kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Отечественна война и ее герои"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая  Отечественна война и ее герои"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Отечественна война и ее герои"»

Предмет: окружающий мир
Класс 4

Тема: Великая Отечественная война и Великая Победа

Цели: сформировать представления о Великой Отечественной войне и ее героях; создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.

Формируемые УУД: познавательные — воспроизводить по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участ­вовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — формиро­вать положительное отношение к себе и окружающему миру.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, фо­нограмма песни «Священная война» (муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача), карточки для индивидуальной работы, иллюстрация (слайд) «Памятник Неизвестному Солдату».

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

  1. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Что вы знаете о стройках 1930-х гг.?

Карточка 2

Как изменилась жизнь в деревне?

2. Тест

(Учитель может использовать задания теста 14 «Россия в XX веке» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые за­дания. 4 класс».)

3. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 3 на с. 49 рабочей тетради. Кто помогал в выполнении зада­ния? Как подписали фотографии?

4. Дополнительные сообщения

- Какие названия городов, поселков, улиц в нашем крае на­поминают о стройках 1930-х гг.? (Сообщения детей.)

III. Самоопределение к деятельности

Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. Но две войны занимают особое место в истории че­ловечества — это мировые войны, в них были втянуты все круп­нейшие государства мира. Обе эти войны пришли из Германии.

(Учитель показывает иллюстрацию (слайд) «Памятник Неиз­вестному Солдату».)

— Вы узнали это место? Что вы можете о нем рассказать? (Это место находится в Москве, памятник Неизвестному Солда­ту, в День Победы люди возлагают цветы к Вечному огню.)

— Верно, ребята, это мемориал «Могила Неизвестного Сол­дата». На надгробии - боевое Красное знамя, солдатская каска и лавровая ветвь — символы скорби и почести, от­литые из нестареющей меди в память о наших солдатах, погибших в боях во время Великой Отечественной войны. Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Высказы­вания детей.)

— Сколько лет миновало со дня окончания Великой Отечест­венной войны?

— Какие книги о Великой Отечественной войне с фашистски­ми захватчиками вы читали?

— Какие фильмы смотрели?

— Что вам рассказывали дедушки и бабушки, родители об этих событиях?

— С какими героическими подвигами вы встречались при описании военных событий этих лет?

— Какие памятные места, связанные с этим событием, есть в нашем городе (селе)?

— Думаю, вы догадались о теме урока. Попробуйте сформу­лировать ее и учебные задачи, которые мы поставим перед собой. (Тема: «Великая Отечественная война». Задачи:рас­ширить и углубить наши знания об этой войне.)

IV. Открытие нового знания

1. Рассказ учителя

(Прослушать песню «Священная война».)

1 сентября 1939 г. фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Две­надцать европейских стран были захвачены фашистами.

В 4 ч утра 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии (5,5 млн человек) перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты (5 тыс.) начали бомбить советские города. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге.

Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание, на это рассчитывали фашисты. Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тя­жело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.

2. Работа с иллюстрацией

— Рассмотрите внимательно фотографию на с. 141 учебника. Как вы думаете, что испытывали люди, когда слушали объ­явление о начале войны? (Высказывания детей.)

По планам гитлеровских генералов, война должна была про­длиться всего несколько месяцев. До нападения на СССР Гер­мания захватила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, на­родное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непре­рывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.

К осени 1941 г. под Смоленском, у города Ельни, советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заста­вить их перейти в оборону. Не пропуская врага к столице, герои­чески сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Самые храбрые участники этого сражения — четыре дивизии — первые в Красной Армии получили звание гвардейских.

Не считаясь с потерями, продолжали наступать вглубь страны фашисты. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленингра­ду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на по­мощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Ёраг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К. Жуков. В январе 1942 г. наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще дале­ко. Летом 1942 г. фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к за­пасам нефти.

В августе 1942 г. началась более чем шестимесячная Сталин­градская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тыс. фашистов. Сталинградская битва переломила ход всей войны.

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое на­ступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Фашисты двинули в бой новые тяже­лые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось не­бывалое в истории танковое сражение. В нем участвовали 1200 ма­шин. Сражение под Курском закончилось нашей победой. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не остав­лял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спас­ти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 г. полностью освободили Украину, Молдавию, Прибал­тику. Партизаны и подпольщики помогали армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, совет­ские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захвачен­ным оккупантами странам.

В начале 1945 г. советские войска с востока, вступили на тер­риторию Германии. Им навстречу двигались войска союзни­ков — США, Англии, Франции, которые почти не встречали со­противления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

С падением Германии война в Европе завершилась, но она продолжалась на Дальнем Востоке и Тихом океане. Выполняя свой союзнический долг, 9 августа 1945 г. Красная Армия вы­ступила против Японии, которая воевала на стороне Германии, и за 23 дня разгромила сильную японскую армию, освободила Китай, Корею, Сахалин и Курилы. 2 сентября 1945 г. Япония ка­питулировала. Был ликвидирован опасный очаг агрессии на Даль­нем Востоке.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн жизней советских людей. Но Советский Союз не толь­ко выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа пол­ководцев: Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, AM. Василевского, И.С. Конева, Н.Ф. Ватутина и других. Свыше 11 тыс. воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза.

24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади сол­даты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Побе­ды Г.К. Жуков.

V. Физкультминутка

VI. Работа по новой теме

1. Блицопрос

• На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На легкую и быструю победу.)

• Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

• Когда фашистские войска подошли к Москве? (В конце ок­тября.)

• Когда Советская армия перешла в наступление? (В начале 1942 г.)

• Где одержали первую победу? (Под Москвой.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Ученики выполняют задание 2 на с. 50—51, работая в группах. Коллективная проверка.)

— Как вы подписали фотографии? (Битва под Москвой, бои за Сталинград, блокада Ленинграда, День Победы.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 144—145 учебника. Расска­жите о Параде Победы в Москве.

(Заслушать рассказ 2—3 пар.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

— Что нового о героических событиях в истории родной стра­ны узнали сегодня на уроке?

— К какому периоду они относятся?

— Почему войну с фашистскими захватчиками называют оте­чественной?

VIII. Рефлексия

- Назовите тему урока. Какой вопрос вам хочется задать? (Ко­гда же на Земле закончатся войны ?)

- Назовите антоним к слову «война».

- Какой вывод вы сделали для себя после этого урока? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 140-146 учебника.

2. Выполнить задание 1 на с. 50 рабочей тетради.

3. Подготовить сообщения о защитниках Москвы, Брестской крепости, Сталинграда.

4. Рассказать о событиях блокады Ленинграда.

5. Узнать о ветеранах войны своего города (поселка).

6. Подготовить сообщение о любом герое Великой Отечест­венной войны.

Дополнительный материал

Защита Брестской крепости

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брест­ской крепости. Около месяца держали оборону ее бойцы, которые пер­выми приняли на себя удар фашистской армии. Фашисты окружили кре­пость, бомбили, обстреливали, штурмовали со всех сторон. Защитникам не хватало патронов, нечего было есть, так как склады с продовольствием были уничтожены. Водопровод не работал, люди пытались взять воду из реки. Но немцы и днем и ночью стреляли. Над воротами крепости было кровью написано: «Все умрем, но из крепости не уйдем!» Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты. В течение месяца женщины, дети, старики сооружали оборонительные рубежи.

Блокада Ленинграда

Немцы приблизились к Ленинграду, но не смогли сразу прорвать оборону и заключили город в кольцо. Город был окружен 8 сентября 1941 г. Тяжелое испытание выпало на долю ленинградцев. Умирали сот­нями от голода и холода. 900 дней длилась осада, но не пустили фаши­стов в город его жители, обороняя его. В блокированном Ленинграде оставалось около 3 млн человек. Запасы продовольствия и топлива были на исходе. Необходимо было наладить постоянную связь с внешним ми­ром. И главная роль в этом принадлежала так называемой Дороге жизни, навсегда оставшейся в памяти ленинградцев. По льду Ладожского озера была проложена трасса. Однако Дорога жизни не могла решить всех про­блем большого города, люди умирали от голода.

Битва под Москвой

16 ноября 1941 г. бессмертной славой покрыли себя 28 бойцов диви­зии под командованием генерал-майора И.В. Панфилова в бою у разъезда Дубосеково. Душой отряда гвардейцев был политрук В.Г. Клочков. Уже в первые дни боев у стен столицы он был награжден орденом Красно­го Знамени и удостоен чести участвовать в военном параде на Красной площади 7 ноября 1941 г. Василий Клочков пробрался в окопы у разъезда Дубосеково в начале боя и остался со своими солдатами до конца.

Клочков заметил: «Танков много идет, но нас больше. Двадцать штук танков, меньше чем по танку на брата». Воины решили стоять насмерть. Танки подошли совсем близко. Начался бой. Команду подавал политрук Клочков. Противотанкового оружия не было. Под огнем панфиловцы выскакивали из окопа и бросали связки гранат под гусеницы танков, а бутылки с горючим — на моторную часть или топливный бак. Четыре часа над окопами храбрецов бушевала огненная буря. Рвались снаряды, летели бутылки с горючей смесью, с шипением и свистом проносились снаряды, бушевало пламя, расплавляя снег, землю и броню. Враг не вы­держал и отступил, но вскоре опять рванулся в атаку — 30 танков двину­лись на горстку храбрецов.

Политрук Клочков посмотрел на солдат. «Тридцать танков, друзья! — сказал он. — Наверное, помирать нам здесь придется во славу Родины. Пусть Родина узнает, как мы здесь деремся, как мы защищаем Москву. Отступать нам некуда — позади Москва».

Эти слова Клочкова вошли в сердце бойцов как призыв Родины, все­лив в них новую силу и отвагу. Теперь уже было ясно, что в этой схватке воины обретут себе смерть, но все же они хотели заставить врага дорого заплатить за их жизнь. Солдаты, истекая кровью, не покидали своих бое­вых постов. Стойкость 28 советских героев оказалась крепче вражеской брони. За беспредельное мужество, героизм, воинскую доблесть и отвагу советское правительство посмертно присвоило участникам боя у разъезда Дубосеково высокое звание Героя Советского Союза.

Сталинградская битва. Курская битва

17 июля 1942 г. началось Сталинградское сражение Второй мировой войны. Более шести месяцев продолжалась Сталинградская битва. Под Сталинградом советские войска окружили и уничтожили 22 дивизии врага — 330 тыс. человек. В городе не осталось почти ни одного дома, но за Волгу врага не пустили его защитники. 200 дней и ночей длилась оборона Сталинграда. Погибло почти все оставшееся в городе население. Но фашистов ждали в «котле» (окружение) советские солдаты, прибыв­шие на помощь Сталинграду. Враги были окружены, и 2 февраля 1943 г. 22 армии сдались в плен. После войны был сооружен на Мамаевом курга­не в Сталинграде мемориал — памятник защитникам города. На обелиске написано: «Родина чтит эти подвиги, имя которым — бессмертие мир отстоявшим для будущих поколений, Слава вам вечная и благодарность Отечества». Сталинградская битва переломила ход всей войны.

А летом 1943 г. произошла знаменитая Курская битва. 12 июля возле села Прохоровка началось самое крупное танковое сражение в истории. Лоб в лоб столкнулись 1200 бронированных машин. Сражение длилось весь день. К вечеру все вокруг было покрыто сгоревшими и изуродован­ными остатками танков. После Курской битвы началось массовое из­гнание оккупантов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Отечественна война и ее герои"

Автор: Марных Лариса Владимировна

Дата: 31.05.2019

Номер свидетельства: 512950

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Технологическая карта урока истории по теме: "Великая Отечественная война""
    ["seo_title"] => string(78) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaistoriipotiemievielikaiaotiechiestviennaiavoina"
    ["file_id"] => string(6) "269876"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450944954"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "121169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413900846"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Страницы истории". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-stranitsy-istorii-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "226932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440523076"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118901"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413289663"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Презентация "Великие битвы и подвиги в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 г." - урок в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(113) "priezientatsiia-vielikiie-bitvy-i-podvighi-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-1941-1945-gh-urok-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "136215"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417072858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства