- метапредметные: соотносить литературный текст с художественным образом, познакомиться с биографией и творчеством поэта, составлять план работы на уроке и работать по алгоритму, взаимодействовать в паре и группе;
- личностные: видеть и понимать красоту природы.
Оборудование: портрет А. Майкова, сборники его стихов, иллюстрации осенней природы.
Ход урока.
Орг. момент.
Загадка об осени.
Ребята, вспомните, как называется раздел, который мы начали изучать?
(«Краски осени»)
- О чем мы будем читать в этом разделе?
Сегодня утром на крыльце нашей школы я увидела конверт с письмом, оно адресовано вам, ученикам 2 «б» класса.
Как вы думаете, от кого письмо и что там написано?
Давайте прочитаем!
(Письмо красочно оформлено)
(Ученик читает письмо от королевы Осени:
«Дорогие ребята!
Приглашаю вас в гости на праздник осени который состоится 9 октября.
В программе праздника:
- конкурс чтецов
- выставка рисунков и поделок
- конкурс юных сочинителей «Золотое перо»
- представление «Наш театр».
Жду вас с нетерпением!
Надеюсь на ваше творческое участие и активность.
Королева Осень.
- Ребята, вы готовы идти на этот праздник?
(Нет) - Почему?
(Нет рисунков и поделок, не сочинили рассказы и стихи про осень, нет постановки для театра, мало знаем стихов об осени)
- Какую цель поставим перед собой?
(Узнать новые стихи об осени, начать подготовку к празднику, к конкурсу чтецов)
- Одно стихотворение мы уже выучили!
- Кто готов рассказать наизусть стихотворение А, С. Пушкина «Осень»?
(Дети рассказывают)
Беседа:
Оцените выступление: что понравилось? Какие замечания?
Как бы ты оценил себя?- Какое настроение было у поэта, когда он писал стихотворение? (Радостное, он восхищался красотой осенней природы)- Кому из вас очень нравится осень?- Расскажите о своём настроении и ощущениях.
(Дети рассказывают: «Мне очень нравится осень. Она радостная. Листья желтеют и шуршат под ногами. Моросит дождик.»
«Я люблю осеннюю пору. Осень яркая, красивая. Листья падают, кружатся в воздухе. На душе радость.»
«Осень ветреная, сырая. Дожди моросят и льют всё время. На дорогах грязь, лужи. Грустно.»
- Да, осень бывает разная.
- Возможна ли связь между осенней природой и настроением человека?
Обоснуйте своё мнение.
Физкультминутка.
Итак, домашнее задание мы проверили. Как вы думаете, что мы будем делать дальше?
Любая работа выполняется по плану.
- Составим план урока.
На доске открывать пункты:
Проверка домашнего задания.
Знакомство с произведением и автором.
Работа над содержанием.
Конкурс на лучшего чтеца.
Рефлексия (итог урока).
Домашнее задание.
Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 28, «Осень» А. Майков
Аполлон Николаевич Майков – русский поэт, родился в Москве. Древний род Майковых был богат одарёнными людьми.
Отец – академик живописи, мать – поэтесса и переводчица, брат – литературный критик и публицист, другой брат стал историком литературы.
В ранние годы Майков увлекался и живописью и литературой. У него очень много стихов не только для взрослых, но и для детей. Он тоже любил осень, поэтому сочинил стихи об осени для детей. Можно взять в библиотеке и почитать.
- А сейчас я прочитаю вам стихотворение «Осень».
Внимательно послушайте, постарайтесь представить себе картины по услышанному.
- Опишите, какие представления возникли в вашем воображении.
- Мы с вами подошли к 3 пункту плана. Работа над содержанием тоже требует определённого порядка.
Объединитесь в группы и попытайтесь составить порядок работы с художественным (поэтическим) текстом.
(Дети составляют алгоритм. Представитель от каждой группы зачитывает свой алгоритм. Учитель постепенно открывает на доске алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом.)
Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом.
Прочитай текст.
Определи тему текста.
Определи жанр текста.
Объясни непонятные слова и выражения.
Назови слова и выражения, передающие настроение.
Определи главную мысль.
Научись выразительно читать.
(Далее идет работа над текстом стих-я по алгоритму)
Прочитайте внимательно текст (жужжащее чтение).
Тема текста – осень.
Жанр текста – стихотворение (есть рифмы, подчеркнуть, чтение хором с карандашом).
Кроет лист – укрывает землю; вешнюю леса красу – красота эта весенняя, весной деревья одевались листвой, а осенью эта красота опадает; любо – любить, люблю. Что любит автор?
Чтобы написать такое красивое стих – е, нужно вдохновение.
Где поэт наблюдал эту осеннюю картину?
Мысленно представьте то, что он увидел.
Какое настроение у вас возникло? (Радостное, бодрое.) Сожалеет ли автор, что пришла осень?
Найдите слова автора, которые помогают понять нам это, подчеркните их.
Главная мысль: автор хотел показать нам показать красоту и любовь к осени.
Рассмотрите фото на стр. 28.
- Какой период осени запечатлён на ней? Обоснуйте своё мнение.
- Какие краски преобладают на фото?
- Соответствует фото стих – ю?
- Как можно озаглавить фото?
Выразительное чтение стихотворения
Чтение у доски 3 учен.
- Чьё чтение понравилось больше? Почему?
- Кто прочитал более выразительнее, интереснее?
Молодцы! Всем спасибо!
Рефлексия.
Итак, мы подошли к концу нашего урока.
- Кому было интересно на уроке?
- Достигли ли мы цели на нашем уроке?
- Кого можно похвалить за работу на уроке?
Молодцы, работали все дружно, активно. Не забывайте, что нас пригласили на праздник, готовьтесь.