МБОУ Новоназимовская СОШ № 4
Тема урока: «Энергосбережение».
Урок окружающего мира 2 класс.
Провела и подготовила учитель начальных классов Юркова Т. В.
2017 г.
Цель: Воспитывать у учащихся элементарную культуру энергосбережения.
Задачи:
Познакомить учащихся с элементарными методами, способами, приёмами и средствами энергосбережения.
Формировать убеждения в важности личного вклада в энергосбережение.
Развивать у учащихся устную речь, память, смекалку, воображение, фантазию.
Воспитывать правила эффективного и экономичного использования энергоресурсов.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, памятки для детей.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Самоопределение к деятельности.
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень важных вещах. Тему урока вы узнаете, разгадав кроссворд.
Каждое слово представлено в виде ребуса. По мере отгадывания слова появляются в сетке кроссворда на экране (Слайды 1 – 7).
Слайд 1 – холодильник.
Слайд 2 – утюг.
Слайд 3 – пылесос.
Слайд 4 – телевизор.
Слайд 5 – мясорубка.
- Какое слово, получается, по горизонтали?
(Слайд 7.)
Дети. Электричество.
Учитель. Речь пойдёт об электричестве и о том, как оно к нам поступает.
(Слайд 8.)
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество –
Это … (электричество).
ІІІ. Работа по теме урока. Отгадывание загадок.
- Вспомните, какие приборы в доме работают от электричества?
То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе:
Продырявит море! (Утюг).
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор. (Пылесос).
По волне, волне, волне
Плывёт музыка ко мне. (Радио).
Живёт в нём вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор).
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон).
Висит груша –
Нельзя скушать. (Лампочка).
В нашем доме под окошком
Есть горячая гармошка:
Не поёт и не играет –
Она дом обогревает. (Батарея отопления).
Ночь. Но если захочу,
Щёлкну раз – и день включу. (Выключатель).
- Откуда в дом поступает электричество?
Дети. Электростанции вырабатывают электроэнергию.
Учитель. Электростанция – это крупное предприятие, которое вырабатывает электроэнергию. Электростанции бывают разные, например гидроэлектростанции и атомные электростанции.
(Слайд 9.)
- Почему их так называют?
Дети. На воде работают гидроэлектростанции, которые вырабатывают энергию с помощью полезных ископаемых. Атомные электростанции работают на атомной энергии.
Учитель. Какие полезные ископаемые помогают вырабатывать энергию?
Дети. Уголь, нефть, газ, урановая руда.
(Слайд 10.)
- С электростанции по проводам к нам в дом поступает электричество. Оно нужно, чтобы у нас было тепло, горел свет.
(Слайд 11.)
- Посмотрите на схему и расскажите: как приходит к нам в дома свет?
Дети отвечают.
ІV. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
V. Продолжение работы по теме урока.
Учитель. 3 октября 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС произошла авария, в которой погибли 75 человек.
(Слайд 12.)
- Чтобы исправить эту поломку, потребуется много времени. Люди, в дома которых поставляла энергию эта электростанция, могли остаться без тепла и света. Чтобы такого не произошло, жителей пострадавших районов выручают другие электростанции, но электричества не хватает.
Представьте себе, сколько полезных ископаемых должны добывать люди, чтобы их хватало для всех электростанций, приносящих в наши дома тепло и свет! Известно, что запасы воды, угля и нефти не бесконечны.
Как вы думаете, ребята, можем ли мы с вами сэкономить полезные ископаемые, которые так нужны для работы электростанций, дающих нам электроэнергию, и помочь жителям районов, пострадавших от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС? А как это можно сделать?
(Слайд 13.)
Лампа сутки горит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где же экономия сырья?
- Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила?
Дети. Выходя из помещения, выключать свет.
Учитель. Кто знает, какие бывают лампочки?
Дети. Лампы накаливания, энергосберегающие.
(Слайд 14.)
Учитель. Энергосберегающие лампы называют люминесцентными. Использование таких ламп позволяет нам сэкономить электроэнергию в 5 – 6 раз. Такие лампы стоят дороже, но и служат они гораздо дольше. В нашей школе во многих кабинетах уже имеются такие.
У кого из вас дома горят такие лампы?
Дети поднимают руки.
- Молодцы! Отгадайте, о какой незаменимой вещи идёт речь?
(Слайд 15.)
Я и грею, и варю,
Всех на кухне я кормлю.
Помогаю я всегда.
А зовут меня …
Дети. Плита.
Учитель. А кто из вас умеет экономно пользоваться плитой? Что для этого надо делать?
Дети рассказывают.
- Перед нами одно из правил экономии электричества на кухне. Кто из вас может объяснить его?
(Слайд 16.)
Дети. Дно кастрюли должно соответствовать размеру конфорки. Если конфорка больше, то электричество расходуется зря. Если большую кастрюлю поставить на маленькую конфорку, то блюдо будет готовиться дольше, а электричества расходоваться больше. Кастрюлю надо накрывать крышкой, чтобы не расходовать зря энергию.
Учитель. На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт – часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. В кастрюлях с выпуклым дном, а также в кастрюлях с толстым слоем накипи пища готовится в полтора раза дольше, то есть расходуется в полтора раза больше электричества.
Перед вами ещё два обитателя кухни.
(Слайд 17.)
- Вы вскипятили чайник. Сколько воды из него вы используете? Что происходит с оставшейся водой?
Дети. Она остывает.
Учитель. Чтобы сэкономить электроэнергию, можно перелить вскипячённую воду в термос. Тогда мы не будем ещё раз кипятить воду в чайнике, чтобы попить чаю.
VІ. Работа в группах.
Учитель Мы с вами повторили правила экономии электричества. А сейчас, работая в группах, составьте советы на тему «Экономьте электроэнергию».
Дети в группах обсуждают ситуации, записывают правила, затем знакомят с ними класс.
- Давайте сделаем вывод из всех ваших советов и составим памятку об экономии электроэнергии.
Общая памятка выносится на экран.
(Слайд 18.)
Памятка.
Выключайте электрический свет, если в комнате никого нет.
Не включайте свет, когда солнце освещает помещение.
Не включайте одновременно несколько электроприборов, когда в этом нет необходимости.
Напоминайте друзьям, родителям, учителям о правильном и рациональном использовании электроэнергии.
VІІ. Рефлексия.
Учитель. Трудно выполнять эти советы? Для чего же нужно экономить электроэнергию?
(Слайд 19.)
Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.
VІІІ. Подведение итогов урока.
Учитель. Молодцы! Ребята, чему учились сегодня на уроке?
Дети. Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о планете. Каждый из нас является частью планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение очень важно, так как на этой планете жить нам и нашим потомкам!
Учитель. Домашнее задание: нарисовать плакаты и рисунки на тему «Энергосбережение».