kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения во 2 классе «Знакомство с «Толковым словарем русского языка» и «Словарем фразеологизмов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения во  2 классе

«Знакомство с  «Толковым словарем  русского языка»  и «Словарем фразеологизмов»  при чтении произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

                

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературоного чтения»

Урок литературного чтения во 2 классе

«Знакомство с «Толковым словарем русского языка» и «Словарем фразеологизмов» при чтении произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»


Автор:

Мищенко Наталья Александровна, учитель начальных классов

МБОУ ООШ №81 города Краснодара


Тема урока:

Целевая аудитория урока: учащиеся 2 класса общеобразовательной школы.

Роль и место урока в системе работы педагога.

Данный урок входит в систему уроков по теме «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина», раздел «Русские писатели», УМК «Школа России».

Цель урока: формирование навыка самостоятельного осознанного чтения.

Задачи урока:

  • развивать навык осмысленного выразительного чтения;

  • обогащать словарный запас детей;

  • содействовать воспитанию нравственных качеств,

Планируемые результаты.

Предметные: закрепление знаний, умений и навыков работы с литературным произведением, формирование умения находить необходимую информацию в дополнительных источниках (словарях)

Личностные: формирование познавательного интереса к учебному материалу, формирование умения поиска разных способов решения поставленных задач;

Метапредметные: формирование умения работать в группе, учитывать мнение партнёра в сотрудничестве с целью успешности диалога.

Форма проведения: урок открытия нового знания.

Используемые педагогические технологии, методы, приемы:

технология проблемного обучения, работа в группах, здоровьесберегающие технологии.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока.

Оборудование:

учебник «Литературное чтение» 2 класс (авторы: Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др), «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова, «Фразеологический словарь» А.И. Фёдорова, презентация к уроку, памятка «Как пользоваться Толковым словарем».

Интернет-источники:

https://multi-mama.ru/stihi-pushkina-dlya-detej/

https://nukadeti.ru/skazki/puskin_skazka_o_rybake_i_rybke

https://infourok.ru/orgmoment-v-stihah-dlya-mladshih-klassov-1155399.html

https://gufo.me/dict/ushakov

https://www.culture.ru/poems/4442/ekho


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.  

- Здравствуйте, ребята!

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Слушают учителя, проверяют готовность к уроку

2. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

- Ребята, я хочу вам загадать загадку:

Ревёт ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поёт ли дева за холмом —

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.
- Конечно, это эхо. А как вы думаете кто автор этой загадки?

- Это Александр Сергеевич Пушкин. Мы продолжаем знакомство с творчеством этого поэта.

Отвечают на вопросы учителя

- Эхо.







Предположения об авторстве.

3.Актуализа-ция и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии



Мы уже прочитали один раз «Сказку о рыбаке и рыбке», я думаю, что вы сможете ответить на мои вопросы:

  • Где жили старик со старухой?

  • Чем занимался старик?

  • Какое чудо случилось со стариком?

  • Что попросил старик у рыбки в первый раз?

  • Много ли в корыте корысти?

  • Что за светелка была в избе у старухи?

  • Для чего нужна душегрейка?

  • Почему именно на маковке была кичка у старухи?

  • Что за белены объелась баба?

  • Почему нельзя садиться не в свои сани?




-У самого моря.

-Ловил рыбу.

-Вытащил золотую рыбку.

- Корыто.





4. Выявление места и причины затруднения

- Почему не на все вопросы вы смогли ответить?




- Как же нам узнать, что означают эти слова? Представьте, что сегодня я не могу вам оказывать помощь на уроке, как же вы справитесь с этим заданием?


- Не можем ответить, потому что не знаем значения некоторых слов.

- Можно угадать, что означают эти слова. Можно поискать где-нибудь информацию.

5.Построение проекта выхода из затруднения

- Где можно найти объяснение непонятных слов?

- Что вы знаете о словарях?

- Вам сегодня на уроке помогут Толковый словарь и Словарь фразеологизмов.

- Что означает слово «толковый»? А «растолковывать»?

- Так чем вам поможет толковый словарь?

- Другой словарь называется «фразеологический». Он нам объяснит значение фразеологизмов. Подумайте, от какого слова образовано слово фразеологизм?

- А что такое «фраза»?

- Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову.

- Давайте вернемся к автору нашей сказки А.С. Пушкину. У Александра Сергеевича Пушкина был друг - Владимир Иванович Даль, с ним они обсуждали творческие идеи и планы. Однажды во время поездки в почтовой повозке 18-летний Даль услышал от ямщика незнакомое слово, узнал его значение и записал в свою записную книжку. С тех пор Владимир Даль начал записывать незнакомые ему слова.

- Владимир Иванович Даль в течение 53-х лет собирал слова, из которых составил "Толковый словарь живого великорусского языка". Это один из крупнейших словарей русского языка, в нем собрано 200 000 слов и 30 000 пословиц.

- В словарях.

- Мы уже знакомы с орфографическим словарем.


- Умный, объяснять.

- Объяснит значение слов.




- Фраза.

- Несколько слов, сочетание слов.



(значение слова «ямщик» мы узнали, при чтении стихотворения Пушкина «Зима!...»)

6. Реализация построенного проекта-

- Сегодня мы будем учиться работать с толковым словарем.

- Весь класс мы разделим на 6 групп, каждая группа получит по одному вопросу из тех, на которые вы не смогли ответить и, пользуясь словарями, объяснит нам значения непонятных слов.

- Прежде чем начинать работу в группах надо распределить обязанности в группе:

- искатели информации

- писари

- выступающие.

- Каждая группа получит памятку «Как пользоваться словарем».

Деление на группы, распределение обязанностей.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Наблюдение за работой групп.

Помощь в поиске нужного значения слова.


Работа со словарями, запись значений слов, подготовка к выступлению.

8. Включение в систему знаний и повторение

- Прежде чем каждая группа объяснит значение своего слова, предлагаю вам предположить, что означает слово, которое группа искала в словаре.

- Теперь выслушаем ответ представителя группы и попытаемся ответить на вопросы, заданные в начале урока.

  • Много ли в корыте корысти?

  • Что за светелка была в избе у старухи?

  • Для чего нужна душегрейка?

  • Почему именно на маковке была кичка у старухи?

  • Что за белены объелась баба?

  • Почему нельзя садиться не в свои сани?

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.

Выступление представителя каждой группы, объяснение значения слова. После этого учащиеся отвечают на вопрос.

9. Рефлексия

- Ребята, почему вы не смогли ответить на эти вопросы в начале урока, а сейчас у вас это не вызвало затруднений?

- Чем вы пользовались для поиска информации?

- Какие словари вам сегодня помогли справиться с заданием?

- Значение каких новых слов вы узнали сегодня?

- С какими фразеологизмами познакомились?

- В каких ситуациях вам пригодится умение пользоваться словарем?

- Оцените работу своей группы, обоснуйте ответ.

- Потому что не знали значения некоторых слов.

- Словарями.

-Толковый словарь и Словарь фразеологизмов.

Корысть, светелка, кичка, маковка, душегрейка.

«Белены объелся», «не садись не в свои сани».

Учащиеся оценивают свою работу на уроке

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Дома вам надо будет прочитать еще раз сказку, воспользоваться толковым словарем и при помощи рисунков объяснить значение слов:

землянка, чупрун, печатный пряник.

- Спасибо за работу на уроке!

Запись домашнего задания в дневник.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мищенко Наталья Александровна

Дата: 07.12.2021

Номер свидетельства: 593821

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства