kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок может быть использован при подготовке классного часа ко Дню пожилого человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по рассказу В. Осеевой "Бабка"»

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: «В.А.Осеева «Бабка»»

Цель:

Создать условия для ознакомления с рассказом В.А.Осеевой «Бабка», понимания глубины содержания произведения и его главной мысли; способствовать совершенствованию навыка сознательного правильного выразительного чтения.



Задачи:


  1. Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.

  2. Развивать умение точно выражать свои мысли, анализировать текст и оценивать поступки героев, делать выводы по рассказу В. Осеевой “Бабка”;

  3. Воспитывать уважительное отношение к своей семье, чувство сопереживания и сострадания к родным и близким.

Формируемые УУД:

Предметные:

  • Работать с текстом произведения:

- находить информацию в тексте;

- умение отвечать на вопросы, используя тест произведения.

  • Совершенствовать технику чтения

  • Создание условий для формирования умения излагать свои мысли в письменной форме

Личностные:

  • Проявлять интерес к изучению темы;

  • Желание читать произведения данной тематики;

  • Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Метапредметные:

  • Умение ставить цель и достигать её в ходе совместной деятельности;

  • Умение строить речевые высказывания;

  • Проводить исследования и результат оформлять в таблице;

  • Согласовывать свои действия при работе в паре.

Оборудование: портрет В.А.Осеевой, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями для групповой и парной работы



Ход урока

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

- Чему нас учат уроки литературного чтения?

- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Речевая разминка.

Слайд 2

- Сейчас мы проведём речевую разминку и подготовим наш артикуляционный аппарат для дальнейшей работы.

1. Произноси правильно

- Сейчас вы должны прочитать предложения, выделяя слова с помощью логического ударения.

Купила бабуся бусы Марусе.

Купила бабуся бусы Марусе.

Купила бабуся бусы Марусе.

Купила бабуся бусы Марусе.



2. Игра «Телефон».

- Я сейчас назову скороговорку первому ученику каждого ряда, он «шепотом» называет на ушко другому и так по цепочке до конца. Последний ученик должен назвать скороговорку. Побеждает тот ряд, чей «телефон» работает лучше.

Скороговорки:

  • Течёт речка, печёт печка.

  • Проворонила ворона воронёнка.



Постановка темы и целей урока

- Отгадайте, о ком сегодня будет идти речь на уроке:

Не молода совсем она,

А как глаза искрятся!

А руки добрые её

Работы не боятся!

Слайды 3-4

- Сегодня мы будем работать с произведением Валентины Александровны Осеевой «Бабка», анализировать поступки героев, совершенствовать навыки сознательного правильного выразительного чтения.



Открытие новых знаний.

  1. Знакомство с биографией писателя

- Прежде чем мы начнём работать с произведением, давайте познакомимся с краткой биографией писательницы, которую подготовила Комарова Дарья.

(сообщение ученицы)

Слайды 5-7

   Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в семье инженера. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой. Однако всё изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечноград.

Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников. На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.

Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка» и «Мой товарищ».



- Что вы узнали о Валентине Осеевой?



  1. Чтение и анализ произведения

- Ребята, данное произведение большое, поэтому вы читали его дома. На уроке мы будет работать над его содержанием. При чтении эпизодов вы должны соблюдать следующие критерии: правильность, выразительность, умение показывать настроение героев.

- К какому жанру относится данное произведение? (рассказ)

- Понравился ли вам этот рассказ? Почему?

- Назовите героев этого рассказа (родители (мать и отец), Борька, бабка, товарищ Борьки)

- Сейчас мы прочитаем начало рассказа и составим внешний портрет бабки.

(чтение «по цепочке»)

- Найдите в тексте и зачитайте, как выглядела бабка (Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.)

Слайд 8

- Следующий эпизод поможет нам лучше узнать, как относились в семье к бабке.

(чтение 2 части)

- Как относились к бабке? (плохо, грубо, не уважали, не любили)

- Где спала бабка? (на сундуке)

- Как вы думаете, почему она ворочалась всю ночь? (ей неудобно было спать на сундуке)

- Какие обязанности по дому выполняла бабка? (готовила, убирала, мыла, вязала)

- Какой наказ даёт бабка своему внуку? (Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое. В старину говоривали: трудней всего три вещи в жизни – богу молиться, долги платить да родителей кормить)

- Когда у Борьки начало изменяться отношение к бабушке? (когда к нему пришел товарищ)

- Сценку этого эпизода покажут….

(сценка эпизода)

- Как называет бабку Борька? (старушенция)

- А как отзывается товарищ о своей бабушке? ( с уважением)

Слайд 9

V. Физминутка (ритмическая гимнастика: дети маршируют, читая стих).

- Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Стучат колеса: тук- тук- тук,

И под веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей,

Везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог

И вкусный испечет пирог,

Расскажет сказку про зверей.

Мы едем к бабушке своей.

VI. Применение новых знаний

  1. Характеристика героев произведения



- Разделитесь на две группы. 1 группа будет составлять характеристику Борьки и бабки, 2 группа – родители, товарищ.

- Обсудите и выберите те качества, которые подходят для каждого из героев. Закрепите эти листочки на доске.

- Итак, начнем с первой группы. Вы выбрали такие черты характера…

1 гр. 2 гр. 1 гр.

Борька Родители Бабка

грубый грубые уважительная

невоспитанный равнодушные заботливая

неласковый злые добрая

невнимательный бессердечные справедливая

мудрая

2гр.

Товарищ Борьки

воспитанный

добрый

внимательный

ласковый



  1. Обсуди значение пословицы

- Каждая группа получает одну пословицу . Вы должны прочитать её и связать её толкование с рассказом.

(Что посеешь, то и пожнёшь. – Как дети относятся к своим родителям, так потом к ним будут относиться их дети.

Как аукнется, так и откликнется. -Как воспитаешь своего ребёнка, так он и будет к тебе относиться.



  1. Работа в рабочей тетради (дифференцированная работа)

- Откройте рабочую тетрадь на странице 73. Выберите те задания, с которыми вы сможете справиться самостоятельно.

- Поднимите руки, кто выполнил одно задание, два задания, все задания. Молодцы.

4. Составление обложку (работа в парах)

- Нарисуйте обложку к данному произведению.

- Чем заканчивается рассказ? (бабушка умерла)

- Что она оставила после себя? (сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка – тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел: – «Внуку моему Борюшке». )

- Где находился сверток? (в шкатулке)

- Что такое шкатулка?

(поиск информации в Интернете)

Слайд 10

Шкатулка – небольшой ящик для мелких вещей.

- Кто из вас увидел в Борьке себя?

- Как вы относитесь к своим близким, всегда ли вы к ним внимательны?

- Расскажите о своих бабушках.

(рассказ детей о своей бабушке)

VII. Итог урока

-К сожалению, герои рассказа В.Осеевой слишком поздно поняли, какой замечательный заботливый человек был с ними рядом.

- Чему научил вас этот рассказ? (Любить и беречь близких людей, заботится о них, пока они живы, иначе будет поздно; ценить семью).

- Продолжите предложение: Прочитав рассказ, я для себя извлёк урок…

- Оценки за урок получили….



VIII. Домашнее задание (разноуровневые задания)

1.Краткий пересказ содержания рассказа

2.Сочинение-миниатюра «Моя бабушка»

3.Прочитать на выбор отрывок по ролям

Слайд 11

- Завершить хочу урок следующими словами.



Не бросайте стариков, жалейте,
Уважайте старость и лелейте,
Им дарите ласку и вниманье,
И любви великое признанье.

Утешайте в скорби и печали,
В час, когда сердца стучать устали,
Окружите теплотой и светом,
И не ждите скорого ответа.

Не бросайте стариков, любите,
Память об ушедших сохраните.
Сердце на заботу отзовется,
И любовь сторицей к вам вернется!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Автор: Абрамова Наталия Николаевна

Дата: 19.02.2017

Номер свидетельства: 393642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок литературного чтения по рассказу В. Осеевой "Бабка""
    ["seo_title"] => string(55) "urok_literaturnogo_chteniia_po_rasskazu_v_oseevoi_babka"
    ["file_id"] => string(6) "585736"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1629830167"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства