• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;
• совершенствовать библиографические навыки;
• закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
• развивать читательский интерес.
УУД:
Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; ориентироваться в тексте; анализировать произведение с целью соотнесения иллюстрации с эпизодом; формулировать несложные выводы.
Регулятивные:осознавать и принимать учебную задачу; контролировать себя при чтении; способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления; учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого; ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.
Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания, задавать вопросы; воспитыватькультуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.
Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений; формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского.
Ожидаемые результаты урока: заинтересовать учащихся творчеством В.Ю.Драгунского; совершенствование умений работать в паре, группах и самостоятельно, а также анализировать произведение. Формы организации работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная. Формы организации работы учителя: организаторская, обучающая, контролирующая, оценивающая.
Ход урока
Организационный момент
-Ребята, сегодня у нас открытый урок. «Открытый» он называется потому, что двери нашего кабинета открыты для всех желающих посмотреть нашу с вами совместную работу. Вот поэтому у нас сегодня так много гостей.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
-Начинаем урок литературного чтения
II. Проверка домашнего задания. (работа в парах)
Работа с тестом по произведению «Сказка о потерянном времени» (распечатан на листах)
Что получилось, когда вы вписали буквы в таблицу
БЕРЕГИ ВРЕМЯ!
- В каком разделе находится это произведение? («Делу время – потехе час»)
Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время?
III. Основная часть урока
Речевая разминка ( текст напечатан на карточках).
Причина
«Причина»- какое удобное слово!
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,
Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко…
Причину найдёшь –
И дыши глубоко!
С совестью мир,
Не запятнана честь…
Чего-то там нет,
Но причина-то есть!
Ребята, ребята,
Вы завтра – мужчины.
Не надо причин!
Не ищите причины!
( В.Викторов)
- Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.
- Прочитайте, начиная шепотом, увеличивая силу голоса.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте выразительно.
- Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл? (нельзя искать причину, если ты забыл, поленился выучить уроки).
- А сейчас вы догадались, о чем будем говорить на уроке?
- Расшифруйте фамилию автора произведения.
– Мы с вами познакомимся с произведением В.Ю. Драгунского.
Биография ( рассказ детей)
Родился писатель в Америке, в Нью-Йорке, но жизнь в чужой стране оказалась непростой в Белоруссию, город Гомель. 4слайд.
У Виктора рано умер отец, мальчику было 5 лет. А когда исполнилось 12 – семья переезжает в Москву. 5слайд.
В 16 лет В.Драгунскому, мечтавшем о театре, пришлось пойти работать, (6 слайд) чтобы помочь обеспечить маму и младшего брата. 6слайд. Какими только профессиями ни овладел Драгунский!
Был он бакенщиком. А кто это, ребята? ( рабочий – сторож при бакене. А бакен, посмотрите на нижнее фото, это плавучий деревянный знак, который ставят для обозначения опасности на пути следования судов.( похож на современный буёк)
Был шорником. А это что за профессия? Посмотрите на фото. Шорник – специалист по конской упряжи. Шил конскую сбрую.
И перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. А также трудился на заводе токарем.
Но актером он все-таки стал, как и мечтал. Сначала цирковым артистом – клоуном. А затем (в Московском театре транспорта, сейчас это театр имени Н.В.Гоголя.
Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети, мамы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха, такой весёлый это был Дед Мороз.
Виктор Драгунский был даже клоуном в цирке на Цветном бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто-мортале делать, и по канату ходить, и петь, и танцевать, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.
Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.
- Какие произведения этого автора вы знаете? Чем они вам понравились?
– Что у них общего? Какие они? (о детях, о Денисе Кораблеве)
Работа над новым материалом. Загадка
Летом бежит,зимой спит, Весна настала – опять побежала
Сегодня мы прочитаем еще один рассказ В.Ю. Драгунского, который называется «Главные реки».
- Как вы думаете, о чем он может быть? (Может о реках, о путешествии, о чем-то главном)
5. Чтение и слушание и беседа во время чтения.
Первую часть дети читают самостоятельно. (с.17)
- Что мы узнали интересного о герое? ( ему 8 лет и он вчера догадался только, что уроки надо все-таки учить)
- А что надо было выучить? (отрывок из стихотворения Некрасова и главные реки Америки)
- Как вы думаете, что будет в школе на следующий день? ( получит двойку, если его спросит учитель)
Слушаем вторую часть
Словарная работа одновременно с чтением проводится.
- Позор – стыд, бесчестье;
- Примчаться – очень быстро прибежать;
- Во всю прыть – очень быстро, на пределе своих возможностей.
Слушаем третью часть
- Почему испортилось настроение у Дениса? (не выучил домашнее задание)
- Почему Мишка отвернулся? ( Ему стало обидно, он хотел помочь, а Денис грубо ему ответил)
Продолжаем читать по цепочке четвертую часть.
- - Как вы понимаете слово «продекламировать»? (прочитать выразительно). Выразительно читать, произносить художественный текст, в данном случае стихи.
- А что обозначает слово «кругозор»? В «Словаре» Ожегова кругозор в прямом значении – Пространство, которое можно окинуть взором. Но здесь в переносном значении – объем знаний, интересов кого-либо.
- Почему у Дениски заболел живот?( потому что он не подготовил и это задание)
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
- А вы знаете, как называется самая большая река в Америке? ( Самая длинная река Северной Америки – Миссисипи, на языке индейцев обозначает «Великая река»)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Про Дениску Кораблёва
Нам учитель рассказал!
А теперь глаза откроем,
Влево, вправо поглядим
И плечами мы поводим,
Хоть на месте и сидим.
И продолжим наш урок,
Чтобы знанья были впрок!
- К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?
- Помогают ли герою подсказки друзей? Вот к каким нелепым ситуациям приводит медвежья услуга.
– Давайте подумаем, какой же Дениска в произведениях Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека!
(Ответы детей: Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать ( пол лета читал) ,хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, доводил начатое интересующее его дело до конца, применил полученные теоретические знания на практике – про пожарных…)
– А теперь разберём, какие из них есть у Дениски! (По одному)
Работа с текстом Выборочное чтение.
А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к рассказу.
- Какой эпизод подходит к первой иллюстрации? Найдите и прочитайте(с.18)
- А вторая иллюстрация? (с.23)
- К каким уловкам прибегает Дениска, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей?
- А как автор относится к своему герою? Высмеивает его? ( нет, автор показывает все переживания Дениса, хочет, чтобы и Денис, и читатель понял, что уроки учить нужно всегда)
- Какой вывод для себя сделал Дениска? Прочитайте. (…я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.)
- В каком разделе находится это произведение? («Делу время – потехе час»)
Работа в группах
Составьте из слов пословицы подходящие к нашему разделу
2 группа: СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО!
3 группа: ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, ДА НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛА.
1 группа
Н
Е
З
Н
О
Я
Е
Н
Н
Д
Н
С
С
О
А
Ы
Е
Ь
Т
Н
Т
Т
У
Т
Ы
Д
Ь
С
Ч
И
- Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы прошли ( «Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»)? ( не теряй времени, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня)
- Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего?
IV. Подведение итогов
Чему вы научились на уроке?
Что нового узнали?
- Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему?
- Что мы узнали о Викторе Драгунском?
- Кто он? (ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ)
- Для кого он пишет (ДЛЯ ДЕТЕЙ)
- О ком его рассказы? ( О ДЕТЯХ)
- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Виктора Драгунского? Какой бы вопрос вы мне задали?