Организационный момент Цель: настрой на работу, 2 мин. | 1.Общая готовность детей к уроку. 2.Концентрация внимания детей. | Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Мы за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели. Посмотрели на гостей И за знаниями скорей! | 1.Самоконтроль готовности. | Регулятивные УУД -Организация рабочего места Личностные УУД -мотивация на учебную деятельность |
I этап до чтения 10 мин. | 1.Проверка домашнего задания. 2.Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. Цель: подвести под понятие, что самым древним жанром народного фольклора разных стран являются сказки о животных, где высмеиваются человеческие пороки и недостатки 3.Антиципация чтения. (работа по учебнику - заглавие) Цель: актуализация мыслительных операций и познавательных процессов (работа по иллюстрации) | - Объясните почему у зайца губа рассечена? _ Подумайте, а откуда у зайца может быть белая шубка? Инсценировка марийской сказки «Откуда у зайца белая шубка» – Как называется раздел, который мы изучаем? - Намек на что делается в сказках? – К какой группе сказок они относятся? – Какую главную задачу выполняют сказки о животных? - Каких героев -животных мы встречали в разделе? Чистоговорка Са-са-са – вот опять идёт … Сы-сы-сы – прибежали две … Су-су-су – дети видели … Сой-сой-сой – волк погнался за … Се-се-се – много сказок о … Ис-ис-ис – в лесу очень много … -Предположите, почему чистоговорка была о лисе? Откройте учебник с. 78 - Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомимся? - Чем интересно название сказки? - Как вы думаете, какой ответ даётся в сказке: научный или сказочный? - А как бы вы сейчас, до чтения сказки, ответили на этот вопрос? - Какому народу принадлежит авторство этой сказки? - Как вы думаете, почему мужик не упомянут в названии сказки? - Предположите, какой момент сказки изображен? - Что интересного находите в изображении лисы? - Что указывает на то, что она ругается? - Как вы думаете, из-за чего у мужика с лисой вышла ссора? - Что можно предположить о петухе? - Давайте проверим свои предположения и прочтем сказку. По ходу чтения отметьте непонятные слова, выражения. | Предположения детей. Инсценировка сказки Сказка - ложь, да в ней намек… Сказки о животных Сказки о животных высмеивают людские пороки Четкое хоровое проговаривание Предположения детей Герои сказки лиса и петух. - Изображён момент ссоры мужика и лисы. | Коммуникативные УУД - умение оформить свои мысли в устной форме, слушать и понимать других. Познавательные УУД – доказывать, аргументировать свою точку зрения Личностные УУД- формирование правильной речи Личностные УУД учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; формулировать собственное мнение и позицию; Познавательные УУД: - умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; Регулятивные УУД: - умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
II этап во время чтения 15-20 мин. | 1.Первичное чтение текста. Цель: знакомство со сказкой. 2. Словарная работа 3. Физминутка 4. Перечитывание текста. | Прослушивание аудиозаписи - Понравилась вам сказка? - Кто же является её главными героями? - Сумели мы предугадать ответ на вопрос заголовка? - Встретились ли при чтении непонятные слова или выражения? - Объясните: Заорет во все горло громко кричит Уйми забияку успокой его Чтоб духу твоего не было уйди Сосед полосу боронил обрабатывал землю Не в свое дело нос сует вмешивается в чужие дела След простыл ушел Сейчас мы немного отдохнём. Поэтапное чтение 1.Чтение 1 абзаца. - Что узнали о главном герое петухе? 2.Чтение 2 абзаца. - Что ещё нового узнали о петухе? - Что обозначает слово «норовит»? 3. Чтение 3 абзаца. - Что ещё нового узнали о петухе? - Как вы понимаете выражение «бочком-бочком»? 4. Чтение 4-5 абзаца. – Почему старуха прогнала петуха? – Каким показал себя в этой ситуации петух? – Почему петух оказался в лапах у лисы? 5. Чтение 6-7 абзацев. - Что значит браниться? - Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? - А как вы понимаете слово «позарился»? 6. Чтение 8-9 абзацев. - Как вы понимаете предложение «Так разошлась лиса, что и остановиться не может»? - Как петуху удалось одурачить лису? - А на кого обижается лиса? - Какая лисья повадка нашла объяснение в этой сказке? | Ответы детей Объяснения детьми значения словосочетаний. Выполняют физминутку. - Он был кривоглазый, кривобокий, забияка, задира. - Он ещё и драчливый. - Настойчиво стремиться что-нибудь сделать или добиться цели. - Петух был ещё и хитрый. - Очень осторожно. - Потому что он ей надоел. Надоело ссориться с соседками из-за него. - Он оказался обидчивый. - Он был одинок. Некому было за него заступиться. - Ругаться - Петух поддразнивал её, и она не выдержала и вступила в спор с мужиком. - Соблазнился на чужое. - Не контролировала себя, была сильно увлечена спором с мужиком. - Он заставил её вступить в ссору с мужиком, и воспользовался этим, убежал незаметно. - С тех пор лиса обижается на человека. - «Как увидит лиса человека – отвернёт морду и прочь бежит». | Коммуникативные УУД: -умение слушать и понимать других Личностные УУД: умение оценивать поступки Познавательные УУД – доказывать, аргументировать свою точку зрения, строить рассуждения в форме связи простых суждений. Личностные УУД: Здоровый образ жизни. Познавательные УУД: - умение строить речевые высказывания, рассуждать Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, |
III этап после чтения 8 мин. | 1. Концептуальная беседа по тексту. Цель: актуализация мыслительных операций и познавательных процессов 2. Работа в паре | Проблемный вопрос. - Так почему же петуху удалось провести и одурачить лису? - А так ли плохо быть хитрым? - Когда особенно ценно это качество? - Что необычного в образах лисы и петуха в латышской сказке? - Что осуждает латышский народ в сказке? Выполните задание 2 в тетради на с. 43, опираясь на текст в паре. | Он оказался хитрее лисы. - Не всегда плохо быть хитрым. - Это качество ценно, когда есть угроза жизни. - Петух и лиса поменялись местами. - В этой сказке народ осуждает грубость, жадность, склочность, глупость. Внешность: кривоглазый, кривобокий, одноглазый Характер:задира, забияка, крикун, обидчивый, вредный, хитрый | Личностные УУД: умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные УУД: сотрудничество со сверстником, умение договариваться и находить общее решение, умение убеждать и уступать. |
Подведение итогов урока 3-5 мин. | Рефлексия | - С какой сказкой мы сегодня познакомились? - Какое качество помогло петуху обмануть лису? - Чему учит эта сказка? Оцените при помощи светофора свою деятельность на уроке | -Помогла хитрость. Это качество ценно, если дело касается жизни и здоровья. - Учит быть умными, задумываться о своих поступках, высмеивает грубость, глупость, склочность. Оценка и рефлексия собственной деятельности. | Личностные УУД: -умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли, Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; |