Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения с применением технологии здоровьесбережения»
Урок литературного чтения с применением технологии здоровьесбережения по теме "Г.К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»"
Цели урока:
• продолжить знакомить детей с творчеством Паустовского;
• развивать навыки чтения, обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали;
• развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся
• развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев
• развивать умение анализировать прочитанное.
• воспитывать любовь к музыке,
• воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
1.Организационный момент. Звучит музыка Грига.
Сегодня у нас необычный урок чтения. Мы будем не только читать художественное литературное произведение, но и будем учиться слушать-читать музыку. Прикоснёмся к искусству, которое делает нашу жизнь красивее, добрее, лучше.
Мы завершаем чтение рассказа К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками”
Кто так назвал композитора? (Дагни Педерсен) Слайд
Мы читаем произведение о реальном человеке, и, конечно, нам интересно знать, каким он был? Как вы думаете, что должен знать писатель прежде, чем сочинить рассказ о великом человеке?
• Факты биографии (время, место, где жил композитор, с кем общался.)
• Черты характера (каким был человек: открытым, общительным или углубленным в себя, замкнутым)
• Что волновало его, круг его интересов.
• Знать музыку композитора, через которую он выражал свои чувства и настроения.
О фактах биографии нам расскажут ребята-биографы.
Что мы знаем об Э.Григе? Где он родился?
В Норвегии, в г. Бергене.
1843- 1907. Уже 100 лет, как в мире не стало Э.Грига.
В последние годы жизни Григ стал уже знаменитым музыкантом, который прославил своим искусством, до того мало кому известную страну, Норвегию.
Его произведения исполняют и любят. Он много концертирует, как композитор, дирижер и пианист. Но в теплое время года он живет в Норвегии, в собственной вилле, расположенной в живописной местности, недалеко от города Бергена. Слайд виллы Грига.
Сам композитор называет это место Тролльхауген, что означает “холм троллей”. Ему нравится сказочное название, и он, в шутку или всерьез, считал, что соседствует с троллями.
Отдельно от виллы был построен рабочий домик, специально для сочинения музыки. Здесь в тишине и уединении в окружении природы рождались замыслы произведений Грига.
Вернемся к тексту.
Где встретились Григ и Дагни? (Григ и Дагни встретились в лесу)
Случаен ли выбор места встречи?
Действительно ли композитор любил прогулки на природе?
Подтвердите ответ фактами биографии. Слайд с изображением норвежской природы
В свободное время Григ отправлялся с друзьями в горы. Они любовались красотами природы, иногда заходили в деревни, чтобы послушать народные песни, посмотреть танцы норвежских крестьян.
В последние годы жизни Григ с удовольствием бродил по окрестностям один. Такую прогулку, наверно, и описывает Паустовский.
Как в рассказе писатель подметил любовь композитора к природе?
Найдите фрагменты, где выразительно описывается природа?
Пожалуйста, группа ребят-экологов.
Осень в горах, зима в Бергене.
Какой прием помогает писателю так выразительно описать осень в горных лесах?
Какие глаголы употребляет писатель? закутал, дремали, пошел. Почему Паустовский употребил именно эти глаголы?
Зима, все засыпает. В Бергене спокойная зима.
Когда Паустовский описывает природу, кто из главных героев обязательно присутствует? Композитор.
Как вы думаете, почему описания природы сопутствуют появлению Грига?
Природа вдохновляла композитора
II. Проверка домашнего задания. Слайд со словами
1) Пересказать описание осеннего леса, зимнего города по опорным словам:
осенний лес
воздух
шум прибоя
пряди мха
эхо
золото и медь листьев
зимний город
Берген
порт
туман
пароходы
снег
2) Как вы думаете, зачем К.Г.Паустовский включил в свой рассказ красивое описание осени и зимнего города? (Ответы детей. Композитору важно черпать вдохновение не только в природе, но и в окружающей его обстановке, ведь он отражает в произведениях свои чувства: красоту, добро, чувства прекрасного.)
Получается, что писатель осознанно связывает описания природы с появлением Грига.
Вернемся к рассказу.
Во время прогулки Григ - известный всему миру композитор, обласканный вниманием публики, словом, знаменитый человек- с удовольствием беседует с дочкой лесника.
Какие черты характера Грига раскрываются? Об этом расскажут ребята-психологи.
Он прост в общении – беседует с простой дочерью лесника, не высокомерен, он добрый – “ глаза у Грига смеялись”, внимательный “А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь”.
Почему композитор решил сделать, случайно встреченной ему, девочке подарок?
Она ему понравилась, и у них было что-то общее- любовь к природе.
III. Чтение по ролям одной части. Слайд с природой Норвегии
-Автор
-Дагни
-Григ
Почему в рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке? Свяжите это с фактами биографии.
Дочь композитора прожила один год. Она была белокурая и зеленоглазая, как Дагни из рассказа Паустовского. Больше детей у Григов не было.
Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату… Любовь к дочке, он перенес на своих друзей-ребятишек.
Из воспоминаний о композиторе нам известно, что он, будучи уже взрослым человеком, душой был близок детям. Как и дети, он любил сказки и легенды о таинственных лесных духах, о гномах, троллях, эльфах и часто рассказывал их своим маленьким друзьям-ребятишкам.
Знаете, у творческих людей сильно развито воображение.
В каком эпизоде рассказа присутствуют не только правдивые герои, но и сказочные?
Сочинение музыки в Бергене. Прежде, чем обратиться к тексту сделаем паузу.
Физкультминутка.
Под весёлые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх. Руки вниз.
Вверх. И снова наклонись.
Вправо, влево головою
Руки вверх. Перед собою.
Топни правою ногой.
Вправо шаг. На месте стой.
Топни левою ногой.
Влево шаг. И снова стой.
Повернитесь вы друг к другу
Правую дай руку другу.
Ребята-меломаны расскажут о тех музыкальных произведениях, которые мы слушали с вами на прошлом уроке.
Мы слушали “Песню Сольвейг”, пьесу “В пещере Горного Короля”, в которой изображены сказочные события гномы и тролли.
Это сказочные существа, живущие в горах и охраняющие свои богатства в подземных пещерах.
Сказания о гномах и троллях широко распространены в легендах и сказках жителей Норвегии.
Мир музыки Э.Грига велик и разнообразен. Но многие произведения композитора, в том числе и пьесы из сюиты “Пер Гюнт”, посвящены его родной стране Норвегии, её природе, людям.
Найдите отрывок, в котором рассказывается о написании музыки Григом. Прочитайте выразительно.
Какие художественное средства использует писатель и для чего?
Олицетворение- это когда свойствам неживого приписываются свойства живого. Эпитеты. Метафоры.
Приведите примеры.
Чтобы интереснее звучал рассказ, передать чувства писатель использовал художественные средства.
Матросы, прачка – реальные герои, Вместе с тем, кузнечик, синицы становятся заинтересованными слушателями. Происходят сказочные события: снег останавливался, Золушка замирает.
У.И вновь писатель подчеркнул особенность мировосприятия Грига, в котором настоящее и чудесное присутствуют рядом.
Какие чувства испытывают люди, слушающие музыку?
Что происходит с теми, кто слушает музыку?
“Синицы волновались. Загулявшие матросы…слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины… и поглядывал в щелку за Григом. Падавший снег останавливался и повисал в воздухе. Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Хрустальные туфельки…. вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды”
Музыка Грига производит волшебное впечатление. Люди отвлекаются от своих забот, становятся лучше, мягче, мечтают о будущем.
У.Вам нравится музыка Грига? Почему?
Разве не права Дагни Педерсен, когда называет Грига волшебником и великим музыкантом?
Итак, обобщим сказанное.
Писатель представил нам композитора человеком простым в общении, любящим детей. В его жизни и творчестве многое значит природа. Между сказкой и правдой в его творческом воображении нет границы. Он – прекрасный музыкант, способный тронуть сердца своей музыкой.
V Работа над III частью.
1) -Что изменилось в жизни Дагни?
- С какой целью отправили Дагни к тете Магде?
2) Как мы озаглавили III часть.
(Дагни отправили в гости)
VI Работа над IV частью.
1. Лексическая работа. Конферансье, посвящение, белые ночи, симфоническая музыка.
(дети накануне выписали объяснения)
В какой необычной обстановке проходил концерт?
(в парке, под открытым небом, в белые ночи)
Белые ночи. На севере в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят легкие сумерки, так как солнце ненадолго прячется за горизонтом. А.С.Пушкин так красиво сказал о белых ночах:
“ …И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса…”
3) Вы тоже сейчас прослушаете отрывок из музыкальной записи произведений Э.Грига “Утро”. После прослушивания расскажите, что вы представляли, слушая эту музыку.
4) А теперь прочитайте о том, что слышит Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. Работа с текстом
Что вы можете сказать о характере музыки?
Обратите внимание на знаки препинания. Какие знаки часто встречаются в тексте? Восклицательные знаки.
Как вы думаете, какие чувства можно передать благодаря восклицательным знакам? Радость, волнение, счастье.
Во многих музыкальных произведениях композиторы изображают какие-то звуки природы, шумы, которые они слышат в реальной жизни.
Какие звуки упомянуты в тексте?
Пастуший рожок, перезвон лесных колокольчиков, свист птиц, ауканье детей, песня девушки.
Все сказанное вами может быть найдено внимательным слушателем в музыке.
5)Как озаглавили? (Подарок.)
6) -О чем была музыка? (О её Родине.)
- Какое впечатление произвела музыка на девушку? (Плакала)
- Почему? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.)
- Почему после исполнения музыки сначала медленно, затем все разрастаясь, гремели аплодисменты?
• За что была благодарна Дагни музыканту? Прочитайте последний абзац IV части. Что значит духовный подарок?
• Чем же должен жить человек?
• Подарок, который Э.Григ преподнес девочке духовный или материальный?
Это произведение слушают все уже 150 лет.
VII. Итог.
-Что вдохновило Э.Грига на сочинение музыкального произведения?
(Встреча с природой, с чудесной девочкой.)
- Существует ли связь между природой и человеком?
(Да. Э.Григ любил ходить в лесах Бергена. Значит, природа вдохновляет человека. Поэтому человек пишет музыку. Музыка, как и природа, обогащает человека, успокаивает, делает благороднее.)
- Какие слова мы вынесли в подтему нашего урока?
- Только ли к композитору Эварду Григу мы можем отнести эти слова? Почему?
К.Г.Паустовский подарил нам литературное произведение о великом норвежском музыканте Э.Григе.
Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой побуждают в нас чистые и добрые чувства.
VIII. Оценки.
Д/з.
1. стр. 38-41 выборочный пересказ.
2. Письменно ответьте на вопрос: Чем должен жить человек?
3. Нарисуйте иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку и приготовьте выразительное чтение этого отрывка.