kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения на тему А. П. Гайдар "Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок первичного усвоения знаний с использованием приемов критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на тему А. П. Гайдар "Совесть"»

Юрьева Светлана Борисовна Жигаловская СОШ №1

Литературное чтение 2 класс

Тема: А. П. Гайдар Совесть.

Цели:

- Образовательная: На основе анализа художественного произведения провести исследование проблемы «Почему возникает чувство совести».

- Воспитательная: Формировать понимание необходимости делать правильный выбор в момент принятия решений.

Планируемые результаты.

Предметные:

- знать новое произведение А. П. Гайдара

- знать виды текстов и части текста – повествования

- уметь доказать принадлежность текста определенному виду

- уметь дать определения понятиям

- уметь брать информации с иллюстрации

Личностные:

- осознавать значимость проведенного исследования для своих поступков

- возникновение потребности прийти на помощь

- самооценка собственных действий и достижений

Метапредметные:

- самостоятельная постановка целей урока, выдвижение гипотез и определение задач этапов урока

- самостоятельное построение речевых высказываний по поводу самооценки, выполнения заданий, сделанных выводов

- самостоятельное определение способов поиска информации, выводов

- самостоятельная работа по заданной инструкции

- самостоятельное распределение обязанностей в паре и совместное обобщение результатов

- выяснить факты, характерные времени, в которое жили герои

Оборудование: учебник Э.Э.Кац Литературное чтение 2 класс, картина Ф. Решетникова «Опять двойка», карточки для работы в паре, документ – камера.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Пусть этот урок несёт нам радость общения.

Наполнит сердца благородным чувством.

  1. Мотивация.

Предлагаю рассмотреть картину, её автор Ф. Решетников. Предположите, как она может называться? Какие чувства испытывает мальчик, который стоит на переднем плане?

( «Опять двойка») Обучающиеся предлагают версии.

- Почему я начала урок с представления этой картины? ( версии)

- Мы будем читать произведение А. П. Гайдара «Совесть».

3. Определение целей урока.

- С какой целью мы будем читать это произведении? ( Мы должны прочитать произведение, чтобы узнать, о чём оно и какова его идея.)

4. Словарная работа.

Анализируют лексические значения слов: смекнуть, шмыгнуть, украдкой, болтается по городу.

5. Выдвижение гипотезы о возможных причинах появления чувства совести, опираясь на собственный опыт.

- Встречались ли вы в жизни с ситуациями, когда возникало чувство «совесть»?

Примеры обучающихся.

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на странице 94 учебника и предположите причины, из – за которых возникло чувство совести, какие версии оставим для нашего рассказа.

Гипотезы:

  1. Мальчик грубо разговаривал

  2. Не хотел идти в школу (мальчик)

  3. Они вместе сделали что – то нехорошее

- Как будем искать информацию, чтобы найти правильные версии?

( Будем читать произведение, и анализировать его)

6. Работа над произведением.

- Прежде чем прочитать произведение, рассмотрите иллюстрацию, скажите, события будут происходить в современное время, происходили в прошедшие времена?

- Как догадались?

Они жили в прошедшие времена, так как у девочки на груди галстук пионера, штанишки мальчика с лямками на перекрест.

- Попробуйте обратить внимание на доказательство эпохи при чтении текста.

Первичное чтение учителем. Анализ.

- Определите тип текста (повествование, рассказ)

- Кто герои произведения? Давно ли они жили?

- Как Нина оказалась в роще? Подумайте, почему она не приготовила уроки? ( Поленилась, что – то болело, сложно было, слишком поздно села за уроки и т. д.) Для чего надо было идти именно в рощу?

- Что Нина подумала о малыше?

- Почему Нина решила помочь мальчику? О чём говорит желание помочь мальчику?

7. Решение учебной задачи.

Карточки для работы в паре.

Одна голова хорошо, а две лучше.


Прочитайте вопросы.

  1. Все ли герои по доброй воле оказались в роще?

  2. С каким настроением гуляла в роще девочка?

  3. Почему так быстро поменялось настроение девочки, когда она оказалась одна?

  4. С каким настроением шёл мальчик?

  5. Что постаралась Нина скрыть от малыша? Почему?

  6. Все ли герои столкнулись с чувством стыда?

Найдите в тексте ответы на вопросы о героях. Отметьте цифрами, соответственно вопросам.

Сравните поведение героев. Сделайте вывод, кто из них мог бы избежать неловкой ситуации, если бы хорошо подумал о последствиях.


Фронтальная проверка. Пары представляют свои выводы.

- Мы ставили гипотезы, какая из них подтвердилась? Всегда ли можно распознать по внешности, что человек переживает чувство совести? Сразу ли возникает это чувство после поступка?

- Что значит выражение «грызла беспощадная совесть»?

- Как писатель показал проявление совести у девочки? (Плакала, тяжело на сердце в контрасте с пением птиц.)

8. Вывод на идею произведения.

Пусть чистая совесть приносит облегчение

Иногда мы поступаем, не подумав о последствиях своих поступков.

Дай совет детям, кто оказался в такой же ситуации как Нина Карнаухова.

Озвучьте перед классом.

- Для возникновения чувства совести могут быть разные причины?

- Какая причина на картине Ф. Решетникова?

- Почему А. Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История С Ниной» или « Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?

- Какова идея произведения?

Подводят итоги урока.

9. Домашнее задание. По выбору.

1) Перечитайте рассказ. Выберите пословицу, которая подходит к нему как заголовок

Поспешишь – людей насмешишь.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Семеро одного не ждут.

Совесть – не сосед, от неё не уйдёшь.

2) Если ты читал другое произведение, в котором совесть заставляла человека исправлять свои плохие поступки, кратко расскажи о прочитанном.

3) Если ты слышал когда – нибудь голос своей совести, расскажи или напиши об этом.

10. Рефлексия

Вспомните, что мы говорили о совести во время урока. А теперь я предлагаю прочитать определение в толковом словаре.

Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, перед обществом.

Выбери предложение и продолжи.

Без совести….

Совесть может…

Поступаю по совести…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения на тему А. П. Гайдар "Совесть"

Автор: Юрьева Светлана Борисовна

Дата: 06.08.2019

Номер свидетельства: 517403

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок литературного чтения во 2 классе по теме В.Осеева "Сыновья" "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-v-osieieva-synov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "169074"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423336021"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства