Урок по окружающему миру "Пётр Первый, царь и человек"
Урок по окружающему миру "Пётр Первый, царь и человек"
Формирует представление о жизни России начала 18 века, помогает охарактеризовать Петра Первого как выдающубся историческую личность, развивает интерес к историческому прошлому нашей Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Пётр Первый, царь и человек"»
Урок окружающего мира
Тема урока «Пётр I, царь и человек».
Цель урока.
Образовательная:
-Создать условия для формирования представления о жизни России начала XVIII века; охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества.
Познавательная: Развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, умение сравнивать, выделять главное.
Воспитательная: Создать условия для формирования гражданской позиции ученика-россиянина, воспитывать у учащихся уважение к людям, борющимся за независимость и процветание своей страны.
Оборудование: Мультимедийная презентация «Страницы истории», карточки-опросники для индивидуальной работы учащихся (Приложение1),дополнительный материал по теме урока (приложение2), магниты жёлтого, красного, зелёного, фиолетового и синего цвета-всего 25 штук), флажки указанных цветов на парты для работы в группах, 3 бейджика для экспертов- консультантов и компьютер.
Прогнозируемые результаты:
ХХХХод урока.
Мотивация.
На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим знакомство с историей нашей страны. Мы будем работать в группах. Чтобы распределиться в группы я предлагаю из волшебного мешочка вытащить цветной магнит. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке и порадоваться своему успеху и успеху своего товарища.
II. Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания.
-В какой век мы должны отправиться чтобы проверить домашнее задание к уроку?
-Какие из этих слов вы встретили на страницах учебника?
Приложение 1 Вопросы для индивидуальной работы (по желанию детей) .
Форма – листки-билеты разного цвета по степени сложности: дифференциация. При затруднении ребёнок может воспользоваться помощью консультанта - предварительно опрошенного ученика.)
Карточка №1
- Кто был первым царём на Руси?_____________________________________
-Что такое опричнина? _____________________________________________
-Как жилось народу во времена опричнины?_______________________________________________________,потому что
-Каким было государство во время правления Ивана Грозного?______________________________________________________________
Как изменилась территория государства?___________________________________________________,потому что были присоединены ______________________________________________________
- Кто стал правителем России после его смерти?__________________________________
- Каким стало государство после смерти этого правителя? ___________________________________, потому что________________________________________________________________________
- Что такое «смутное время»?__________________________________________________
Карточка №4
-Как жилось народу ?__________________________________________
-Кто угрожал России ?__________________________________________
-Кто на неё напал?______________________________________________________
Работа с видеорядом (дети – визуалы или «слабые» дети) Слайд 2
Вопросы.
- Кого вы видите на этом слайде?
-Что вы знаете об этих людях ?
-Когда они жили?
-Кем были?
-Чем запомнились?
-Какое событие отражает эта картина? Слайд 3.
Воззвание Кузьмы Минина
-По этому слайду расскажите о патриотах России. Слайд 4.
-Кого мы называем патриотом?
Кого можно назвать патриотом России в 1612 году?
-Какое событие в истории России отражает эта карта - схема? Слайд 5
-На какие вопросы ты можешь ответить, используя эту схему?
В каком городе мы увидим этот памятник?
Кому поставлен памятник? За какие заслуги? Слайд 6
Почему этот памятник стал символом
патриотизма русского народа?
Работа в парах (3 ряд) Соотнесите даты
1238г
Венчание Ивана Грозного на царство
1147 г
Взятие Рязани татаро-монголами.
3 сентября 1380 г
Первое упоминание о Москве
1240 г.
Ледовое побоище
5 апреля 1242 г.
Сражение на реке Неве со шведами
1242г
Куликовская битва
1547 г.
Первая книга «Апостол»
1564 г.
Козельск- «злой город» Сражение под Козельском.
Сражение при Бородино
III. Постановка учебной проблемы.
Технология критического мышления. Работаем в группах.
1.Вызов.
Прочитайте текст №1.«Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, стулья, посуду, табакерки. Считался опытным зубным врачом. После его смерти остался целый мешок с выдернутыми им зубами. Но особенно привлекало его корабельное дело»
- Кем мог быть этот человек? Составляем кластер . Слайд 7
выписываем предположения детей на доску.
Предполагаемые ответы: ремесленник, врач , мастеровой человек, стоматолог, строитель,и т.п.
( дети поясняют свои предположения)
- Ответили мы на поставленный вопрос?
Предполагаемые ответы: нет, потому что текст об этом говорит неточно.
Прочитайте текст №.2. «Рост этого человека 2 метра 4 сантиметра. У него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нём было поменьше грубости. Взгляд его больших чёрных глаз, пристальный и огневой, редко кто мог выдержать без смущения. Одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод надевал шапку»
«Высокий и крепкий, телосложения обыкновенного, подвижный, живой и ловкий во всех движениях; лицо круглое с несколько суровым выражением, темные брови и волосы, коротко остриженные и курчавые… Ходит большими шагами, размахивая руками и держась рукой за рукоятку нового топора», - писал в своих записках Нумен.
«Он очень высокого роста, слегка горбится, голова обыкновенно опущена. Он брюнет, и на лице у него печать суровости; обладает, по-видимому, быстрым умом и сообразительностью», в манерах есть некоторая величавость, но не хватает выдержанности»,.
- Ответили мы на поставленный вопрос?
Предполагаемые ответы: нет, потому что в тексте говорится о другом.
-На какой вопрос можно получить ответ после прочтения этого отрывка?
Предполагаемые ответы: Как выглядел человек? Какого он был роста? Какое лицо у него было? Каким был его взгляд? Как он одевался? Какое здоровье было у этого человека? Какой характер у этого человека?
Почему нам не удалось ответить на поставленный вопрос?
Предполагаемые ответы: Мы не смогли ответить на вопрос ,потому что недостаточно сведений об этом человеке.
Посмотрите на портрет человека,
о котором мы прочитали. Слайды 8-9
Посмотрите на его одежду. Добавляем предположения.
Вы узнали этого человека?
-Что мы о нём знаем?
-Кто это?
Предполагаемые ответы: Мы знаем что он носил скромную одежду; стремился овладеть различными ремёслами; мог строить корабли; врачевать…
После просмотра Это царь. Это выдающаяся личность.
-Какова тема нашего урока? Дети формируют тему урока:
«Петр I, царь и человек»
IV. Усвоение нового.
- Сейчас нам предстоит работать в группах по цвету ваших магнитов. Собираемся в группы по цвету флажка на парте.
А)Изучаем личность Петра Первого.
Изучать историческую личность мы будем по плану.
План изучения личности: Слайды 10-11
В какое время жил?
Внешность и характер.
Введённые новшества.
Ваше отношение к личности.
2.Обсуждение работы групп.Слайды 12-13
Б)Влияние правления Петра первого на развитие России
Заслужил ли Пётр Первый прозвание «Великий»?
Предположения. Пояснения ответа.
Как изменилась Россия во время правления Петра Первого?
Работа с картой .
-Посмотрите внимательно на карту России XVII - XVIII веков.
Учебник (стр. 92-93).Найдите границы государства российского, проведите по ним указкой- карандашом.(Границы отмечены зеленым цветом).
-На какие особенности территории России вы обратили внимание? (На территории России нет морей).
-Почему у России не было выхода к морю? (У России не было выхода к морю, потому что она граничила с землями других государств). Слайд 14-15
Нужен ли был России выход к морю?
Зачем?
Как Петру Первому удалось сделать Россию морской державой?
Предполагаемые ответы: чтобы совершать морские походы ,чтобы узнавать новое, торговать. обмениваться знаниями и т.п.
Предположения Нужны деньги,армия,оружие ,корабли.
У.Все его реформы тяжелым бременем легли на плечи народа: за время царствования Петра население России сократилось на 1/3. Современники считали Петра лучшим корабельным мастером. При Петре 1 Россия сделала огромный шаг вперёд. Пётр был предан России, верил в её гигантские возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Недаром А.С. Пушкин называл Петра I "вечным работником".
Д.Это отношение неоднозначно. Это уже не великий преобразователь, а грозный, ужасный царь, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых бедных людях.
V Первичное закрепление
4 детей решают тесты на компьютере, остальные отгадывают логогриф.
У. Подходит ли это слово к оценке деятельности Петра I?
(Дети высказывают свои мнения).
У. Незадолго до смерти Петра I Сенат провозгласил его императором и повелел величать Великим. Россия с этого времени стала империей.
VI. Итог урока.
У. Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?
У. Изречение Петра: «И впредь надлежит трудиться и все заранее изготовлять, понеже пропущение времени смерти невозвратной подобно», наиболее всего характеризует эту историческую личность и как человека, и как государственного деятеля.
VII. Домашняя работа учебник с.94-100.
У. Наш урок подошел к концу. Вы узнали новое, повторили ещё раз то, что знали. Я вам предлагаю на этом не ставить точку, а продолжить рассмотрение темы дома. Подготовить рассказ по плану: "Описание личности". Отобрать в тексте глаголы, прилагательные – эпитеты, которыми определяются действия, поступки и черты личности Петра I.
Составить кроссворды, логогрифы. Подготовить тесты по теме "Пётр Великий".