Тема урока Цель урока Словарь урока Тип урока Методы обучения Виды деятельности Средства наглядности УМК | Помни о памяти Познакомить детей с ролью памяти в жизни человека; показать необходимые и возможные пути развития, способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, умения сопоставлять, выделять, обобщать. память Открытие новых знаний Частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный, наблюдение, групповой, индивидуальный. Познавательная, учебная. «Начальная школа XXI века» |
IV Постановка учебной задачи. V. Работа над новым материалом Рассказ учителя о видах памяти | Я хочу начать новый материал с игры. Игра называется «Быстро назови предмет» 1. Игра «Назови часть лица, фрукт, птицу, фамилию поэта» -5 человек выйдут из класса. Они будут заходить по одному, когда я вас попрошу. Запомните свои ответы. Итог: какой вы сделаете вывод? Многие дети назвали часть лица – нос, фрукт – яблоко. Птицу – воробей, а фамилию поэт – Пушкин. Почему большинство ответов совпали? (они вспомнили) Это мы и постараемся выяснить на уроке. Откройте учебники на с.55 Прочитайте тему урока. -О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какие задачи вы поставите? -Сегодня на уроке мы будем говорить о памяти, зачем человеку память. Самостоятельное чтение статьи «Зачем человеку память?» -Что можно сказать о человеке, у которого очень плохая память? -С чем сравнивается мозг человека без памяти? -Разве может жить человек без памяти? -С чем сравнивается память? Почему? - Что самое важное для человека память? Учёные считают, что память может быть долговременной, кратковременной и промежуточной. -Какую память называют долговременной? (память, которая сидит в памяти навечно) Приведём приметы долговременной памяти. -Какую память называют кратковременной? (память, которая сидит в памяти короткое время) Приведите примеры, (Например: вы познакомились с человеком, но долго с ним не встречались. При новой встречи вы не можете вспомнить, как его зовут) -Какую память называют промежуточной? (память, которую нужно запомнить на несколько минут) Итог: на какие виды делится память? Какой может быть память у человека? Память у человека может быть зрительной слуховой и моторной (человек хорошо запоминает, когда записывает.) Одному вполне достаточно послушать урок для того, чтобы не только все понять, но и запомнить. Другой сам любит читать, ему обязательно нужно скользить глазами по строчкам. Полезно знать особенности своей памяти и строить занятия так, чтобы использовать все её резервы и устранять недостатки. | Предметные – научатся ставить цель: запоминать надолго, пользоваться смысловыми опорами, смысловой группировкой; тренировать наблюдательность и внимание, вспоминая предмет и детали. Познавательные: осуществляют «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах, представление информации в «свернутом» виде (памятка), наблюдения, чтение; формулирование вывода на основе наблюдений, сопоставления, обобщение, высказывание и обсуждение гипотез; составляют пересказ; проводят опыт; участвуют в дидактической игре. Регулятивные: осуществляют самооценку взаимодействия в совместной деятельности, контроль соблюдения правил поведения в житейских ситуациях. Коммуникативные:владеют правилами участия в учебном диалоге Метапредметные: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции |
VI. Закрепление нового материала VII. Рефлексия. Итог урока. | - Есть задания для проверки особенностей памяти. Сейчас некоторые из них мы выполним. - Возьмите чистые листочки. (Заранее подписанные.) Проверка слуховой памяти. - Послушайте 10 слов вместе с порядковыми номерами. (Каждое слово читается 1 секунду.) Все запомнившиеся вам слова запишите в столбик. снег экскаватор ветер воспитатель дом дневник велосипед ручка стол автомат (Задание выполняется 3-4 минуты.) Подчеркните записанные слова. Сосчитайте, сколько слов вы написали и запишите кол-во цифрой. (Проверка. Учитель читает слова, а дети проверяют нет ли других, лишних слов.) Проверка. Поднимите руки те, у кого записано 8-10 слов – отличная память, у кого 7-5 слов – хорошая, 4-1 – надо развивать память. А теперь проверим зрительную память. Проверка зрительной памяти. - Внимательно прочитайте слова записанные на доске. (Затем слова закрываются.) Запомнившиеся слова запишите в столбик рядом с первым. зима заповедник малина ответ буфет магазин василек задача ежевика книга Точно также подчеркните, сосчитайте и запишите цифрой кол-во слов. Которое вы запомнили. Проверяется так же как и первое задание.) Сравните результаты. -Поднимите руки у кого больше балов при проверке слуховой памяти. О чем это говорит? (Что у этих ребят лучше развита слуховая память.) -Поднимите руки те, у кого больше баллов при проверке зрительной памяти. У этих ребят лучше развита зрительная память. -Нужно не только умело использовать особенности своей памяти, но и развивать другие ее виды. Есть много игр и упражнений для развития памяти. Сейчас мы поиграем в игру, развивающую зрительную память. Называется она «Запомни порядок!» 5-6 уч-ся. Один из них водящий. Другие выстраиваются в паровозик. Водящий смотрит на «паровозик» 1 минуту, а затем отворачивается и перечисляет учащихся по имени так как они стоят в «паровозике». После этого игроки становятся зрителями, а на «сцену» выходят другие дети. Игра «Повтори за мной». Ц: развивать моторно-слуховую память. Процедура игры: Все сидят на своих местах. Учитель за столом. Учитель постукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Ритмическая пауза должна быть короткой и четкой. Один из учеников (по желанию) повторяет ритм. Учитель спрашивает: «Кто не согласен?» Если кто-то считает, что не правильно он предлагает свой вариант. Некоторые из этих игр вы можете использовать и на переменах. -Чтобы развивать память, что нужно знать? правила. -Откройте учебники на с.56 прочитайте правила Итог. Прочитайте главную мысль нашего урока на с. 56 учебника. Так что же такое, хорошая память? (Это когда человек легко запоминает, долго не забывает и легко вспоминает.) -Кому было интересно работать на уроке кивните головой. Поблагодарите друг друга за работу. Прочитайте задание на с.56 | Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. Познавательные: выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.). |