Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах
Ресурсы: презентация, учебник, фигурки зверей
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Для чего вы сюда пришли?
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться и не спать,
С удовольствием трудиться
И друг другу помогать.
Положительный настрой.
- Предлагаем сотрудничество.
Ты со мной? – Я с тобой.
-А ты со мной? - И я с тобой.
В страну знаний дверь откроем.
-Закройте глаза, мысленно откройте дверь и переступите высокий порог.
Девиз. Прочитать, значит, узнать.
Прочитать внимательно, значит:
понять и запомнить надолго.
- К чему призывает девиз урока?
Сообщение темы и целей урока. -На уроке мы познакомимся с новым произведением
Будем выразительно читать текст, произносить правильно слова; отвечать на вопросы будем полным ответом.
2. Речевая разминка. (коррекция речи)
а) Чистоговорка. (чёткость речи)
Ла-ла-ла -смотри на краешек стола
Лу-лу-лу - наклонись к столу.
Лы-лы-лы - осмотри углы.
Ли-ли-ли - порядок навели.
Ли-ли-ли - работать чтоб могли.
б). Работа над скороговоркой. ( скорость речи)
Лягушка лягушонку купила капюшон.
в)Интонационное чтение. (выразительность)
По вечерам лягушка приходила к нам в дом?
- Для чего нам нужна речевая разминка?
3. Повторение.
Все: - С каким произведением познакомились на прошлом уроке? Кто автор?
- Перечислите, о ком заботились хозяева дома.
Большинство: - Почему враждовали Степаныч с Фунтиком?
- Кто считал себя хозяином двора? Как это демонстрировал?
- Зачем приходила лягушка в дом?
- Что нашли на чердаке?
- Что почувствовали жильцы дома, когда проснулась шкатулка?
Некоторые: - Какие чувства вызывает рассказ? Почему?
4. Проверка домашнего задания.
« Круглый стол.»
Все: Пересказ 2 части текста цепочкой - взаимооценивание.
Большинство: «Перекрёстный опрос» - оценивание.
Некоторые: -Какова идея произведения? (Чтобы жить мирно и интересно, нужно заботиться об окружающих)
Физминутка.
5. Актуализация знаний.
Введение.
Все: -Прочитайте название произведения, над которым будем работать.
- Что отражает: тему или идею?
Большинство: - Какую цель мы должны поставить перед собой?
Некоторые: - Для чего мы будем анализировать?
Портретная характеристика.
Все: - Внимательно всмотритесь в портрет автора. Дайте портретную характеристику.
Биографическая заметка. – работа в парах по слайду.
М. М. Пришвин родился в 1873 году в купеческой семье, в дворянском имении Хрущево города Ельца. Его образование началось с елецкой гимназии, после Пришвин окончил Рижский политехнический институт. Получив диплом агронома, он получает работу на опытной сельскохозяйственной станции. Готовясь к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д. Н. Прянишникова, он строил планы на будущее. Но судьба приготовила для Михаила Михайловича другое направление. В 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много путешествует по странам. Его издания печатают в известных журналах. Пришвиным была написана автобиографическая повесть «Серая сова». Писателя можно назвать истинным певцом природы.
Большинство: - Какие произведения Пришвина вы помните из программы начальной школы?
Некоторые: -Какую новую информацию несёт биографическая заметка?
Словарная копилка.
Разлив – половодье
Водяная крыса- (фото)
Навостривала- сосредоточила
6. Усвоение новых знаний.
Работа над произведением.
Первичное комбинированное чтение рассказа с остановками.
Все: Ц/ у и П/ в - Почему произведение так называется?
- Определение темы, жанра
Некоторые: Вопросы для прогнозирования во время чтения:
-Как думаете, чем закончится схватка вороны и водяной крысы?
-Как думаете, почему такое может случиться с утками?
7. Проверка понимания нового материала.
Составление плана. ( устное иллюстрирование)
Все: -Какие типы текстов знаете?
Большинство: - На сколько частей разделим текст? (3)
Некоторые: - Как их озаглавим? ( наводнение, схватка, спасение)
8. Закрепление и коррекция знаний.
Повторное чтение детьми и работа над содержанием рассказа.
1 часть « Наводнение». – чтение в парах.
Большинство:- Какой тип текста использовал автор в этой части? (описание)
Некоторые: - Какова идея произведения? (звери тоже имеют чувства и желание жить, поэтому нужно заботиться о них и бережно к ним относиться)
11. Оценивание. – оценочные листы
12. Рефлексия.
- На фигурках зверей напишите, чему вас научил рассказ и поместите на наш «островок спасения» Какие качества в человеке воспитывает этот рассказ ? ( доброту , умения сопереживать , сочувствовать окружающему миру, любовь к природе )
11. Домашнее задание. – по выбору
Некоторые: 1. Написать сочинение-миниатюру «Моя незабываемая встреча с природой».
Большинство: 2. Подготовить пересказ одной из частей.
Все: 3. Подготовить ответы на вопросы к тексту с. 29