот человек? Составляем кластер . Слайд 7


выписываем предположения детей на доску.

Предполагаемые ответы: ремесленник, врач , мастеровой человек, стоматолог, строитель,и т.п.

( дети поясняют свои предположения)

- Ответили мы на поставленный вопрос?


Предполагаемые ответы: нет, потому что текст об этом говорит неточно.

Прочитайте текст №.2. «Рост этого человека 2 метра 4 сантиметра. У него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нём было поменьше грубости.  Взгляд его больших чёрных глаз, пристальный и огневой, редко кто мог выдержать без смущения.  Одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод надевал шапку»

«Высокий и крепкий, телосложения обыкновенного, подвижный, живой и ловкий во всех движениях; лицо круглое с несколько суровым выражением, темные брови и волосы, коротко остриженные и курчавые… Ходит большими шагами, размахивая руками и держась рукой за рукоятку нового топора», - писал в своих записках Нумен.

«Он очень высокого роста, слегка горбится, голова обыкновенно опущена. Он брюнет, и на лице у него печать суровости; обладает, по-видимому, быстрым умом и сообразительностью», в манерах есть некоторая величавость, но не хватает выдержанности»,.



- Ответили мы на поставленный вопрос?


Предполагаемые ответы: нет, потому что в тексте говорится о другом.

-На какой вопрос можно получить ответ после прочтения этого отрывка?

Предполагаемые ответы: Как выглядел человек? Какого он был роста? Какое лицо у него было? Каким был его взгляд? Как он одевался? Какое здоровье было у этого человека? Какой характер у этого человека?


Почему нам не удалось ответить на поставленный вопрос?

Предполагаемые ответы: Мы не смогли ответить на вопрос ,потому что недостаточно сведений об этом человеке.

Посмотрите на портрет человека,

о котором мы прочитали. Слайды 8-9

Посмотрите на его одежду. Добавляем предположения.

Вы узнали этого человека?

-Что мы о нём знаем?

-Кто это?

Предполагаемые ответы: Мы знаем что он носил скромную одежду; стремился овладеть различными ремёслами; мог строить корабли; врачевать…

После просмотра Это царь. Это выдающаяся личность.






-Какова тема нашего урока? Дети формируют тему урока:

«Петр I, царь и человек»

IV. Усвоение нового.

- Сейчас нам предстоит работать в группах по цвету ваших магнитов. Собираемся в группы по цвету флажка на парте.

А)Изучаем личность Петра Первого.

  1. Изучать историческую личность мы будем по плану.

План изучения личности: Слайды 10-11

В какое время жил?

Внешность и характер.

Введённые новшества.

Ваше отношение к личности.

2.Обсуждение работы групп. Слайды 12-13

Б)Влияние правления Петра первого на развитие России

Заслужил ли Пётр Первый прозвание «Великий»?

Предположения. Пояснения ответа.

Как изменилась Россия во время правления Петра Первого?


Работа с картой .

-Посмотрите внимательно на карту России XVII - XVIII веков.

Учебник (стр. 92-93).Найдите границы государства российского, проведите по ним указкой- карандашом.(Границы отмечены зеленым цветом).

-На какие особенности территории России вы обратили внимание? (На территории России нет морей).

-Почему у России не было выхода к морю? (У России не было выхода к морю, потому что она граничила с землями других государств). Слайд 14-15



Нужен ли был России выход к морю?

Зачем?



Как Петру Первому удалось сделать Россию морской державой?

Предполагаемые ответы: чтобы совершать морские походы ,чтобы узнавать новое, торговать. обмениваться знаниями и т.п.

Предположения Нужны деньги,армия,оружие ,корабли.



У.Все его реформы тяжелым бременем легли на плечи народа: за время царствования Петра население России сократилось на 1/3. Современники считали Петра лучшим корабельным мастером. При Петре 1 Россия сделала огромный шаг вперёд. Пётр был предан России, верил в её гигантские возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Недаром А.С. Пушкин называл Петра I "вечным работником".

Д.Это отношение неоднозначно. Это уже не великий преобразователь, а грозный, ужасный царь, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых бедных людях.

V Первичное закрепление

4 детей решают тесты на компьютере, остальные отгадывают логогриф.

  1. Первая русская газета.

  2. Орган управления страной.

  3. На реке Воронеж был построен русский...

  4. В ходе Северной войны появилась регулярная...

  5. Навигацкие, артиллерийские, инженерные, "цифирные"...

  6. Область, которой управлял губернатор...

  7. Кунсткамера - это первый русский...

У. Какое слово получилось по вертикали?

Д. Великий.

У. Подходит ли это слово к оценке деятельности Петра I?

(Дети высказывают свои мнения).

У. Незадолго до смерти Петра I Сенат провозгласил его императором и повелел величать Великим. Россия с этого времени стала империей.

VI. Итог урока.

У. Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?

У. Изречение Петра: «И впредь надлежит трудиться и все заранее изготовлять, понеже пропущение времени смерти невозвратной подобно», наиболее всего характеризует эту историческую личность и как человека, и как государственного деятеля.

VII. Домашняя работа учебник с.94-100.

У. Наш урок подошел к концу. Вы узнали новое, повторили ещё раз то, что знали. Я вам предлагаю на этом не ставить точку, а продолжить рассмотрение темы дома. Подготовить рассказ по плану: "Описание личности". Отобрать в тексте глаголы, прилагательные – эпитеты, которыми определяются действия, поступки и черты личности Петра I.

Составить кроссворды, логогрифы. Подготовить тесты по теме "Пётр Великий".



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по окружающему миру "Пётр Первый, царь и человек"

Автор: Мартынова Татьяна Николаевна

Дата: 23.08.2017

Номер свидетельства: 426008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урок окружающего мира во  2 классе по теме: "Что такое семья?" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-urok-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-chto-takoie-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103091"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402566792"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока окружающего мира во  2 классе по теме: "Что такое семья?" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-chto-takoie-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103109"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402567836"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "конспект урока по окружающему миру на тему " Петр 1. Реформы в Российском государстве". "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-pietr-1-rieformy-v-rossiiskom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "123908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414598041"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "открытый урок  окружающий мир по теме "М.В. Ломоносов" "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-okruzhaiushchii-mir-po-tiemie-m-v-lomonosov"
    ["file_id"] => string(6) "214311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432278860"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Мероприятие по окружающему миру "Поле чудес" (Лекарственные растения) "
    ["seo_title"] => string(82) "mieropriiatiie-po-okruzhaiushchiemu-miru-polie-chudies-liekarstviennyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "197558"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428255450"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства