kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока кубановедения в 3 классе "С верой в сердце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с ФГОС на основе системно-деятельностного подхода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока кубановедения в 3 классе "С верой в сердце"»

Разработка урока кубановедения в 3-м классе по теме

"С верой в сердце"

Сидоренко Ирина Викторовна –

учитель начальных классов МБОУ ООШ №25

Тип урока: урок открытия новых знаний



Цели деятельности педагога: познакомить с религиями, которые исповедуют жители Краснодарского края; формировать у учащихся знания об истории и событиях, происходивших в жизни земляков; вызвать интерес к изучаемой теме: к своей родословной, обычаям, традициям и реликвиям; воспитывать чувство патриотизма, толерантности, внимательное отношение к станичникам старшего поколения.

Планируемые результаты (предметные): сформировать представление о вере и основных церковных понятий. Усвоить исторические аспекты развития православной веры.

Личностные результаты: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, 
умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной 
задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Образовательные ресурсы (оборудование):

  • Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я., Вторенко И.В., Сперанский Ю. Кубановедение 3 класс: Учебник. — Краснодар.: ОИПЦ «Перспективы образования», 2016

  • Науменко Т.А., Матвеева Ю.А. Кубановедение 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы — ОИПЦ «Перспективы образования», 2016

  • Карточки

  • Презентация

  • ТСО (настенный экран, ноутбук. мультимедийный проектор, колонки)

Сценарий урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности:

Вы услышали звонок?

Вам сказал он: «На урок!»

Что ж, урок пора начать

И заданье проверять.

-Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку? На столах у вас должны лежать: рабочие тетради, учебник, дневник и пенал. На уроке будьте внимательны, постарайтесь быть активными. Обратите внимание на осанку. (Слайд 2)

  1. Актуализация и пробное учебное действие:

- Ребята, прежде чем мы откроем учебник, и приступим к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые моменты прошлых уроков.

- Кем были основаны большинство современных городов и станиц? (Казаками-переселенцами, черноморцы)

- Как звали 2-хвеликих людей, вошедшие в историю? (Захарий Чепега и Савва Белый)

- Какими путями шли казаки, кто каким? (Захарий Чепега –сухопутным путём, а Савва Белый –морским)

- Какое место «сыскали» для казачьей столицы? (На берегу Кубани)

- Кто указал на это место? (Войсковой атаман Захарий Чепега)

- Хорошо, молодцы, ответили на мои вопросы, теперь послушайте внимательно стихотворение и о чём идёт речь, какой смысл скрыт в его строчках?

Там, где выгнула русло река, (Река Кубань)

Как подкову у глинистой кручи,

Свиток царский был предком раскручен

и прочитан под гул тростника. (Екатерина II даровала земли казакам).

-Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И растить казаков… (В.Бардадым) (Основание города Краснодара, защита земель от врагов.)

- Всё верно. Мы с вами много говорили о казаках: как они выгладили, в каких жилищах жили, как их обустраивали.

3. Выявление места и причины затруднения:

Учащиеся получают карточки с четырьмя вопросами: (Работа в парах)

1) Что было главным и почётным в городе, в станице, хуторе? (Церковь)

2) Какую святыню перевозили с собой казаки? (Походную Свято-Троицкую церковь).

3) Какой собор был построен в 1802 году в Екатеринодаре? (Собор Воскресения Господня. После собора был построен Храм Святого Александра Невского).

4) Что произошло с ним позже? (Храм разобрали, после смены власти. Но архитекторы со слов по описанию восстановили Храм. Христианская вера была сильнее и храм перестроили в часовню Святого А.Невского).

На какие вопросы можете сразу ответить, а какие вызывают затруднения? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Чем мы будем заниматься? (Слайд 3)

4. Построения проекта выхода из затруднения:

-Обратимся к тексту учебнику на страницах 48 – 49, узнаем ответы на интересующие вопросы.

5. Реализация построенного проекта: (Комментированное чтение).

Кубанские казаки – люди православные. С молитвой в душе казак и хлеб растил, и Отчизну защищал, и храмы строил. Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божьей Матери, святых, чудотворных икон.

Известно, что уже через четыре года после переселения казаков на Кубани было 4 церкви, а сегодня в Краснодарском крае около 400 православных храмов, возведенных потомками казаков. Один из старейших – деревянный храм Богоявления, построенный без единого гвоздя в станице Калининской. (Просмотр изображений храмов с. 48 учебника, слайды 4-10)

- Чем отличается храм от других архитектурных сооружений?

Главная внешняя особенность православного храма – купола с установленными на них крестами.

С первым потоком переселенцев-черноморцев в 1793 году на Кубань прибыла в обозе (в разобранном виде) походная войсковая Свято-Троицкая церковь, которая сразу была установлена. (Слайд 11). На Тамани войсковым судьёй Антоном Головатым была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы (в 1794 году). Сами названия казачьих поселений несли отпечаток веры: станицы Архангельская, Благовещенская, Вознесенская, Новотроицкая, Новопокровская, Новорождественская, Петропавловская, Успенская…

Среди наших земляков - кубанцев – люди ста двадцати национальностей: русские, адыги, украинцы, греки, армяне и многие другие… У каждого народа свои обычаи. В них отражается душа народа: уклад жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Ведь мы земляки: у нас одна родина – наша прекрасная Кубань.

Казаки исстари считались народом свободолюбивым, не терпящим никакого гнета и принуждения, но в одном деле они были едины и покорны: когда полагалось нести свою дань в пользу церкви – десятую часть «от меча и весла».

Колокола Кубани

К вечерне с выси Красного собора

Молитвенно звонят колокола.

Рубинами закат украсил город.

Мерцаньем ранних звезд река светла…

Шумит-бурлит кубанская столица –

У краснодарцев вечные дела,

Но как преображаются их лица,

Когда взывают к ним колокола!..


Звонари– специально подготовленные люди. У каждого колокола есть своё название и предназначение.

(Работа в парах, с. 50 учебника)

??? О чём звонят колокола?

Благовест

Набат (Слайд 12, озвучиваем)

Перебор

Праздничный перезвон

Трезвон


(Прослушивание звукозаписи звучания колокола, «Под сенью храма»)

Физминутка

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки!

Мы ладони к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево вправо.

Получается на славу.



6. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи:

Учащиеся получают карточки с различными жизненными ситуациями из жизни казаков. (Погружение атмосферу того времени, расположение их по порядку, чтобы получился связный рассказ). (Групповая работа)

Задание для первой группы:

  1. В воскресные дни с раннего утра из разных концов просыпающихся улиц направлялись в церковь казаки. Молодые и пожилые, с женами и с детьми – кто на дрожках, либо в расписных тачанках, устланных персидскими коврами, либо в лакированных экипажах.


  1. Повсюду праздничные черкески с серебряными газырями и малиновым уголком бешмета, женские юбки, выглядывающие одна из-под другой в семь-восемь слоев, разноцветные девичьи платки. По дороге встречали родных и друзей, обнимались, целовали друг друга в щёки, договаривались увидеться после церковной службы.


  1. Молодые люди под любым предлогом старались отстать от строгих родителей, искали глазами своих приятелей или подружек, а главное – того или ту, ради кого останавливались, выглядывали поверх голов.


  1. И только ребятишки, словно перекати-поле, перебегали от одной группы к другой, суетились, восхищенно разглядывая все, что их окружало.



  1. Впрочем, житейские радости и заботы отодвигались в сторону, как только люди приближались к ажурным воротам церкви. Здесь они останавливались, молитвенно склоняли головы, крестились на купола – и, оставив будничные помыслы и настроившись на торжественный лад, входили.

??? Как нужно вести себя в храме?

(Просмотр изображения церкви, иконостаса) (Слайд13) (Вопрос задаётся и просматривается слайд, когда учащиеся отвечают).

  1. В храме заказывали литургию или панихиду, покупали, зажигали и ставили свечи, отвешивая поклоны в сторону икон.


  1. Рядом с иконами располагались высокие, начищенные мелом до блеска, переливающиеся медные доски. На них старославянскими буквами были начертаны фамилии погибших в бою либо на служебном посту казаков, уроженцев этой станицы или города, с указанием полученных им наград (как правило Георгиевских крестов).

Информация для справки: Известно, что 27 марта 1878 года по Кубанскому казачьему войску был отдан приказ «Об увековечении памяти о подвигах воинских чинов, павших героями служебного долга во славу Царя, Отечества и Веры православной», список казаков открывался с 1792 года. Были в приказе и такие запоминающиеся слова: «Сохранение имен этих героев в памяти для нас, кубанцев, составляет священный долг и обязанность».


  1. И стояли в той же церкви их матери, отцы, жены, вдовы, дети, выросшие без отца; и не одна слеза падала на грудь, когда губы шептали имя любимого человека, которого уже не было рядом.


Задание для второй группы:


1.Свою историю казаки знали и почитали. Как бы они ни жили – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла.

2.Если в комнату заходили гости – первым делом крестились подле икон, покрытых сверху вышитыми или кружевными рушниками.

3.Когда строили хату, её начало – первые ряды из тяжёлого, гулкого самана – тоже начинали возводить с восточной стороны, от угла, где впоследствии располагался домашний иконостас. (Слайд12)

4.За несколько дней до входин (новоселья) обязательно приглашали священника, чтобы тот освятил помещение. Тогда же в комнату заносили дорогие сердцу иконы, среди них и те, которыми благословляли молодых на свадьбе.


Задание для третьей группы:


1.Подходил срок службы казака.

2.В день отправки, по давнему обычаю, он не выходил со двора до тех пор, пока отец с матерью не снимали из святого угла икону – образ Сына Божьего Иисуса Христа или Николая Угодника – и не благословляли ею молодого воина.

3.На шею вешали медальон с изображением Георгия Победоносца – покровителя воинов на Руси – или зашивали в одежду маленькую, со спичечный коробок, иконку, чтобы та оберегала их сына от смерти, от вражеской пули. Лишь после этого всей семьей провожали парубка до калитки, где он садился на коня, чтобы присоединиться к своим друзьям-одногодкам, уже поджидавшим его на улице. Молодые воины направлялись в церковь, где священник служил напутственный молебен.

4.Шли годы. Казак возвращался. Заметив из окна приближающегося сына, родители выходили с иконой к калитке встречать его. Благодарили Бога за спасение сына, поздравляли возмужавшего воина с возвращением в «родную степь».

5.Икона возвращалась на прежнее место, рядом с ней теперь висел казачий медальон.

6.Святой угол иногда называли и царским, Может быть, потому, что там хранили портреты царя и членов его семьи те, кто служил в Конвое Его императорского величества, но в большей степени, пожалуй, - по названию иконы с изображением Иисуса Христа – Царь Славы.

7.Потом в этом углу появится красивая шкатулка с наградами и походной иконкой, побывавшей с казаком на службе. Походную иконку отца получал сын, отправляясь на службу.

8. Так святой угол простой казачьей хаты становился началом истории рода, семьи, где жизнь каждого казака переплеталась с историей страны и приобретала особый смысл.

Задание для четвертой группы:

1. Великим уважением окружали в станице тех, кто отправлялся в святые места, - паломников. В церкви торжественно оглашали их фамилии, служили в честь этого события молебен, желали удачи и счастливого пути.

2.Дорога к святым местам: Киево-Печерской лавре, Новому Афону – была долгой, порой опасной, потому паломники чаще всего присоединялись к купеческим обозам или чумакам.

3.То, что паломники приносили по возвращении, было самым ценным, дорогим подарком: нательные крестики, Евангелие, иконы и иконки.

4.Казачьи семьи радушно принимали паломников из далеких мест: через Кубань в Новороссийск проходил путь в Иерусалим. Их оставляли на ночлег, щедро угощали, жадно слушали рассказы о святых местах.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Самостоятельная работа по тетради стр.20. «Подумай и ответь» (первое)

Самопроверка по учебнику стр.49.

8. Включение в систему новых знаний и повторение:

Вернёмся к карточкам с четырьмя вопросами, теперь мы можем ответить на эти вопросы. Учащиеся отвечают.

1) Что было главным и почётным в городе, в станице, хуторе? (Церковь)

2) Какую святыню перевозили с собой казаки? (Походную Свято-Троицкую церковь).

3) Какой собор был построен в 1802 году в Екатеринодаре? (Собор Воскресения Господня. После собора был построен Храм Святого Александра Невского).

4) Что произошло с ним позже? (Храм разобрали, после смены власти. Но архитекторы со слов по описанию восстановили Храм. Христианская вера была сильнее и храм перестроили в часовню Святого А.Невского).


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке:

- Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Ведь мы земляки: у нас одна родина – наша прекрасная Кубань.

Маленькие иконки были очень распространены среди казаков. Ими пользовались постоянно. Отправляясь на ярмарку, пусть даже в соседнюю станицу, казак непременно возьмет с собой в нагрудный карман иконку с Николаем Святым; чтобы не было скандала в доме – поможет Гурий, Самон и Явив; чтоб дома были все здоровы – просили целителя Пантелеймона, собираясь на военную службу - обращались к Георгию Победоносцу.

(Учитель дарит памятные иконки).


– Что нового узнали на уроке?

- Какие слова ключевые для нашего урока) (Слайд 14)

- Какой вывод можно сделать? (слайд 15)

- Оцените свою работу. (Зеленый кружок – все верно, желтый – одна-две ошибки, красный кружок – три-четыре ошибки)

Домашнее задание: Тетрадь для самостоятельной работы стр.20 (оставшиеся задания).

- Молодцы! Спасибо за работу на уроке! 







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока кубановедения в 3 классе "С верой в сердце"

Автор: Сидоренко Ирина Викторовна

Дата: 12.10.2017

Номер свидетельства: 432146


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства