Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме: Отчего мы иногда болеем"»
М
униципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 им. Б.Н.Куликова»
г. Семикаракорск
Тема урока:
«Отчего мы иногда болеем
или
как справится с инфекцией»
4 класс
Автор: Небоженко Н.А.
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»
г. Семикаракорск
2010 г.
Цели:
формировать представление об инфекционных заболеваниях;
выяснить способы заражения и лечения инфекций;
развивать понятия о здоровом образе жизни;
формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между предупреждением заболевания, заболеванием и лечением;
в целях физического и гигиенического воспитания учить учащихся следить за осанкой и соблюдением правил личной гигиены.
Оборудование:
учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушев,
рабочая тетрадь,
компьютер,
мультимедийный проектор,
раздаточный материал (карточки с цифрами, карточки с текстами, а сетки кроссвордов)
Структура урока:
Организация внимания учащихся.
Рефлексия.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Целевая установка.
Коллективная работа на местах.
Проблемная ситуация.
Физминутка.
Работа по тетради на печатной основе.
Взаимопроверка.
Физминутка для глаз.
Работа по учебнику.
Обогащения словарного запаса учащихся новыми словами и понятиями.
Работа в группах.
Коллективное обсуждение.
Самостоятельная работа с кроссвордом.
Проверка.
Обобщение и выводы по теме урока.
Рефлексия.
Создание ситуации успеха.
Организация внимания учащихся.
Здравствуйте ребята! Всё ли у вас в порядке? Как вы себя чувствуете?
К уроку готовы?
Рефлексия.
Повернитесь друг к другу, протяните правую руку и поздоровайтесь. Здороваясь, мы не только приветствуем друг друга, но ещё и желаем здоровья. Так давайте пожелаем всем здоровья.
3. Сообщение темы урока.
- Общаясь с разными людьми, нас может ожидать опасность. Какая? Прочитайте тему сегодняшнего урока. («Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией».)
Вы узнаете о том, что это такое и как бороться с инфекцией.
Слайд 3
4. Проверка домашнего задания.
Наш компьютер приглашает быстрее справиться с заданием. Какое задание он нам показывает? (Слайд 4)
Соединить фразы о работе различных систем органов человека. (Дети показывают карточку с номером правильного ответа)
5.Изучение нового материала.
Целевая установка.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми для вас понятиями.
- Кто знает что такое «инфекция»? (ответы детей)
- Правильно. В переводе с латинского языка инфекция – заражение. (Слайд 5)
- Как вы можете объяснить смысл выражения инфекционные заболевания? (Заразные заболевания)
- Правильно. Что вызывает болезнь? (Микробы) (Слайд 6)
- Что вы можете сказать о микробах? (Ответы детей). (Слайд 7)
(Микробы – очень маленькие существа, которые можно увидеть только с помощью микроскопа. У каждой болезни – свой вредный микроб (от греческого слова «микрос» - маленький).)
6. Знакомство с новым материалом. (Слайд 8)
Чтение диалога с. 54
7. Проблемная ситуация.
Вопрос: Как помочь организму выздороветь? (Ответы детей)
8. Актуализация.
- Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо вспомнить, что вы уже знаете.
- Вспомните, от чего человек может заболеть? (Слайд 9)
Молодцы! А теперь подробнее познакомимся с причинами болезни. (Чтение текста.)
- Как не заразить других при чихании и кашле? (Ответы детей) При чихании, кашле надо прикрываться платком. (Слайд 10)(Дополнительная информация)
- Ка ухаживая за больным, не заразиться самому? (ответы детей) Принимать меры предосторожности.
- Хорошо осмыслить и понять эти понятия нам поможет сегодняшний урок.
- Можете ли вы самостоятельно назвать какие – либо инфекции, передающиеся воздушно – капельным путём? (Ответы детей)
- Правильно! Самой распространенной инфекцией является - грипп. (Слайд 11)
9. Физминутка.
- Давайте отдохнём. (Слайд 12)
Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают)
И немножко отдохнём (Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь, (Повороты)
Наклонитесь, поклонитесь! (Наклоны)
Руки вверх и руки вбок (Движения руками)
И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку, (Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!
10. Знакомство с новым материалом (продолжение).
Мы с вами говорили об инфекциях, передающихся воздушно – капельным путем, но микробы могут попасть в организм человека через воду, пищу, грязные руки.
- Куда попадут эти микробы? (Ответы детей) (Слайд 13) (В рот, а затем в желудок.)
- Такие заболевания называются желудочно-кишечными. (Слайд 14)
- Наиболее опасными и распространенными из них – гепатит, дизентерия, сальмонеллёз. (Слайд 15)
- Послушайте о том, как уберечься от кишечной инфекции. (Заранее подготовленные ученики читают рассказ о кишечных инфекциях).
Ученик 1. При любой кишечной инфекции необходимо, чтобы окружающие соблюдали меры предосторожности.
Ученик 2. Чтобы избежать кишечной инфекции, нужно обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета и перед едой. Эта группа заболеваний не зря носит название «болезни грязных рук». Кроме мытья рук важно ежедневно проводить влажную уборку квартиры. Для уборки ванной комнаты и туалета необходимо использовать дезинфицирующие растворы, ими же протирают дверные ручки.
Ученик 3. Все фрукты и овощи перед едой надо мыть проточной водой. Нельзя покупать продукты на стихийных рынках, с рук. Если в доме уже есть больной, то он должен пользоваться индивидуальной посудой, которая также обрабатывается дезинфицирующим раствором. Нельзя, чтобы заболевший человек участвовал в приготовлении пищи.
Вывод: (Слайд 16)
- Как надо вести себя, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями? (ответы детей)
- Слышали ли вы такое слово как карантин? Что оно обозначает? (Ответы детей) (Слайд 17) (Это значит, что в это время нельзя общаться с другими людьми)
11. Работа по тетради.
С. 22 № 1, № 3, № 4. Взаимопроверка.
12. Физминутка для глаз. Слайд 18
Яблоко содержит большое количество витаминов. (Слайд 19)
1. Проследите глазами за его движением. (Слайд 20)
2. Повторите движение яблока с закрытыми глазами.
3. Теперь повторите движения открытыми глазами.
4. Сильно, сильно зажмурьте глаза.
5. Откройте глаза.
13. Закрепление нового материала.
Самостоятельная работа в группах. (Слайд21)
Детям выдаются листы с кроссвордами.
- Ваша задача решить кроссворд и прочитать главное слово.
( Главное слово – здоровье.)
Задания:
1. Водные процедуры. (закаливание)
2. Утренняя гимнастика. (зарядка)
3. Пейте дети … (молоко)
Будете здоровы.
4. Что помогает человеку укреплять свой организм? (спорт)
5. Цитрусовый фрукт, который содержит огромное количество витамина С. (лимон)
6. Что полезного находится во фруктах и овощах? (витамины)
7. Как называется учреждение, в которое за помощью обращается больной
человек? (больница)
8. Зачем человеку нужны лекарства? Чтобы победить …. (болезнь)
Проверка: - Что для человека дороже всего? (Слайд 22) (Здоровье)
14. Итог урока.
- Вспомните тему нашего урока. (Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией.)
- Давайте ответим на некоторые вопросы. (Слайд 23)
- Что такое «иммунитет»? (ответы детей) (Невосприимчивость к болезни.)
- Что такое прививка? (ответы детей) (Введение в организм специального медицинского препарата, который называют вакциной.)
- Что такое вакцина? (ответы детей) (Медицинский препарат, состоящий из убитых или ослабленных микробов.)
- Мы с вами уже выяснили, что для того, чтобы не заболеть, надо вести здоровый образ жизни. Давайте попробуем назвать три правила здорового образа жизни.
(Слайд 24)
1. Заниматься спортом.
2. Есть больше овощей и фруктов.
3. Отказаться от вредных привычек.
15. Домашнее задание.
С. 57 ответить на вопросы (Слайд 25)
С. 22 № 2, № 5
16. Рефлексия.
Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. (Слайд 26)
А теперь пожелайте всем и друг другу: «Счастья, здоровья, любви и удачи».