Урок литературного чтения Н. Булгаков "Анна, не грусти"
Урок литературного чтения Н. Булгаков "Анна, не грусти"
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, выразительно читать рассказ,отражая его настроение,определять главную мысль текста, высказывать своё мнение о прочитанном, соотносить содержание произведения с пословицами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Н. Булгаков "Анна, не грусти"»
Урок
литературного чтения
во 2 классе
УМК «Школа России»
Тема: Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Урок составила: Лакутина В. В.
Урок литературного чтения во 2 классе УМК «Школа России»
Тема: Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Цели урока:
Образовательные:
Создавать условия для совершенствования навыка чтения , умения работать с текстом (прогнозировать имя автора произведения по выставке книг и содержания произведения по ряду картин и иллюстраций , отвечать на вопросы по содержанию).
Создавать условия дляразвития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Содействовать формированию внимания к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков.
культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе групповой, воспитанию интереса к чтению.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по названию текста).
Личностные: Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).
Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Тип урока : урок открытия новых знаний
Оборудование: презентация, портрет писателя, «Цветок дружбы», словарь С. И. Ожегова, карточки с пословицами
Ход урока
I. Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Учитель: Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.
– Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки.
Мы не случайно так необычно начали наш урок.
- Пусть этот день несет нам радость общения,
наполнит сердце благородными стремлениями!
Прослушивание фрагмента «Песни старухи Шапокляк»
Автор текста (слов): Успенский Э.; композитор (музыка): Шаинский В.
Кто людям помогает – тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
Поэтому я всем и каждому советую
Всё делать точно так,
Как делает старуха по кличке Шапокляк.
Как делает старуха по кличке Шапокляк!
Кто людям помогает – тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя
Прославиться нельзя, прославиться нельзя.
- Вам понравилась эта песенка?
Нам всем хорошо знакома эта старушка из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» и эти призывные строчки из её песенки:
Кто людям помогает – тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
- Я с этим в корне не согласна, и предлагаю Вам поспорить с многоуважаемой старушкой.
II. Этап актуализации и пробного учебного действия.
- Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает – не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее. Об этом повествует и притча, которую вы сейчас послушаете.
Притча «Спасти звезду»
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
- А какой вывод мы можем сделать из этой притчи?
-Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах. Об этом очень хорошо сказал Дмитрий Михайлович Быковицкий:
Хоть немодным прослыть рискую,
К милосердию всех зову,
Чтоб сумели, смогли боль чужую
Вы прочувствовать, будто свою.
-Предлагаю эти строки записать не только эпиграфом урока, но и оставить навсегда в своих сердцах.
III. Этап выявления места и причины затруднения.
- Ребята, а что же такое милосердие? Какое красивое слово!
- Вам знакомо это понятие? Каково значение слова
МИЛОСЕРДИЕ | Толковый словарь С. И. Ожегова:
готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.
- Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, поговорим о таких качествах как милосердие, , сострадание, прочитав рассказ Н . Булгакова “Анна, не грусти!”
Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”.
В жизни очень важно уметь сопереживать сочувствовать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду.
Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ?
Первичное чтение учителем с прогнозированием.
а) Первичное восприятие произведения.
Какое чувство вызвало это произведение?
Что понравилось? Чем?
Что не понравилось?
б) Словарная работа
Прежде, чем мы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом ( по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).
Спе-ци -аль-ная – специальная.
Про-ко-ря-бал – прокорябал.
Полу-ле-жа-ла – полулежала.
Встре-пе-ну-лась – встрепенулась.
Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную.
Трол-лей-бус – троллейбус.
За-пла-кан-ное – заплаканное.
Физминутка
«СПАСИ ПТЕНЦА»
-Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!
В) Перечитывание текста учащимися по цепочке.
Проводится необходимая словарная работа по ходу перечитывания и комментирование текста.
-Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей?
-Почему больницу называют особой, строгой?
-Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате?
-Почему Катя стала счастливая?
-Подберите синонимы к слову печальная.
Беседа по содержанию.
-Почему Аня заплакала, увидев Катю?
-Как девочки разговаривали через стекло?
-Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце?
-Чему радовалась Катя, лёжа в больнице?
-А почему Аня оставалась печальной?
-Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?
-Какими качествами обладала Катя?
- Хотел бы ты быть на неё похожим? Почему?
- Вот настоящие друзья. Пусть они для вас будут примером.
- Какая пословица на стр. 84 выражает главную мысль текста?
Работа в группах. Суть групповой работы: посовещавшись в группе, письменно ответить на вопрос «Кто такой друг?», вынести свой вариант ответа на общее обсуждение.
Готов помочь в беде.
Умеет хранить тайну.
Добрый, чуткий человек.
Тот, кто посочувствует.
Честный и преданный
-Вот какой у нас получился “Цветок дружбы”. Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся.
V. Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи
- Говоря о милосердии, я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги, а по порыву души.
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?
- Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям, инвалидам?
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни.
В нашем классе учится Соня Панченко – ребёнок – инвалид, которой необходимо простейшее чувство сострадания, милосердия, участия. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
Исполнение песни о дружбе.
Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал… Я попробую…
Было интересно… Меня удивило…
Было трудно… Урок дал мне для жизни…
Я выполнял задания… Мне захотелось…
Я понял, что… Я приобрел…
Теперь я могу… Я почувствовал, что…
Домашнее задание: стр. 79 -84, выразительное чтение рассказа, составить вопросы к тексту.