kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру "Планеты Солнечной системы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомления детей с планетами Солнечной системы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Планеты Солнечной системы"»

Тема урока: Планеты нашей Солнечной системы

Цели обучения:

  • Познакомить учащихся с планетами, входящими в состав Солнечной системы.

  • Объяснить причины смены дня и ночи, а также смены времен года на Земле.

Планируемые результаты (УУД):

  • Познавательные: Умение находить и извлекать необходимую информацию из различных источников, выполнять учебные задания.

  • Коммуникативные: Способность выражать свое мнение и аргументировать его.

  • Регулятивные: Умение принимать и удерживать учебную задачу, выявлять трудности, анализировать их причины и находить способы их преодоления.

  • Личностные: Проявление доброжелательности, доверия и готовности помочь другим в учебной деятельности.

Необходимые материалы: Электронное приложение к учебнику, модель Солнечной системы (теллурий). Учащиеся заранее получают задание подготовить краткие доклады о планетах.

Ход урока:

I. Организационный этап

II. Проверка и закрепление ранее изученного материала

  1. Проверка домашнего задания:

    • "Дома вам было предложено поразмышлять над вопросом: почему Землю можно назвать нашим "космическим кораблем"? Поделитесь своими мыслями." (Ожидаемый ответ: Потому что Земля – это планета, которая, как и другие небесные тела, движется в космическом пространстве.)

  2. Индивидуальное задание (работа с кроссвордом):

    • (Кроссворд предлагается 2-3 ученикам на отдельных листах.)

    • Разгадайте кроссворд. Ключевое слово будет составлено из выделенных букв.

      1. Направление движения и название транспортного средства для путешествий по воде. (Восток)

      2. Направление, куда заходит Солнце вечером. (Запад)

      3. Самая близкая к нам звезда. (Солнце)

      4. Вселенная в представлении ученого-астронома. (Мир)

      5. Высококвалифицированный специалист в какой-либо области знаний. (Ученый)

      6. То, что рассыпалось ночью и исчезло к утру. (Звезды)

    • (Ключевое слово: Вперед)

  3. Работа в группах (игра "Верно – неверно"):

    • "Определите, верны ли мои утверждения, используя следующие условные обозначения: О – да, □ – нет, – не знаю."

      1. Земля является одной из планет Солнечной системы.

      2. Солнце – это ближайшая к нам звезда, представляющая собой раскаленный газовый шар.

      3. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

      4. Специалистов, изучающих космос, называют астронавтами.

      5. Земля вращается вокруг Солнца.

      6. Наблюдать за Солнцем безопасно, используя бинокль или подзорную трубу.

    • (Проверка ответов: 1 - О; 2 - О; 3 - □; 4 - □; 5 - О; 6 - □.)

  4. Презентация сообщений учащихся:

    • "Что интересного вы узнали о Солнце, кометах и астероидах? Поделитесь своими открытиями." (Заслушивание подготовленных сообщений

III. Мотивация к учебной деятельности

(На доске написаны слова.)
Астероид, Земля, Марс, Венера, Меркурий.

  • Вопрос: Как вы думаете, какое слово здесь лишнее и почему?

    • Ответ: Лишнее слово – "Астероид", потому что это не планета.

  • Задание: Продолжите ряд названий планет.

    • (Ученики называют другие планеты.)

  • Вопрос: О чем мы будем говорить на уроке?

    • Предположение: Наверное, о планетах.

  • Вывод: Тогда вперед, к загадочным и далеким планетам нашей Солнечной системы!

IV. Изучение нового материала

1. Работа в группах

На карточке записана мнемофраза. Ваша задача – найти связь этой фразы с темой нашего урока.

Мнемофраза: Медведь Выходит За Малиной — Юннат Сумел Удрать Низиной.

  • (Обсуждение в группах. Представители каждой группы озвучивают свои идеи.)

  • Вопрос: Каков правильный ответ?

    • Ответ: Первые буквы каждого слова в этой фразе образуют названия планет в порядке их удаленности от Солнца.

2. Выступления учащихся

Солнце – это центр нашей Солнечной системы, вокруг которого вращаются 8 планет. Ближайшие к Солнцу четыре планеты – Меркурий, Венера, Земля и Марс – имеют твердую поверхность. Остальные четыре – Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – являются газовыми гигантами.

Давайте подробнее познакомимся с каждой планетой. О них нам расскажут ваши одноклассники.

  • Меркурий. Это самая близкая к Солнцу планета. Она названа в честь древнеримского бога торговли. Меркурий – самая быстрая планета, совершающая оборот вокруг Солнца за 88 земных дней. На Меркурии наблюдаются экстремальные температуры: днем очень жарко, а ночью – сильный мороз. Его поверхность каменистая и пустынная.

  • Венера. Вторая планета от Солнца носит имя древнеримской богини любви и красоты. На небе Венера выглядит как очень яркая звезда, поэтому ее часто называют "утренней звездой". Она может светиться серебристым светом. По размеру Венера похожа на Землю. Ее атмосфера очень плотная, состоит из углекислого газа и серной кислоты, что создает невыносимую жару под облачным покровом.

  • Земля. Наша планета из космоса выглядит голубой из-за окружающей ее атмосферы и океанов, которые покрывают более двух третей поверхности. Вода и кислород делают Землю пригодной для жизни, здесь обитает не менее полутора миллионов видов растений и животных. Земля образовалась около 4,6 миллиарда лет назад и имеет естественный спутник.

    • Вопрос: Кто догадался, как называется естественный спутник Земли?

      • Ответ: Луна.

  • Луна. Нашу ближайшую космическую соседку можно подробно изучить с помощью телескопа. Луна – это небольшое небесное тело, ее диаметр в четыре раза меньше земного. У Луны нет атмосферы, поэтому погодные условия там не меняются, и жизнь отсутствует. Человек уже побывал на Луне.

  • Марс. Четвертая планета от Солнца, Марс, получила свое имя в честь римского бога войны. Его красный цвет, напоминающий кровь, объясняется высоким содержанием железа на поверхности, которое при окислении придает планете этот оттенок. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника: Фобос и Деймос, что в переводе означает "Страх" и "Ужас" – имена сыновей бога войны. Ночью на Марсе температура может опускаться до -85°C.

Мы уже рассмотрели четыре планеты, включая Землю. Их относят к "каменным" или "земной группе" планет.

Юпитер. Следующий по удаленности от Солнца – Юпитер, самая крупная планета нашей Солнечной системы. Он назван в честь верховного римского бога. Юпитер состоит в основном из газов, имеет непрозрачную атмосферу и 16 спутников. В его атмосфере постоянно бушуют сильные ураганы.

Сатурн. Шестая планета, Сатурн, является второй по величине после Юпитера. Его назвали в честь римского бога земледелия, который позже стал ассоциироваться с богом времени. Сатурн известен своими яркими кольцами, состоящими из обломков льда и камней.

Уран. Седьмая планета, Уран, носит имя древнегреческого бога неба. Она состоит из небольшого каменного ядра и замерзших газов.

Нептун. Эта планета названа в честь римского бога морей. Ее голубоватое свечение напоминает блеск воды. Температура на поверхности Нептуна достигает -200°C.

Теперь мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Из-за своего состава их называют "газовыми планетами".

Общие черты и различия планет:

Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца и имеют приблизительно круглую форму. Однако они значительно различаются по размеру и находятся на разном расстоянии от Солнца.

Физкультминутка


VII. Изучение нового материала

I. Работа в группах

  • Откройте учебник на странице 12. Внимательно прочитайте вопрос, на который нам предстоит найти ответ: "Почему на Земле происходит смена дня и ночи, а также времен года?". Изучите предложенные схемы и попробуйте самостоятельно ответить на эти вопросы.
    (После того, как группы закончат работу, заслушаем ваши предположения.)
    Как мы можем проверить, чьи догадки верны? (Предлагается обратиться к тексту учебника.)

1. Работа с учебником
(Ученики читают текст на странице 13 по очереди. Учитель может использовать теллурий для наглядной демонстрации.)

    • Итак, что же вызывает смену дня и ночи на нашей планете? (Ответ: Земля вращается вокруг своей оси.)

    • А почему на Земле меняются времена года? (Ответ: Это связано с наклоном земной оси и вращением Земли вокруг Солнца.)

    • Какие выводы мы можем сделать о природных явлениях, связанных с движением Земли в космосе? (Выводы: Смена дня и ночи обусловлена вращением Земли вокруг своей оси (сутки). Смена времен года вызвана вращением Земли вокруг Солнца (год).)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

    • Давайте выполним задание 5 на странице 10 рабочей тетради. Что изображено на первой схеме? (Смена дня и ночи.)

    • Чего не хватает на этой схеме, чтобы она была полной? (Солнца.)

    • Дорисуйте недостающий элемент и подпишите схему.

    • Что показано на второй схеме? (Смена времен года.)

    • Что нужно добавить на этой схеме, чтобы она стала понятной? (Половину Солнца и Землю, освещенную им с другой стороны.)

    • Дорисуйте недостающие элементы и подпишите схему.

4. Работа с CD
(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

  • Какую главную цель мы ставили перед собой на этом уроке?

  • Какие новые знания вы сегодня приобрели? (Дети делятся своими открытиями.) (Также предлагается ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя» на странице 14 учебника.)

IX. Рефлексия

  • Какое задание показалось вам наиболее интересным?

  • Какое задание вызвало у вас затруднения?

  • С каким настроением вы завершаете урок? (Ученики дают самооценку. Учитель комментирует.)

Домашнее задание:

  1. Внимательно прочитайте параграфы 9-15 в учебнике.

  2. Выполните задания 8-11 в рабочей тетради.

  3. Отправьтесь в виртуальное путешествие на одну из планет, используя дополнительную литературу.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по окружающему миру "Планеты Солнечной системы"

Автор: Фёдорова Любовь Александровна

Дата: 25.08.2025

Номер свидетельства: 673524

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация для урока окружающий мир " Планеты Солнечной системы""
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia_dlia_uroka_okruzhaiushchii_mir_planiety_solniechnoi_sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "390620"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486824788"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Планеты Солнечной системы с презентацией."
    ["seo_title"] => string(48) "planiety_solniechnoi_sistiemy_s_priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "436322"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509636315"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Спутник Земли - Луна" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-sputnik-ziemli-luna"
    ["file_id"] => string(6) "180150"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425131213"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок окружающего мира на тему: "Планеты Солнечной системы" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-planiety-solniechnoi-sistiemy-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "197300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428231873"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме «Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_okruzhaiushchego_mira_v_4_klasse_po_teme_planety"
    ["file_id"] => string(6) "613498"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1663771996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства