kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок кубановедения "С верой в сердце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели : Создание условий для формирования и  развития чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры, приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок кубановедения "С верой в сердце"»

Разработка урока кубановедения в 3-м классе по теме

"С верою в сердце"

Щукина М.А. –

учитель начальных классов МБОУ СОШ №5



Цели : Создание условий для формирования и развития чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры, приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа 

Планируемые результаты (предметные): Знакомство с храмами Краснодарского края и Калининского района, с их названиями, с искусством колокольного звона, с мелодиями колоколов, знать отличия православного храма от культовых со­оружений иных религий и других архитектурных сооружений, значение христианской веры для казачества

Личностные результаты: Развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата.

Познавательные: общеучебные - извлекают информацию, представленную в форме текста и рисунка, перерабатывают полученную информацию, делают выводы на основе обобщения; формулируют ответы на вопросы;

логические - осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков; прогнозирование содержания урока по его названию и с опорой на предыдущий опыт; установление причинно-следственных связей; осуществление синтеза (составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов) для понимания смысла и целостного восприятия текста.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания – устные и письменные.

Тип урока: усвоение новых знаний

Образовательные ресурсы (оборудование):

  • Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я., Вторенко И.В., Сперанский Ю. Кубановедение 3 класс: Учебник. — Краснодар.: ОИПЦ «Перспективы образования», 2016

  • Карточки

  • Презентация

  • ТСО (настенный экран, ноутбук. мультимедийный проектор, колонки)

Сценарий урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности:

Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из вашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.


- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"


- Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- )


- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...


- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...


- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...


Меня зовут Марина Альгирдасовна. Сегодня урок кубановедения у вас проведу я.

- Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным?


Д. – Настроение должно быть хорошим, деловым.


У. – Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение.


Д. – Спасибо!


  1. Актуализация и пробное учебное действие:



Предлагаю вспомнить некоторые моменты прошлых уроков

Перед вами на парте лежат карточки с тезисами. Вы должны рядом с тезисом поставит слово: согласен или не согласен.



1. В конце 18 века Россия воевала с Францией за выход к берегам Чёрного моря. _________________________

2. За подвиги в сражениях царь Петр 1 даровал казакам грамоту на владение кубанскими землями.__________________

3. Первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого высадился в августе 1792 года на берегу Тамани. ___________

4. Второй отряд во главе с атаманом Захарием Чепегой, двигаясь посуху подошёл к Ейскому укреплению. ______________________

5. По дороге к ним присоединился последний отряд во главе с войсковым судьёй Антоном Головатым. __________________

6. Русскими солдатами– были основаны большинство современных городов и станиц края.____________________________




Проверка задания: - Назовите номера тезисов, в которых были указаны не точные сведения

-Как следует читать верно? (зачитывание учащимися верных ответов)





- Хорошо, молодцы, справились с заданием, теперь послушайте внимательно стихотворение и о чём идёт речь, какой смысл скрыт в его строчках?

Там, где выгнула русло река, (Река Кубань)

Как подкову у глинистой кручи,

Свиток царский был предком раскручен

и прочитан под гул тростника. (Екатерина II даровала земли казакам).

-Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И растить казаков… (В.Бардадым) (Основание города Краснодара, защита земель от врагов.)

- о какой реке идет речь? Какой свиток был раскручен?

-Какова тема стихотворения?

- Всё верно. Вы много говорили о казаках: как они выглядели, в каких жилищах жили, как их обустраивали.

3. Выявление места и причины затруднения:

Учащиеся получают карточки с четырьмя вопросами: (Работа в парах)

1) Что было главным и почётным в городе, в станице, хуторе? (Церковь)

2) Какую святыню перевозили с собой казаки? (Походную Свято-Троицкую церковь).

3) Какой собор был построен в 1802 году в Екатеринодаре? (Собор Воскресения Господня. После собора был построен Храм Святого Александра Невского).

4) Что произошло с ним позже? (Храм разобрали, после смены власти. Но архитекторы со слов по описанию восстановили Храм. Христианская вера была сильнее и храм перестроили в часовню Святого А.Невского).

-На какие вопросы можете сразу ответить, а какие вызывают затруднения?

(Что было главным и почётным в городе, в станице, хуторе? (Церковь)

(на доску вывешивается слово церковь)

-Поберите к слову синоним.(Храм. Вывешивается на доску)

- а какие слова ассоциации тесно с ними связаны? (Вера , молитва, бог..)

- Давайте вспомним казачью поговорку:

На слайде:

КАЗАК БЕЗ ВЕРЫ НЕ КАЗАК!


-Почему так говорят? (звучат ответы детей)


Седьмая заповедь казака гласит

На слайде)


в ывод: учитель, дети


-Через веру казак ощущал свое единство с православным миром. Вера учила не боятся смерти на войне, стойко переносить все невзгоды и лишения, смело и спокойно идти навстречу опасности







Формулирование темы урока

- Кто догадался,  о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о значении христианской веры в жизни казачества, о сильных и искренних молитвах казаков)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Чем мы будем заниматься? Расставьте слова в нужном порядке и мы узнаем тему урока

На доске С ВЕРОЮ В СЕРДЦЕ

  1. Построения проекта выхода из затруднения:

У вас некоторые вопросы вызвали затруднения

-Обратимся к тексту учебнику на страницах 48 – 50, узнаем ответы на интересующие вопросы.

5. Первичное усвоение новых знаний. Реализация построенного проекта: (работа в группах 1-2-3)

Самостоятельная работа с учебником (с.48-49).

Работа в группах по рабочему листу урока (Приложение 1.).

- Нужно ответить на вопросы с помощью учебника.

1 группа с.48-49

2 группа с.49

3 группа с.50

V.Первичная проверка понимания

-Каждая группа подготовила ответы на вопросы. Сейчас мы послушаем выступающих группы 1 и 2.

-Чем отличается храм от других архитектурных сооружений (дворца, театра)?

-Какую святыню перевозили с собой казаки?(походную Свято-Троицкую церковь).

-Какой собор был построен в 1802 году в Екатеринодаре? (Собор Воскресения Господня) после собора был построен Храм Святого Александра Невского).

-Что произошло с ним позже?(Храм разобрали, после смены власти. Но архитекторы со слов по описанию восстановили Храм. Христианская вера была сильнее и храм перестроили в часовню Святого А.Невского.).

-Какой собор восстановлен по архивным документам в современное время? На какой улице г.Краснодара он находится?



-Так почему же появилась поговорка «казак без веры не казак»? Какое значение имела вера в жизни казака?

Вывод делают учащиеся



Рассказ учителя.

Православные кубанские казаки, христиане с молитвой в душе и хлеб растили и Отчизну защищали и Храмы строили. После переселения казаков на Кубани было 4 церкви, а сегодня в Краснодарском крае около 400 православных Храмов, возведенных потомками казаков.

ПОКАЗ КНИГИ ХРАМЫ ГОРОДА.

На доске фото Храмы ст.Старовеличковской,( Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий храм)

Ст Калининской - храм Богоявления

-Рассмотрите внимательно иллюстрации. Есть ли здесь знакомые вам сооружения?

-Как называются храмы? Где они расположены? Что вы интересного знаете об этом храме?

(храм Богоявления, расположен по улице Советская)

Рассказ учителя

Богоявленский храм, который сейчас стоит в станице, был построен в 1855 году. Первоначально в станице стояла церковь, которую казаки-переселенцы привезли с собой в 1809 году и собрали ее на пожертвованные средства. Молитвами божьими освятили место, чтобы никакие природные и жизненные стихии не навредили и не разрушили храм. Но к середине 19-го века здание обветшало и было решено возвести новый храм. Богоявленский храм построили деревянный на каменном фундаменте. Строили, как тогда было принято, без гвоздей, на шипах и клиньях. 

- Так сколько же лет храму Богоявления ? (163 года)



-Ребята, а кто из вас был в одном из этих храмов? Как правильно вести себя в храме?

Презентация Правила поведения в храме

VI.Первичное закрепление

-давайте прослушаем отрывок из муз.произведения.. Как вы думаете в чем исполнении прозвучала песня, О чем она?

- 3 группа расскажет нам о том, что же является голосом храма. (колокола)

-Как называется место колокола в храме ? Звонница

-Перечислите названия колокольных звонов

Рассказ учителя

Искусство колокольного звона очень древнее. Чтобы колокол красиво звучал, мастера-литейщики составляли особые сплавы металла и изучали секреты отливки колоколов. Первые колокола для храмов Кубани были отлиты из переплавленных турецких пушек.

С колокольни (звонницы) далеко разносится и над шумными городскими улицами, и над раздольем станиц колокольный звон. В народе его называют голосом Храма .Звонят в колокола специальные подготовленные люди –звонари.(по Христианскому поверью в светлую Седьмицу(неделя после Пасхи) рождаются звонари). У каждого колокольного звона есть свое название и предназначение.

СЛУШАЕМ ЗВОН И ПРОВОДИМ СЛОВАРНУЮ РАБОТУ

Словарная работа .

БЛАГОВЕСТ - мерные удары в один большой колокол, созывающий верующих на службу

НАБАТНЫЙ ЗВОН, набат - очень частые удары в один колокол, сигнал тревоги.

ПЕРЕБОР - размеренный, печальный звон.

ПРАЗДНИЧНЫЙ ПЕРЕЗВОН, самый красивый звон по одному или несколько ударов в каждый колокол, повторяется трижды

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Прослушивание аудиозаписи колокольного звона. (Приложение .)


А мы с вами продолжим. Я предлагаю погрузиться в атмосферу того времени. Перед вами карточки с ситуациями из жизни казаков .


P.S Учащиеся получают карточки с различными ситуациями из жизни казаков. (Погружение атмосферу того времени, расположение их по порядку, чтобы получился связный рассказ). (Групповая работа)

Задание для 1 группы

1.Свою историю казаки знали и почитали. Как бы они ни жили – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла.

2.Если в комнату заходили гости – первым делом крестились подле икон, покрытых сверху вышитыми или кружевными рушниками.

3.Когда строили хату, её начало – первые ряды из тяжёлого, гулкого самана – тоже начинали возводить с восточной стороны, от угла, где впоследствии располагался домашний иконостас.

4.За несколько дней до входин (новоселья) обязательно приглашали священника, чтобы тот освятил помещение. Тогда же в комнату заносили дорогие сердцу иконы, среди них и те, которыми благословляли молодых на свадьбе.



Задание для 2 группы

.Подходил срок службы казака.

2.В день отправки, по давнему обычаю, он не выходил со двора до тех пор, пока отец с матерью не снимали из святого угла икону – образ Сына Божьего Иисуса Христа или Николая Угодника – и не благословляли ею молодого воина.

3.На шею вешали медальон с изображением Георгия Победоносца – покровителя воинов на Руси – или зашивали в одежду маленькую, со спичечный коробок, иконку, чтобы та оберегала их сына от смерти, от вражеской пули. Лишь после этого всей семьей провожали парубка до калитки, где он садился на коня, чтобы присоединиться к своим друзьям-одногодкам, уже поджидавшим его на улице. Молодые воины направлялись в церковь, где священник служил напутственный молебен.

4.Шли годы. Казак возвращался. Заметив из окна приближающегося сына, родители выходили с иконой к калитке встречать его. Благодарили Бога за спасение сына, поздравляли возмужавшего воина с возвращением в «родную степь».

5.Икона возвращалась на прежнее место, рядом с ней теперь висел казачий медальон.

6.Святой угол иногда называли и царским, Может быть, потому, что там хранили портреты царя и членов его семьи те, кто служил в Конвое Его императорского величества, но в большей степени, пожалуй, - по названию иконы с изображением Иисуса Христа – Царь Славы.

7.Потом в этом углу появится красивая шкатулка с наградами и походной иконкой, побывавшей с казаком на службе. Походную иконку отца получал сын, отправляясь на службу.

8. Так святой угол простой казачьей хаты становился началом истории рода, семьи, где жизнь каждого казака переплеталась с историей страны и приобретала особый смысл.

Задание для 3 группы

  1. В воскресные дни с раннего утра из разных концов просыпающихся улиц направлялись в церковь казаки. Молодые и пожилые, с женами и с детьми – кто на дрожках, либо в расписных тачанках, устланных персидскими коврами, либо в лакированных экипажах.


  1. Повсюду праздничные черкески с серебряными газырями и малиновым уголком бешмета, женские юбки, выглядывающие одна из-под другой в семь-восемь слоев, разноцветные девичьи платки. По дороге встречали родных и друзей, обнимались, целовали друг друга в щёки, договаривались увидеться после церковной службы.


  1. Впрочем, житейские радости и заботы отодвигались в сторону, как только люди приближались к ажурным воротам церкви. Здесь они останавливались, молитвенно склоняли головы, крестились на купола – и, оставив будничные помыслы и настроившись на торжественный лад, входили в храм..


ПОКА ДЕТИ ЧИТАЮТ-ВКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

-

-В каких жизненных ситуациях проявлялась вера казаков?


  1. VII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание творческого характера. У вас ребята впереди выходные. Попросите своих родных побывать в храме. А затем опишите свои эмоции, ощущения в мини -сочинении

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке: _Для чего мы с вами ребята говорим об этом на уроке кубановедени?

- Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Ведь мы земляки: у нас одна родина – наша прекрасная Кубань.

У меня в руках шкатулка. Это шкатулка знаний. Кто из вас хотел бы добавить в нее свои знания? – Что нового узнали на уроке?

- Молодцы! Спасибо за работу на уроке! 







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок кубановедения "С верой в сердце"

Автор: Щукина Марина Альгирдасовна

Дата: 12.06.2020

Номер свидетельства: 553177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока кубановедения в 3 классе "С верой в сердце""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt_uroka_kubanoviedieniia_v_3_klassie_s_vieroi_v_sierdtsie"
    ["file_id"] => string(6) "432146"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507832627"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства