МБОУ «Большекибячинская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
Учитель физики Вильданова Анися Габдулгазизовна
Тематический урок «Свет в нашей жизни»
Используемые технологии: ИК-технологии, здоровьесберегающая технология, элементы проблемного обучения.
Цель урока: изучение строения электрической лампы накаливания и энергосберегающей лампы, выяснение эффективности использования электроэнергии.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с историей изобретения электрической лампы накаливания
- изучить строение электрической лампы накаливания, физическую основу работы лампы накаливания. Применения;
- убедить учащихся в эффективности энергосберегающих ламп.
Развивающие:
- развивать у учащихся познавательный интерес,
- творческие способности, самостоятельность;
- интеллектуальное развитие учащихся.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к проблеме экономии энергозатрат
- расширить знания учащихся об одном из основных направлений научно-технического прогресса – развитии электроэнергетики и связанных с ним экологических проблем, воспитание убежденности в возможности использования достижений физики на благо развития благосостояния человека, чувства ответственности за сохранение окружающей среды
- воспитывать экологическую культуру при использовании и утилизации ламп.
Программно - дидактическое обеспечение: учебник; тетрадь; компьютер; проектор; экран; презентации урока: «Энергосберегающие лампы».видео о экономии энергии.
Ход урока.
- Организационный этап.
Учитель приветствует учащихся, проверяется готовность учащихся к уроку.
- Актуализация опорных ЗУН.
Вопрос: Ребята, какие виды искусственного освещения человек применял для освещения своего жилища? (примерные ответы учащихся: пламя факела, лучина, масляный светильник, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка и т.д)
- .Объяснение новой темы.
Введение. Актуальность темы.
В современном мире мы не представляем свою жизнь без электроэнергии. Молодое поколение не мыслит своей жизни без мобильного телефона и Интернета, а компьютер и телефон не смогут работать без электроэнергии. Также изрядное количество электроэнергии расходуется на освещение жилых помещений.
Ресурсы электроэнергии не бесконечны. Электроэнергия поступает в наши дома с электростанций различного типа, и для ее производства сжигаются уголь, нефть, газ.
Экономное использование электроэнергии позволит сократить объемы использования этих энергетических ресурсов, а, значит, и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, сохранить чистоту водоемов. Кроме того, увеличение эффективности использования электроэнергии - это и реальный способ снизить затраты на оплату счетов за электричество.
– Ребята мы в своей жизни постоянно используем энергию электрической лампы. А вот историю создания электрической лампы мало кто из вас знает.
Вот сегодня мы с вами и поговорим об истории происхождения этого предмета, строении лампы накаливания о лампах нового поколения.
- Наиболее привычный для нас способ освещения своих домов – это использования ламп накаливания. Они широко распространены и очень дешевы. Вот только часто перегорают, особенно при скачках напряжения в сети. На смену ламп накаливания пришли люминесцентные лампы.
23 ноября 2009 года президент России подписал принятый ранее Госдумой закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно документу, с 1 января 2011 года к обороту на территории страны не допускается продажа электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и более; с 1 января 2013 года - электроламп мощностью 75 Вт и более, а с 1 января 2014 года - ламп мощностью 25 Вт и более.
Провели опрос среди 40 человек Вопросы: ответили «ДА»
Знаете ли Вы о энергосберегающих лампочках -37
Используете ли Вы энергосберегающие лампочки -36
Знаете ли Вы отличие энергосберегающих лампочек от ламп накаливания -29
Выбрали бы Вы эти лампы? -36
- Проблема выбора того или иного типа ламп, применяемых в быту для освещения, остро встала перед многими из нас. Какие из ламп более экологичны и экономичны?. (Ученица представляет презентацию : «Энергосберегающая лампа»)
Эти лампы часто используют для освещения учреждений: школ, институтов, офисов. Но для освещения квартир выпускаются компактные люминесцентные лампы ( энергосберегающие лампы), потребляющие гораздо меньше электроэнергии.
Одним из компонентов энергосберегающих ламп являются пары ртути. Ртуть относится к первому классу опасности, небольшая энергосберегающая лампа содержит 2-7 мг ртути. Разрушенная или повреждённая колба лампы высвобождает пары ртути, которые при вдыхании поражают различные органы. Поэтому главное сохранить герметичность лампы! Обращайтесь с энергосберегающими лампами осторожно, чтобы не разрушить и не повредить колбу лампы в процессе установки. Всегда удерживайте энергосберегающую лампу за основание во время установки в патрон и извлечения из него. Нельзя выбрасывать ртутьсодержащие лампы в канализацию, контейнеры для сбора твёрдых бытовых отходов, в окружающую среду! Отработанные ртутьсодержащие лампы подлежат обезвреживанию на специализированном объекте по демеркуризации ртутьсодержащих отходов.
Опасность разрушения ламп!
Недопустимо выбрасывать отработанные энергосберегающие лампы вместе с обычным мусором, превращая его в ртутьсодержащие отходы, которые загрязняют ртутными дарами подъезды жилых домов. Накапливаясь во дворах и попадая на полигоны ТБО. ртуть из мусора. в результате деятельности микроорганизмов преобразуется в растворимую в воде и намного более токсичную метилртуть, которая заражает окружающую среду. Обращайтесь с энергосберегающими лампами осторожно, чтобы не разрушить или повредить колбу лампы в процессе установки. Всегда удерживайте энергосберегающую лампу за основание во время установки в патрон и извлечения из него.
Что делать при разрушении ламп?
Откройте окно и покиньте комнату на 15 минут. Предварительно надев одноразовые пластиковые или резиновые перчатки, осторожно соберите осколки лампы, при помощи жесткой бумаги, поместите их в пластиковый пакет. Для сбора мелких осколков и порошка люминофора можно использовать липкую ленту, влажную губку или тряпку. Чтобы предотвратить распространение ртути по всему помещению, уборку следует начинать с периферии загрязненного участка в проводить по направлению к центру.
Проведите влажную уборку помещения с использованием бытовых хлорсодержащих препаратов (Белизна, Доместос и т.д.). Обувь протрите влажным бумажным полотенцем.
Использованные в процессе устранения ртутного загрязнения бумага, губки, тряпки, липкая лента, бумажные полотенца, которые становятся ртутьсодержащие отходы, поместите в полиэтиленовый пакет. Пакет с осколками лампы и изделиями, использованными в процессе уборки помещения, сдайте в специализированное предприятие на переработку. Одежду, постельное белье, все, на что попали осколки лампы, поместите в полиэтиленовый мешок. Возможность дальнейшей эксплуатации этих изделий определяется после консультации в специализированной организацией.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- использовать в работе пылесос, щетку, веник
- сбрасывать ртутьсодержащие отходы в канализацию или в мусоропроводы
Защита проектной работы Галиахметовой Зарины, учащегося 8 класса «Плюсы и минусы энергосберегающих ламп»
Проведя сравнение энергосберегающих ламп с традиционными лампами накаливания, мы отметили, что энергосберегающие лампы имеют следующие выгодные отличия:
- незначительное тепловыделение;
- экономия электроэнергии до 80% ;
- длительный срок службы;
- возможность создавать свет различного спектрального состава: теплый, дневной, холодный.
Видео « Достоинства энергосберегающих ламп»
Если в России заменить лампы на энергосберегающие,то 60% экономии электроэнергии, - это 4-6 млрд евро в год,
-выбросы углекислого газа сократиться до 30 млн.т.,
-сберечь 96 млрд кВт часов энергии, (это дал бы возможность отключить 48 электростанций на 1 год)
Просмотр рекламного ролика ООО «Научно-производственное предприятие Эконом»
Подвести итог урока.