Данный урок входит в систему уроков по теме «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина», раздел «Русские писатели», УМК «Школа России».
технология проблемного обучения, работа в группах, здоровьесберегающие технологии.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. | - Здравствуйте, ребята! В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. | Слушают учителя, проверяют готовность к уроку |
2. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности | - Ребята, я хочу вам загадать загадку: Ревёт ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поёт ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. - Конечно, это эхо. А как вы думаете кто автор этой загадки? - Это Александр Сергеевич Пушкин. Мы продолжаем знакомство с творчеством этого поэта. | Отвечают на вопросы учителя - Эхо. Предположения об авторстве. |
3.Актуализа-ция и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Мы уже прочитали один раз «Сказку о рыбаке и рыбке», я думаю, что вы сможете ответить на мои вопросы: Где жили старик со старухой? Чем занимался старик? Какое чудо случилось со стариком? Что попросил старик у рыбки в первый раз? Много ли в корыте корысти? Что за светелка была в избе у старухи? Для чего нужна душегрейка? Почему именно на маковке была кичка у старухи? Что за белены объелась баба? Почему нельзя садиться не в свои сани? | -У самого моря. -Ловил рыбу. -Вытащил золотую рыбку. - Корыто. |
4. Выявление места и причины затруднения | - Почему не на все вопросы вы смогли ответить? - Как же нам узнать, что означают эти слова? Представьте, что сегодня я не могу вам оказывать помощь на уроке, как же вы справитесь с этим заданием? | - Не можем ответить, потому что не знаем значения некоторых слов. - Можно угадать, что означают эти слова. Можно поискать где-нибудь информацию. |
5.Построение проекта выхода из затруднения | - Где можно найти объяснение непонятных слов? - Что вы знаете о словарях? - Вам сегодня на уроке помогут Толковый словарь и Словарь фразеологизмов. - Что означает слово «толковый»? А «растолковывать»? - Так чем вам поможет толковый словарь? - Другой словарь называется «фразеологический». Он нам объяснит значение фразеологизмов. Подумайте, от какого слова образовано слово фразеологизм? - А что такое «фраза»? - Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову. - Давайте вернемся к автору нашей сказки А.С. Пушкину. У Александра Сергеевича Пушкина был друг - Владимир Иванович Даль, с ним они обсуждали творческие идеи и планы. Однажды во время поездки в почтовой повозке 18-летний Даль услышал от ямщика незнакомое слово, узнал его значение и записал в свою записную книжку. С тех пор Владимир Даль начал записывать незнакомые ему слова. - Владимир Иванович Даль в течение 53-х лет собирал слова, из которых составил "Толковый словарь живого великорусского языка". Это один из крупнейших словарей русского языка, в нем собрано 200 000 слов и 30 000 пословиц. | - В словарях. - Мы уже знакомы с орфографическим словарем. - Умный, объяснять. - Объяснит значение слов. - Фраза. - Несколько слов, сочетание слов. (значение слова «ямщик» мы узнали, при чтении стихотворения Пушкина «Зима!...») |
6. Реализация построенного проекта- | - Сегодня мы будем учиться работать с толковым словарем. - Весь класс мы разделим на 6 групп, каждая группа получит по одному вопросу из тех, на которые вы не смогли ответить и, пользуясь словарями, объяснит нам значения непонятных слов. - Прежде чем начинать работу в группах надо распределить обязанности в группе: - искатели информации - писари - выступающие. - Каждая группа получит памятку «Как пользоваться словарем». | Деление на группы, распределение обязанностей. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Наблюдение за работой групп. Помощь в поиске нужного значения слова. | Работа со словарями, запись значений слов, подготовка к выступлению. |
8. Включение в систему знаний и повторение | - Прежде чем каждая группа объяснит значение своего слова, предлагаю вам предположить, что означает слово, которое группа искала в словаре. - Теперь выслушаем ответ представителя группы и попытаемся ответить на вопросы, заданные в начале урока. Много ли в корыте корысти? Что за светелка была в избе у старухи? Для чего нужна душегрейка? Почему именно на маковке была кичка у старухи? Что за белены объелась баба? Почему нельзя садиться не в свои сани? - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. | Выступление представителя каждой группы, объяснение значения слова. После этого учащиеся отвечают на вопрос. |
9. Рефлексия | - Ребята, почему вы не смогли ответить на эти вопросы в начале урока, а сейчас у вас это не вызвало затруднений? - Чем вы пользовались для поиска информации? - Какие словари вам сегодня помогли справиться с заданием? - Значение каких новых слов вы узнали сегодня? - С какими фразеологизмами познакомились? - В каких ситуациях вам пригодится умение пользоваться словарем? - Оцените работу своей группы, обоснуйте ответ. | - Потому что не знали значения некоторых слов. - Словарями. -Толковый словарь и Словарь фразеологизмов. Корысть, светелка, кичка, маковка, душегрейка. «Белены объелся», «не садись не в свои сани». Учащиеся оценивают свою работу на уроке |
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Дома вам надо будет прочитать еще раз сказку, воспользоваться толковым словарем и при помощи рисунков объяснить значение слов: землянка, чупрун, печатный пряник. - Спасибо за работу на уроке! | Запись домашнего задания в дневник. |