11 а-зона лесов, б – зона Арктики, в – зона степей, г – зона пустынь, д – зона тундры.
Урок окружающего мира в 4 классе «Как сберечь природу России»
УМК «Перспектива
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель: выявить экологические проблемы в природных зонах;
постараться найти пути решения некоторых из них.
Задачи:
Образовательная:
-систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природных зон;
Развивающая:
-развивать коммуникативные умения при устных ответах, память, мышление, воображение;
-формировать навык поиска и обработки информации при работе с разными источниками
Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к природе; навык сотрудничества при работе в группе
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся определять последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые необходимо решать на современном этапе, подбирать из разных источников информацию о состоянии экологии в России, создавать экологический плакат.
Метапредметные:
Коммуникативные: уметь договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать своё мнение, убеждать и уступать; продолжать учиться сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные: получат возможность научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; искать и выделять из источников необходимую информацию.
Личностные: умение высказывать свое отношение к различным ситуациям, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Технология:здоровьесберегающая (физкультминутки, смена видов деятельности);, информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения), проблемное обучение (частично – поисковое).
Основные методы: проблемно-поисковые, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля.
Формы организации познавательной деятельности: групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебники по окружающему миру, листы для плакатов , карандаши, фломастеры.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания. Тест по теме «В содружестве с природой» («да»-«нет»)
-Сейчас вы выполните тест. На столе у вас лежит «Карточка с тестовыми заданиями». Подпишите её. Напротив номера вопроса поставьте слова «да» или «нет».
1.На севере Сибири – побережья холодных полярных морей. ДА
2.На юге Сибири – вековая тайга. НЕТ
3.Сибирские народы, которые жили охотой на диких северных оленей, вели осёдлый образ жизни. НЕТ
4.Древние жители морского побережья на лодках охотились на китов, касаток. ДА
5. Для древних сибирских народов охота – вопрос жизни и смерти целого народа. ДА
6.Каждую весну семья уходила за оленями к морю. НЕТ
7. На Дальнем Востоке люди жили осёдло. ДА
8.Рыба – хлеб для нанайцев. ДА
9.Красноярский край – место проживания чукчей. НЕТ
10. Для древних сибирских народов главное правило охоты гласило: взять у природы можно столько, сколько нужно для жизни, не больше. ДА
Проверка (ответы на слайде)
Самопроверка. Поменяйтесь с соседом по группе «Карточкой» и поставьте баллы за ответы. За каждый правильный ответ поставьте 1 балл, неправильный-0 баллов. А теперь посчитайте, сколько вы набрали баллов? Запишите.
Самооценка светофор.
3.Самоопределение к деятельности.
_ Как называлась последняя тема, которую мы изучили? Какие чувства испытывают народы коренные народы севера к природе? Помогают ли эти чувства беречь природу? Можем ли мы сказать, что они живут в содружестве природой?
Почему люди должны жить в содружестве с природой? - Вот к чему может привести, если человек не будет жить в содружестве с природой.
Видеофрагмент «Экологические катастрофы»
- Мы с вами закончили изучать природные зоны России, а сейчас посмотрели поучительный фильм. О чем он заставил нас задуматься?
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Определите цели нашего урока.
(Обобщить знания об экологических проблемах в разных природных зонах, узнать о способах устранения экологических проблем)
-Для того, чтобы определить экологические проблемы в различных природных зонах, давайте вспомним
Что такое экология и что она изучает СЛАЙД
Чтение текста в учебнике
Какие виды хозяйственной деятельности человека могут принести вред природе?.
4.Физкультминутка.
5. Изучение нового материала. Работа в группах.
1)-Внимательно прочитайте текст на стр.110-113. Познакомьтесь по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах.
Попробуйте в «Карточке» составить таблицу, в которой вы укажите экологическую проблему и хозяйственную деятельность, которая к ней ведёт.
Природная зона
Экологическая проблема
Причина
Что делают люди, чтобы избежать экологической проблемы природной зоны
1группа познакомит нас с экологическими проблемами зоны арктических пустынь и тундры;
2 группа познакомит нас с экологическими проблемами лесной зоны
3 группа познакомит нас с экологическими проблемами степей и пустынь
4 группа познакомит нас с экологическими проблемами субтропиков
(Работа в группах и презентация таблиц)
2)-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать над проектом «Наши экологические знаки». Каждый из вас придумает для своей природной зоны экологический знак и нарисует его на листе бумаги. Результатом (продуктом) проекта станет мини-выставка нарисованных вами экологических знаков.
(Работа детей и оформление выставки)
-Ребята, а что мы дальше будем делать с нашими плакатами?
-Создадим агитбригаду, и она выступит с ними перед учениками других классов.
6.Закрепление изученного.
1 группа готовит вопрос своим товарищам, начинающийся со слова: «Что…»
2 группа готовит вопрос, начинающийся со слова: «Почему...»
3 группа готовит вопрос, начинающийся со слова: «Зачем…»
4 группа готовит вопрос, начинающийся со слов: «…Что будет, если…»
(Дети отвечают на вопросы)
Вывод: читаем в учебнике
7.Рефлексия
Продолжите фразы:
На сегодняшнем уроке я задумался…
Я решил для себя, что…..
Мне показалось интересным…..
Я обнял глобус – шар земной. Один над сушей и водой. В руках моих материки Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол. Мне говорят: «Будь с нами добр». Не растопчи ты нас, не жги, Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река, Свои лаская берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех: «Тебя мы просим, человек. Ты обещай нам и не лги. Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной, И что-то сделалось со мной. И вдруг шепнул я: «Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу
8.Итог урока.
9.Домашнее задание.
1.Учебник стр.110-113, ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя»
2.Творческая работа: подумать, какие экологические проблемы есть в нашем регионе? Что вы можете сделать для охраны природы Пензенского края?
(оформить в виде сообщения, рисунка или презентации)
3.Ученики, у которых при выполнении теста по предыдущему домашнему заданию при самооценке было больше жёлтых и красных кружков, чем зелёных, ещё раз читают текст на стр.106-109.