kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения М. М. Пришвин "Птицы под снегом".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит с творчеством М. М. Пришвина и закрепляет знания учащихся о зимующих птицах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения М. М. Пришвин "Птицы под снегом".»

Тема: «М. Пришвин «Птицы под снегом».


Планируемые результаты

Предметные:

  • познакомить учащихся с творчеством писателя;

  • развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;

  • находить ответы на поставленные вопросы словами текста;

  • аргументировать своё мнение.

Личностные:

  • воспитать разумное отношение к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни;

  • умение слышать и слушать друг друга;

  • развитие «Я - концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификация, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия);

  • формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Метапредметные.

Познавательные УУД:

1) Общеучебные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • структуирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста ;

  • формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.

2) Логические универсальные действия:

  • умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • формируем умение представлять информацию в виде схемы;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательства;

  • выдвижение гипотез и их обоснование при поиске фантазийного и реального в рассказе.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умений работать в парах;

  • умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;

  • уметь задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение определять цель деятельности на уроке;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (часть 1) 2 класс Э.Э.Кац, мультимедийная презентация, MP3 записи «Птицы под снегом», «Шум леса», разноцветные жетоны, точка.

Основные понятия, используемые на уроке: текст, тема, идея, олицетворение, сравнение.



Ход урока


1. Организация начала занятия


  • Психологический настрой.


Я рада видеть каждого из вас

И пусть в окно зима прохладой дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь весь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.


-Ваши мышцы все проснулись? Да.

-Ваши губы улыбнулись? Да.

-Приступаем к работе.


2. Упражнения для развития речевого аппарата.


  • Дыхательная гимнастика.

Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.


  • Артикуляционная разминка.

«Губы» (плотно сжав губы, вытягиваем их вперёд; не разжимая губ, растягиваем их в улыбке.)

«Лошадка» (цоканье языком – цок, пауза; цок, цок, пауза)


2. Пятиминутка активного чтения.


3. Актуализация знаний.

- Я зачитаю отрывки из произведений, изученных во 2 классе. А вы отгадайте их автора.


.Я открыл глаза. Белый и ровный снев наполнял комнату. Я встал и подошёл к оку – за стёклами всё было снежно и безмолвно…

Через окно я увидел. Как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела. А снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки.


(К.Г.Паустовский «Первый зимний день»)


.За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой. как лазоревый потолок.Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?


(Н.И.Сладков «Песенки подо льдом»)


- Какая тема объединяет эти рассказы? (Тема природы).

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами сделаем маленькое открытие.

Мы познакомимся с вами с писателем – М. М. Пришвиным, который тоже любил природу и описывал её с необычной стороны, по-особенному.

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году. Прожил 81 год. Родом он был из бедной купеческой семьи, но не смотря на это получил хорошее образование. Работал агрономом, учителем и библиотекарем.


Писать начал в 30 лет.


Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса, поля, реки и озера, в птиц и зверей. Все его произведения проникнуты большой любовью к природе.

- К. Паустовский, Н. Сладков, М. Пришвин и др. – это писатели - натуралисты.

“Это прежде всего люди, которые пишут о животных и о природе по своим собственным наблюдениям и исследованиям, хорошо знающие природу”.


- Заглянем на минутку в виртуальную библиотеку М.Пришвина.


4. Постановка темы урока. Загадки о птицах.


Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла...

Прилетит - плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это...


Рук нет, а строить умеет.


(ПТИЦА)


- Так о ком нам сегодня расскажет М Пришвин?

- Откройте учебник с 128

- Прочитайте название рассказа.

- О какой группе птиц пойдёт речь?


- Обратите внимание на три звездочки. Которые как бы делят рассказ на две части. Дело в том, что в учебнике он напечатан с небольшими сокращениями, а мы сейчас послушаем аудиозапись целого рассказа.


5. Аудирование ( 5 мин)


6. Первичное восприятие. Беседа.


- Где происходят действия, описанные писателем?

- Какие птицы упоминаются в рассказе? (рябчик, тетерев, ястреб, куропатка)

- А что вы знаете об этих птицах?


7. Демонстрация фото.


Рябчик — самый мелкий представитель тетеревиных. Вес даже самых крупных особей редко превышает 500 граммов. В лесу его сложно спутать с другими тетеревиными птицами, от которых он отличается не только небольшой величиной, но и достаточно узнаваемым окрасом. Несмотря на пёстрое, «рябое» оперение (от которого птица и получила своё русское название), уже с небольшого расстояния рябчик кажется однотонным, серо-рыжеватым. Половой диморфизм у рябчика выражен значительно слабее, чем у других тетеревиных — самца от самки в природе различить весьма трудно. Кроме того, в отличие от других тетеревиных, рябчик — моногамная птица[2].


Образ жизни рябчика изучен достаточно полно. Это оседлая птица, не совершающая дальних миграций. Рябчик, как и все тетеревиные, в основном растительнояден, хотя летом в его рационе животные корма занимают значительное место; птенцы же кормятся в основном насекомыми. Зимой рябчик вынужден довольствоваться грубым и малопитательным растительным кормом. При наличии снежного покрова рябчик зимой зарывается в снег, проводя в нём ночь и наиболее холодные часы дня. Это также даёт некоторую защиту от хищников, от которых рябчик сильно страдает как зимой, так и летом.



Тетерев - обычно наземная птица, но в холодное время года держится на деревьях, где добывает себе корм. По земле передвигается подобно домашней курице — быстро бегает и взлетает почти вертикально. След также похож на куриный, но немного меньше размером, и более короткий шаг[8]. Уверенно держится и на деревьях, свободно передвигаясь даже по тонким веткам. Полёт быстрый и энергичный — тетерев за раз может пролететь до нескольких десятков километров без остановки. Обладает хорошим зрением и слухом — в случае опасности быстро взлетает и удаляется на дальнее расстояние. Обычно активен рано утром и вечером, перед закатом солнца. В сильные морозы кормится один раз в сутки, ненадолго выбираясь из-под снега.


Ястребы-тетеревятники — хищные птицы, охотятся на птиц, млекопитающих, беспозвоночных, средних и крупных рептилий. Жертва может составлять до половины веса хищника. Диета разных популяций отличается друг от друга и зависит от окружающей территории, но в общем случае они охотятся на зайцев, белок, дикуш и рябчиков .


Куропатки - являются оседлыми птицами, живут в открытой местности. Питаются разнообразными семенами, иногда насекомыми. Гнёзда устраивают на земле в виде выстланных углублений, расположенных в укромных местах.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу. (Плавное покачивание , поднятыми вверх руками)

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу. (Встряхивание рук перед собой)

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят. (Горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево)

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад (2 раза)





8. Чтение текста «Цепочкой» по 1 предложению.


Словарная работа идет по ходу чтения: день красный, в тот же миг, вершок, шарахнул, обомрет.


Красный день - солнечный зимний день.

В тот же миг - чрезвычайно быстро.

Вершок - старинная русская мера длины, примерно 4,4 см.

Шарахнул - резко, неожиданно ударил.

Обомрет - удивиться, изумиться так, что перехватит дыхание.


После прочтения задается вопрос:

- Почему автор решил, что ястреб не очень умная птица?



9. Выборочное чтение

- Найдите ответы в тексте.

- Какое первое спасение под снегом? Второе? Третье?


Чем питаются тетерева?

- Какая польза от снега этим птицам?

- Почему куропатка дурашливее всех?


- В каком случае Пришвин стрелял из ружья?

(Пришвин стрелял из ружья тогда, когда нужно было защитить свою жизнь или помочь тем, кто нуждается в защите.)



10. Работа в парах. Тест.

Вопросы:


1)Кто автор произведения? М. Пришвин


А) Тютчев


Б) Пришвин


С) Паустовский


2)Как называется произведение? «Птицы под снегом»


А) «Про зайца»


Б) «Ореховый гном»


С) «Птицы под снегом»


3)О скольких птицах говорится в произведении? ( о 4 – ястреб, тетерев, серая куропатка, рябчик)


А) о 5


Б) о 4


С) о 7


4) Сколько спасений несет снег рябчику? (3 – тепло, пища, место спрятаться)


А) 4


Б) 2


С) 3


5)Где ночует Серая куропатка? (в деревне)


А) в лесу


Б) в деревне


С) в городе


6)Тетерев умнее…. (Куропатки)


А) куропатки


Б) петуха


С) рябчика


7)Кому помогал автор? (тетеревам)


А) ястребам


Б) тетеревам


С) парням


8) Что прячет в снег куропатка, при встрече с ястребом? (только голову)


А) лапки


Б) туловище


С) голову



11. Проверка


12. Экологическая пятиминутка

Интересные рассказы писателей натуралистов помогают нам в одно мгновение оказаться на лесной полянке в хороводе берёз и осинок, вместе с ними, рассказчиками, мы пьём дождевую воду из шляпки старого гриба, помогаем, сочувствуем животным.


Как думаете трудно ли этим птицам зимой!




12. Театрализация.

Сценка "Разговор на лесной поляне"

Сцена оформлена в виде лесной полянки. Слышен шум вьюги. На сцене появляется и в страхе оглядываясь назад "ворона".

Ворона. Карррр, карррр… Хулиганы! Ох и тяжко нам,воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.

Появляется "синица"

Синица. Брр, какой в лесу мороз! Здравствуйте тетушка ворона! А я слышу кто-то здесь разговаривает. Дай думаю посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

Ворона. Каррр еле ноги сейчас унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганы! ( ворона грозит "крылом") сидела на заборе думала чем бы поживиться, а ребята снежками в меня снежками

Синица (вздыхает). Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз целый день так и ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из 10 синиц за зиму выживает только 9… Бедные мои синички!

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает, как пережить зиму.

Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всей деревне кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…

Ворона. Что это еще за кормушки?

Синица. Да вон, видишь (показывает "крылом" в зал). У многих ребят в руках кормушки.

Ворона. Кар- р-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по деревне. Три дня ничего не ела, Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки…

Так я и выжила в ту зиму.

Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там ничего нет, забыли ребята корм насыпать. Так и остаешься голодной.

Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?

Синица. Не знаю, сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу. Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все -таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима нам птицам не будет страшна.




Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах!

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

И если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут птицы отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.


- 15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.


13. Итог

- Что нового узнали?

- О чём напомнили птицы?

- Отметки за урок.


14. Домашнее задание по выбору:

- пересказ рассказа

- придумать продолжение рассказа


15. Окончание урока. Рефлексия.


–– Подведем итог нашей беседы.


– Поставим “точку” в конце урока.


На столе перед вами жетоны: красный, желтый, зеленый. Выберите для себя один жетон при условии:

Зелёный – если вам на уроке было интересно;

Оранжевый – если вы в чем–то затруднялись на уроке;

Синий – если вам было трудно на уроке и неинтересно.

(Каждый ребенок подходит к доске и прикрепляет свой жетон. По окончании работы образуется фигура – большая точка, которая может быть разноцветной, в зависимости от выбора цвета жетона).


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения М. М. Пришвин "Птицы под снегом".

Автор: Станишевская Ольга Борисовна

Дата: 01.01.2019

Номер свидетельства: 493490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по литературному чтению М. М. Пришвин "Ребята и утята", 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-m-m-prishvin-riebiata-i-utiata-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413050054"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства