kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения во 2 классе «Знакомство с «Толковым словарем русского языка» и «Словарем фразеологизмов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения во  2 классе

«Знакомство с  «Толковым словарем  русского языка»  и «Словарем фразеологизмов»  при чтении произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

                

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературоного чтения»

Урок литературного чтения во 2 классе

«Знакомство с «Толковым словарем русского языка» и «Словарем фразеологизмов» при чтении произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»


Автор:

Мищенко Наталья Александровна, учитель начальных классов

МБОУ ООШ №81 города Краснодара


Тема урока:

Целевая аудитория урока: учащиеся 2 класса общеобразовательной школы.

Роль и место урока в системе работы педагога.

Данный урок входит в систему уроков по теме «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина», раздел «Русские писатели», УМК «Школа России».

Цель урока: формирование навыка самостоятельного осознанного чтения.

Задачи урока:

  • развивать навык осмысленного выразительного чтения;

  • обогащать словарный запас детей;

  • содействовать воспитанию нравственных качеств,

Планируемые результаты.

Предметные: закрепление знаний, умений и навыков работы с литературным произведением, формирование умения находить необходимую информацию в дополнительных источниках (словарях)

Личностные: формирование познавательного интереса к учебному материалу, формирование умения поиска разных способов решения поставленных задач;

Метапредметные: формирование умения работать в группе, учитывать мнение партнёра в сотрудничестве с целью успешности диалога.

Форма проведения: урок открытия нового знания.

Используемые педагогические технологии, методы, приемы:

технология проблемного обучения, работа в группах, здоровьесберегающие технологии.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока.

Оборудование:

учебник «Литературное чтение» 2 класс (авторы: Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др), «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова, «Фразеологический словарь» А.И. Фёдорова, презентация к уроку, памятка «Как пользоваться Толковым словарем».

Интернет-источники:

https://multi-mama.ru/stihi-pushkina-dlya-detej/

https://nukadeti.ru/skazki/puskin_skazka_o_rybake_i_rybke

https://infourok.ru/orgmoment-v-stihah-dlya-mladshih-klassov-1155399.html

https://gufo.me/dict/ushakov

https://www.culture.ru/poems/4442/ekho


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.  

- Здравствуйте, ребята!

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Слушают учителя, проверяют готовность к уроку

2. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

- Ребята, я хочу вам загадать загадку:

Ревёт ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поёт ли дева за холмом —

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.
- Конечно, это эхо. А как вы думаете кто автор этой загадки?

- Это Александр Сергеевич Пушкин. Мы продолжаем знакомство с творчеством этого поэта.

Отвечают на вопросы учителя

- Эхо.







Предположения об авторстве.

3.Актуализа-ция и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии



Мы уже прочитали один раз «Сказку о рыбаке и рыбке», я думаю, что вы сможете ответить на мои вопросы:

  • Где жили старик со старухой?

  • Чем занимался старик?

  • Какое чудо случилось со стариком?

  • Что попросил старик у рыбки в первый раз?

  • Много ли в корыте корысти?

  • Что за светелка была в избе у старухи?

  • Для чего нужна душегрейка?

  • Почему именно на маковке была кичка у старухи?

  • Что за белены объелась баба?

  • Почему нельзя садиться не в свои сани?




-У самого моря.

-Ловил рыбу.

-Вытащил золотую рыбку.

- Корыто.





4. Выявление места и причины затруднения

- Почему не на все вопросы вы смогли ответить?




- Как же нам узнать, что означают эти слова? Представьте, что сегодня я не могу вам оказывать помощь на уроке, как же вы справитесь с этим заданием?


- Не можем ответить, потому что не знаем значения некоторых слов.

- Можно угадать, что означают эти слова. Можно поискать где-нибудь информацию.

5.Построение проекта выхода из затруднения

- Где можно найти объяснение непонятных слов?

- Что вы знаете о словарях?

- Вам сегодня на уроке помогут Толковый словарь и Словарь фразеологизмов.

- Что означает слово «толковый»? А «растолковывать»?

- Так чем вам поможет толковый словарь?

- Другой словарь называется «фразеологический». Он нам объяснит значение фразеологизмов. Подумайте, от какого слова образовано слово фразеологизм?

- А что такое «фраза»?

- Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову.

- Давайте вернемся к автору нашей сказки А.С. Пушкину. У Александра Сергеевича Пушкина был друг - Владимир Иванович Даль, с ним они обсуждали творческие идеи и планы. Однажды во время поездки в почтовой повозке 18-летний Даль услышал от ямщика незнакомое слово, узнал его значение и записал в свою записную книжку. С тех пор Владимир Даль начал записывать незнакомые ему слова.

- Владимир Иванович Даль в течение 53-х лет собирал слова, из которых составил "Толковый словарь живого великорусского языка". Это один из крупнейших словарей русского языка, в нем собрано 200 000 слов и 30 000 пословиц.

- В словарях.

- Мы уже знакомы с орфографическим словарем.


- Умный, объяснять.

- Объяснит значение слов.




- Фраза.

- Несколько слов, сочетание слов.



(значение слова «ямщик» мы узнали, при чтении стихотворения Пушкина «Зима!...»)

6. Реализация построенного проекта-

- Сегодня мы будем учиться работать с толковым словарем.

- Весь класс мы разделим на 6 групп, каждая группа получит по одному вопросу из тех, на которые вы не смогли ответить и, пользуясь словарями, объяснит нам значения непонятных слов.

- Прежде чем начинать работу в группах надо распределить обязанности в группе:

- искатели информации

- писари

- выступающие.

- Каждая группа получит памятку «Как пользоваться словарем».

Деление на группы, распределение обязанностей.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Наблюдение за работой групп.

Помощь в поиске нужного значения слова.


Работа со словарями, запись значений слов, подготовка к выступлению.

8. Включение в систему знаний и повторение

- Прежде чем каждая группа объяснит значение своего слова, предлагаю вам предположить, что означает слово, которое группа искала в словаре.

- Теперь выслушаем ответ представителя группы и попытаемся ответить на вопросы, заданные в начале урока.

  • Много ли в корыте корысти?

  • Что за светелка была в избе у старухи?

  • Для чего нужна душегрейка?

  • Почему именно на маковке была кичка у старухи?

  • Что за белены объелась баба?

  • Почему нельзя садиться не в свои сани?

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.

Выступление представителя каждой группы, объяснение значения слова. После этого учащиеся отвечают на вопрос.

9. Рефлексия

- Ребята, почему вы не смогли ответить на эти вопросы в начале урока, а сейчас у вас это не вызвало затруднений?

- Чем вы пользовались для поиска информации?

- Какие словари вам сегодня помогли справиться с заданием?

- Значение каких новых слов вы узнали сегодня?

- С какими фразеологизмами познакомились?

- В каких ситуациях вам пригодится умение пользоваться словарем?

- Оцените работу своей группы, обоснуйте ответ.

- Потому что не знали значения некоторых слов.

- Словарями.

-Толковый словарь и Словарь фразеологизмов.

Корысть, светелка, кичка, маковка, душегрейка.

«Белены объелся», «не садись не в свои сани».

Учащиеся оценивают свою работу на уроке

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Дома вам надо будет прочитать еще раз сказку, воспользоваться толковым словарем и при помощи рисунков объяснить значение слов:

землянка, чупрун, печатный пряник.

- Спасибо за работу на уроке!

Запись домашнего задания в дневник.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мищенко Наталья Александровна

Дата: 07.12.2021

Номер свидетельства: 593821

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1700 руб.
2430 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1710 руб.
2440 руб.
1700 руб.
2430 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства